Без воды
Три дня город был на грани техногенно-экологической катастрофы
За три дня в городе одна за одной случились три аварии на очистных коллекторах.
28 мая воды не было во всех районах города с 11:00 до 16:00 из-за аварии на очистном коллекторе на ул. Прокофьева. 29 мая водоснабжение отсутствовало у жителей Курского и Роменского микрорайонов, на ул. Кирова и Троицкой, а также в центре города. Воду включили лишь к обеду субботы. Этот порыв произошел в районе ул. Героев Сталинграда. И в первом, и во втором случае аварийные бригады переключались на старую, параллельную ветку коллектора, т.к. ремонт основной был практически невозможен.
Сейчас основные проблемы с ликвидацией аварии позади. Но дать гарантию того, что ситуация не повторится завтра, не может никто: трубы, уложенные в 1965–1975 г., находятся в очень плохом состоянии.
Мэр города Геннадий МИНАЕВ распорядился, чтобы сотрудники КП «Горводоканал» подготовили необходимые документы и убедили депутатов выделить из бюджета около 5 млн. грн. 3 млн. нужны на замену 1250 м напорного коллектора от КНС-2 до КНС-1а, еще 2,2 млн. грн. — для строительства дюкерного перехода через реку Псел от КНС-1а до пр. Лушпы. «Говорите всем — работаем временно. Если в этом году не сделаем этого, город навсегда останется без воды», — заявил мэр.
Впрочем, сотрудники КП «Горводоканал» как никто другой знают, что он прав.
Сейчас в городе Сумы действует практически одна канализационная ветка, идущая по поймам рек: все сточные воды на очистные сооружения подаются одним коллектором, на котором работают шесть насосных станций. Любая серьезная поломка полностью останавливает водоснабжение города из-за опасений, что сточные воды попадут в реки и случится экологическая катастрофа.
Первые итоги
Сейчас, когда все позади и можно немного перевести дух, городские чиновники браво отчитываются о проделанной работе: мол, эти дни город прожил без чрезмерных потрясений. Главный санитарный врач города Александр ЧЕРНЯК также считает, что необходимый минимум был обеспечен. Но если судить по отзывам людей, очевидно, что многие возникавшие трудности попросту замалчиваются. Все могло закончиться значительно хуже, во многом сумчанам просто повезло.
Мэр особо отметил и поблагодарил ремонтную службу «Водоканала», которая, по его словам, три дня работала самоотверженно. Все же остальные городские службы, по мнению мэра, были посторонними наблюдателями. «В таких ситуациях городские службы должны работать как часы, а так „Водоканал“ остался наедине. И денег не даем, и не помогаем. Это будет нам урок на будущее», — резюмировал мэр.
Как это было
«В 8 утра поступило сообщение от жителей ул. Прокофьева, что в районе дома №25 текут канализационные стоки. Водоснабжение отключили. Перешли на параллельную ветку. До 14:00 авария была ликвидирована. Как только начали запускать воду, случилась авария в районе КНС-6 на том же коллекторе. Около 21:00 порыв ликвидировали. Ночь пережили спокойно. Утром случилась авария на коллекторе в парке „Сказка“. На нее были брошены все силы. Аварию до двух ночи ликвидировали, параллельно меняли трубы на КНС-2. Поменяли засовы и включили линию для набора воды. После этого обнаружили еще восемь порывов. Было принято решение вывести ее из строя, и 30 мая утром перешли на один напорный коллектор», — рассказал главный инженер «Горводоканала» Иосиф ТЫСИВСКИЙ.
Заместитель директора «Горводоканала» Владимир ГНАПОВСКИЙ считает, что подобные ситуации невозможно предвидеть. «Мы часто называем это авариями и катастрофами, а это просто износ сетей, которые прослужили больше 40 лет и находятся за чертой дальнейшей эксплуатации. Вчера ночью восстановили в одном месте коллектор, а когда в четыре утра пустили, оказалось, что на нем возникли восемь порывов», — обрисовал он ситуацию в эфире ТРК «Академ-ТВ». Ситуация осложнялась тем, что коллектор глубоко закопан, на нем около парка «Сказка» построена так называемая дамба с высокой насыпью. Коллектор трудно было раскапывать, еще сложнее оказалось откачать грунтовые воды, так как все опасались, что стоки попадут в реки Сумку или Псел.
Владимир Гнаповский вспомнил, что за последние десять лет он написал в различные инстанции 38 писем с просьбой переложить эту «ветку», проложенную в 1968 году.
По его словам, с прошлого года городская власть обратила внимание на проблемы предприятия и выделила из бюджета 1,5 млн. грн., что позволило запитать КНС-1 и КНС-2 электроэнергией по первой категории. «Мы начали строительство коллектора от КНС-1 до пр. Лушпы. Если в этом году выделят хотя бы 2 млн. грн., мы этот коллектор достроим. И таким образом будем иметь не один, а два коллектора, что позволит сумчанам спокойно жить с водой», — считает Владимир Гнаповский.
Говорят чиновники: все ОК
В таких аварийных ситуациях принято, прежде всего, обращать внимание на самые важные объекты: роддомы, больницы, госпитали. Очевидно, что профильный заместитель городского головы (в нашем случае — Сергей ПАНЧЕНКО) просто обязан обеспечить и проконтролировать этот процесс лично. Впрочем, где был заместитель мэра в эти нелегкие для его подопечных часы, выяснить так и не удалось. Видимо, там же, где и все химики, отмечающие профессиональный праздник.
Начальник городского управления здравоохранения Ольга БРАТУШКА сообщила, что форс-мажорных ситуаций не возникало, разве что в больнице №5 отменили плановые операции — перенесли их на следующую неделю. 29 мая в больницы подвозили воду с Пришибского и Лепеховского водозаборов.
Как сообщил начальник городского управления по чрезвычайным ситуациям Александр ДАНИЛЕНКО, больницы успели предупредить, и они смогли запастись водой. Спецтехникой, имеющей санитарные паспорта, по больницам развезли 3 тонны питьевой воды. Возили молоковозами, принадлежащими молокозаводу и ООО «Горобина». Был решен вопрос и с подвозом технической воды, которую хотели возить пожарными машинами, но главный санитарный врач города Александр ЧЕРНЯК побоялся возникновения инфекций и запретил ее подвоз. «Больницы брали воду при помощи скорой помощи у своих братьев из другого района», — рассказал Александр Даниленко.
Что касается ситуации с роддомом, то Александр Даниленко признал, что, возможно, воды и не хватало: «Они получили остатки — 700–800 л питьевой воды. Мы попросили их продержаться. Они брали воду и для технических нужд, так как техническую воду не подвозили».
Свидетельствуют люди: обезвоженные роды
Супруги Валерия ОЛЕЙНИКОВА и Вячеслав ПУКАСЬ навсегда запомнят рождение своей дочери Ульяны. Девочка родилась в ночь с 29 на 30 мая — как раз в то время, когда в Сумском роддоме №1 не было воды. «Всё обошлось благополучно, кроме того, что во время родов медперсонал ощутил нехватку воды», — рассказывает Вячеслав, который был с женой во время родов. Он стал свидетелемтого, как медсестры не смогли помыть инструменты и руки, поэтому использовали влажные салфетки и полотенца. Для мытья пола в родильном зале после каждой роженицы выделяли один тазик воды. А в палатах у некоторых рожениц не было даже питьевой воды.
Валерия поступила в роддом в пятницу в девять часов вечера. В приемном отделении никто из сотрудников не сообщил, что нет воды. Об этом Вячеслав узнал от мужчины, который с бутылкой воды шел в родильное отделение к своей жене. Валерии на роды воды хватило. Однако в шесть утра Вячеслав отправился к роднику на ул. Гамалея за водой для жены. Вернулся к 11:00, привез 100 л воды: бочку на 60 л и две бутыли по 20 л. По пути в родильное отделение на четвертом этаже роддома одну бутыль пришлось отдать медсестрам из приемного отделения. Те приняли Вячеслава за работника «Горводоканала» и настояли на том, чтобы он оставил им воду. «Я пояснил, что пришел к жене, но водой поделился», — говорит Вячеслав. Ни у Вячеслава, ни у Валерии нет претензий к сотрудникам роддома. Вячеслав признается, что, несмотря на такие обстоятельства, медсестры и врач вели себя спокойно, не нервничали.
Главный врач роддома №1 Дмитрий КРАВЦОВ уверяет, что в ночь с 29 на 30 мая проблем с водой учреждение не испытывало. Он подтвердил, что роддом, как и весь город, был без водоснабжения, но персонал успел создать запас воды — в пластиковых бутылках, ведрах, в ванных и кастрюлях. «Нарушений санитарных норм не было. Пищеблок работал без сбоев, для питья была кипяченая вода. Все роженицы были снабжены водой для гигиены», — подчеркнул Дмитрий Кравцов. Поступок Вячеслава Пукася главврач назвал «собственной инициативой», потому что никто из персонала не просил мужчину привозить воду. По словам Дмитрия Кравцова, если бы роддом в этом нуждался, дежурный врач мог бы сообщить об этом начальнику городского штаба гражданской обороны Юрию МУЖЕЦКОМУ — и воду сразу подвезли бы.
Пришлось самостоятельно запасаться водой и работникам областного госпиталя для ветеранов ВОВ. По словам начальника госпиталя Вячеслава ПИЛИПЕНКО, благодаря тому, что об отключении воды городская власть предупредила заблаговременно, пищеблок и пациенты успели запастись водой. Срочных операций в пятницу и субботу в госпитале не было. Плановые операции в выходные дни в госпитале не проводят. Поэтому выручили все имеющиеся в распоряжении емкости. Необходимости в дополнительном подвозе воды не возникло.
Тест-контроль для медицины
Отключения водоснабжения на прошлой неделе показали, могут ли больницы работать в чрезвычайных условиях. Как сообщил главврач областной больницы Владимир ГОРОХ, отсутствие воды 28, 29 и в первой половине дня 30 мая больница пережила без паники. На территории всегда есть пятитонный запас технической воды, которую используют в туалетах, для уборки, стирки и прочего. Питьевую воду три дня подвозили в пластиковых бетонах по 40 л. Ее раздавали в пищеблок и отделения — для пациентов и персонала. «Мы благодарны за помощь Сумскому молокозаводу. Все эти дни нам привозили воду в молоковозах, которые стерилизуют после каждой поездки, так что о гигиене можно было не беспокоиться», — говорит главврач.
Труднее всего пришлось отделению гемодиализа. Дело в том, что для работы аппарата «искусственная почка» необходима постоянная подача воды. Если ее нет, установка отключается сама. По словам начмеда областной больницы Леонида ГОРОХА, за сутки процедуру гемодиализа проходят 15–20 пациентов. Людей подключают к аппарату, который откачивает из организма кровь, очищает ее с помощью «искусственной почки» и вливает назад. По информации сотрудников отделения гемодиализа, люди с почечной недостаточностью должны проходить процедуру очищения через день. Они не могут вести нормальный образ жизни, уезжать далеко из города. Такие пациенты вынуждены подключаться к аппарату искусственной почки до конца жизни. Пропустив даже один сеанс, они чувствуют существенное ухудшение здоровья. Если не пройти процедуру несколько дней подряд, ухудшение будет необратимым. «По технологии каждый пациент за час потребляет 30 л воды, а сеанс длится четыре часа. За пятницу и субботу установки гемодиализа перекачали около 3 т воды, которую привез молокозавод», — говорит Леонид Горох. Полтора дня без воды больница пережила без особых проблем. На вопрос, какой промежуток времени может стать критическим, начмед ответил, что без воды страшны даже три-четыре часа — здоровье ждать не будет.
К счастью, городская больница №5 столкнулась с меньшими трудностями. Воды не было только в четверг с 17.00 до полуночи. Как рассказывают медсестры, им приказали набрать воду во все имеющиеся емкости — бутылки, ведра, вазы, но она практически не понадобилась. По словам заместителя главврача больницы №5 Анатолия ВОРОЖКО, 28 мая от МЧС поступило предупреждение об отключении воды, поэтому в больнице провели заседание чрезвычайного штаба. «Обстоятельства сложились хорошо. С 5 вечера до 12 ночи в ургентное отделение не поступил ни один пациент, поэтому обошлось без операций. Иначе представьте себе: сколько инструментов, персонала — и что, все мыть из черпачка?» — рассказывает Анатолий Ворожко. По его словам, самое затратное с точки зрения необходимости воды отделение гемодиализа также не работало — все пациенты прошли процедуру в первой половине дня.
По мнению начмеда, на этот раз больнице повезло. Однако при более длительном отключении постоянного суточного запаса воды может не хватить — и будут проблемы.