Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Вадим Дубоделов: “За свою землю воюем!”

835

Как и ради чего ищут проблемы и решения волонтеры из фонда «Сумы», рассказывает один из них
Наш собеседник — Вадим Дубоделов, 55 лет, сумчанин, частный предприниматель, куратор художественной галереи и сотрудник общественного фонда «Сумы», Информационного центра бойцов АТО, расположенного по адресу: пл. Независимости, 3, к. 243.
r: О деятельности Центра в общих чертах известно. В каких направлениях работаете лично Вы?
Вадим Дубоделов:
В общественном фонде «Сумы» есть два подразделения, в которых я работаю: «Семья героев» – группа, помогающая семьям воинов, погибших в АТО. Это помощь юридическая, психологическая, социальная. Второе направление — работа в Информационном центре помощи бойцам АТО. Центр работает с весны 2015 г. Речь идет о довольно большой группе людей, нуждающихся в поддержке, — по Сумам демобилизованных воинов насчитывается более 3 тыс. человек, по области в целом — 9 тыс. С другой стороны, возникло много волонтерских организаций, готовых им помогать в решении разных проблем. Назрела необходимость коммутации двух потоков: демобилизованных бойцов и тех, кто оказывает им помощь, — как в силу своих служебных обязанностей, так и на волонтерских началах.
R: Теперь подробнее о проблемах, которые приходится решать
В. Д.: Например, выделение бойцам АТО земельных участков под строительство. На этот счет было принято популистское решение, не подкрепленное реальными инструментами. На мой взгляд, следует выделять определенные массивы, делить их на участки, делать планы, подводить коммуникации. Нельзя сказать, что власть не работает — ведется поиск подходящих участков, и проблема будет решаться, только не так быстро, как хочется. Большинство свободной земли — за городом и предназначена для садоводства, а люди хотят строить дома, причем в черте города. Сейчас участники АТО сами создают общественные организации, информация обо всех имеется у нас. Мы ориентируем людей, в какую организацию лучше вступить, чтобы конкретные вопросы решать сообща. Очень важно организовать досуг для демобилизованных. Теннисный клуб в летнее время предоставляет корты, футбольный центр «Барса» – стадион.
R: В чем заключается психологическая помощь и существуют ли здесь проблемы?
В. Д.: Получается так, что Минбороны человек интересует только в тот период, когда он несет службу. Нет системы психологической реабилитации, закрепленной на законодательном уровне. Министерство обороны стало посылать демобилизовавшихся людей в санатории, многие с удовольствием едут, получают там психологическую помощь. Но там нет достаточного количества квалифицированных психологов. У нас по вторникам дежурят два психолога — подчеркиваю, психолога, а не психиатра, – к которым желающие могут обратиться, — подчеркиваю, работа с людьми только по их просьбе. Обратится человек — специалист определит, что ему нужно, – или просто для успокоения заняться спортом или рыбалкой, может быть, пройти пару сеансов с психологом, или дело обстоит серьезнее, нужно медикаментозное вмешательство. Это определяют наши специалисты, таких, кстати, сейчас не хватает, не многие имеют милитарную практику.
R: Сейчас на слуху проблемы с тем, что водители транспорта не хотят возить льготников, устанавливают собственные ограничения. Как обстоят дела с Вашими подопечными?
В. Д. : Можно было бы сказать, что вопрос решен. Есть некоторые нюансы по финансированию, компенсации перевозчикам бесплатного проезда льготников. Скорее это вопрос менталитета. В Сумах 43 семьи погибших — это немного, никто не разорится. Можно было бы даже не спрашивать удостоверение, не говорить, что, мол, у меня одно или два льготных места. Да большинство водителей так себя и ведут. Но вот совсем недавно водитель маршрутки оскорбил родителей погибшего в АТО полковника Анищенко. В День Революции Достоинства, 21 декабря, они ехали на встречу, которую мы организовывали специально к торжественной дате. А водитель не только отказался везти, но и стал оскорблять! Жлобство, другого слова нет. И до сих пор не установили, кто же он, хотя люди записали номер маршрутки.
R: Последний в нашей беседе вопрос: за что воюем?
В. Д. : Этот вопрос стали задавать, благодаря тенденциозной информации, подаваемой СМИ. Не без постороннего влияния, в русле начавшейся информационной войны с Россией, я уверен. Но в последнее время в СМИ стали появляться правильные, грамотные посылы. Мы воюем со страной, которая незаконно отобрала у нас около 30% территории, за свою землю воюем, это надо понимать. А помощь, внимание, забота, которые получают семьи погибших (их в области 130) и демобилизованные воины — наш вклад в эту борьбу, в будущую победу.
Фото автора
1.Главное — системность. Складывается впечатление, что Вадим Дубоделов успевает везде и все, присутствует в нескольких местах одновременно, но всегда — не на первом плане
Фото из архива
2.Внезапные смерти. Война – вот что сдетонировало, спровоцировало людей объединяться, вместе искать проблемы и решения

Алексей Сикорский, “Панорама” № 50