Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

ЗлоКачественное топливо

197

Качество бензина неконтролируемо. Как избежать обмана

Тимофей МЕЗЕНЦЕВ

Сомнительная заправка

С повышением цен резко снизилось качество бензина, что приводит к частым поломкам двигателей.

С начала года территориальные управления Госпотребстандарта проверили 7,4 млн. л нефтепродуктов, при этом забраковали и сняли с реализации 819 тыс. л — 11,2% горючего. При проверке 556 АЗС и 12,4 млн. л бензина забраковано и снято с реализации 2,25 млн. л — почти пятая часть. Сложно сказать, сколько некачественного бензина реализовано в Сумской области. Специалисты Сумского центра стандартизации и метрологии не проверяли заправки в Сумской области, так как в их компетенцию входит лишь проверка хранения бензина на нефтебазах.

“30 июля я заправил свой автомобиль ГАЗ-24 бензином А-80 на заправочной станции «Лукойл» по ул. Прокофьева. С момента заправки я сразу почувствовал что-то неладное с автомобилем, т.к. двигатель перестал набирать обороты и стал перегреваться. В связи с крайней необходимостью ежедневного выезда за пределы города я обратился на СТО с просьбой выяснить причину перегрева”, — рассказывает сумской автолюбитель Эдуард КОЗИН. После регламентных работ специалисты сошлись во мнении, что единственной причиной неисправности является некачественный бензин. Все механизмы оказались в норме, но из-за перегрева двигателя существовала опасность совершить ДТП на технически неисправном автомобиле. Этот случай далеко не единичный. Водители говорят, что возможность заправиться «левым» бензином высока. Все зависит от порядочности владельцев АЗС, а не от бренда, цены или марки бензина.

Фальсификация горючего стала массовой и повсеместной, не говоря уже о недоливе — прямом воровстве со стороны заправщиков.

Дорогое удовольствие

Заправка автомобиля некачественным топливом чревата последующими ремонтами.
При заправке некачественным горючим, в первую очередь, страдает топливная система автомобиля — ломается топливный насос, перегорают свечи зажигания, летят форсунки.

Бензин может не соответствовать ГОСТу 4063–2001 «Бензины автомобильные. Технические условия» несколькими параметрами: высоким содержанием бензола и серы, а также заниженным октановым числом. Превышение содержания бензола в горючем приводит к появлению в выхлопных газах канцерогенного бензопирена, который, как утверждают медики, провоцирует образование в организме злокачественных опухолей. Заниженное октановое число бензина может «убить» автомобиль: в карбюраторных двигателях возникает детонация, приводящая к быстрому износу мотора, а в инжекторных двигателях засоряются форсунки.

«Но если в неприхотливых „жигуленках“, измученных поддельным горючим, все может ограничиться прогоранием клапанов, то в дорогих иномарках выходит из строя электроника, отвечающая за подачу топлива, и тогда расходы на ремонт тянут на тысячи гривен», — объясняет автослесарь одной из сумских СТО Виктор МИРОНЕНКО.

В Украине отсутствует контроль за качеством продаваемого на автомобильных заправках топлива. Отечественные автомобилисты не могут быть уверены в том, что на заправках им предлагают бензин именно той марки, которая указана на стендах.

Не исключение и топливо дорогого сегмента, в названиях которого используются приставки «Премиум», «Евро» или «Супер». В государственных стандартах Украины отсутствует упоминание таких названий, чем и пользуются поставщики. Украинский стандарт допускает 500 мг серы в 1 кг топлива, а в «Евро-4» содержание серы не превышает 50 мг, в «Евро-5» — 10 мг. Но, как бы ни называли продаваемый в Украине бензин, содержание в нем серы, ароматических углеводородов и бензола значительно превышает европейские аналоги.

В украинский госстандарт топлива «Евро-3» вступит в силу только с 01.01.2008 г. А пока горючее из Европы продается под придуманными маркетологами красивыми марками. И качество этого горючего контролируют только сами продавцы.

Куда уж дальше

За неделю стоимость литра бензина А-95 на заправках по всей Украине выросла на 5–15 коп.

Модная шутка о том, что скоро 1 л бензина будет стоить $1, уже не вызывает прежних улыбок. С начала 2007 г. оптовые цены на бензин А-76 и 80 повысились на 39,43%, на А-92 — на 24,46%, на бензин АИ-95 — на 20,77%. На повышение цен влияет мировой рост стоимости нефти. Сейчас цена взлетела с $70 за баррель почти до $90. Украина импортирует бензин из Европы — Прибалтики и Румынии, и, если повышается стоимость импортного бензина, за ней, естественно, подтягивается и украинский рынок. Существуют также и другие причины роста цен на бензин: инфляция, издержки на транспортировку топлива, таможенные пошлины и политическая ситуация в стране. Оптовые расценки ежедневно поднимаются на десятые доли процента. Эксперты прогнозируют, что такая ситуация продержится еще месяц, после чего подорожание должно остановиться — скажется снижение спроса в осенне-зимний период. Текущее подорожание топлива, вероятнее всего, отразится на стоимости проезда в такси и маршрутках.

Правила игры

Сегодня автолюбители никак не могут защитить свои права. Заправляясь на АЗС, вы становитесь участником правоотношений по купле-продаже товара — автомобильного топлива. Эти правоотношения регулируются нормами Закона Украины «О защите прав потребителей». Чтобы заставить владельцев заправок возместить причиненный вам вред, необходимо соблюсти следующие формальности.

Необходимо приучить себя обязательно брать чеки на АЗС и хранить их, как минимум, до следующей заправки. При обращении в контролирующие органы, которые помогут разобраться и провести соответствующий анализ, предъявите чек. По закону, все должно выглядеть именно так, но, обратившись в управление по защите прав потребителей, мы узнали, что реально вам помочь сложно.

«Мы не имеем права отбирать образцы бензина. По закону, действующему с 1 января нынешнего года, весь отбор и анализ бензина производится за счет бюджетных средств, которые до сих пор не выделили», — сообщила начальник областного управления по защите прав потребителей Алла СТЕПАНЕНКО.

Пока в бюджете не появятся деньги, никто из нас ничего доказать не сможет. Что ж, от неудач при заправке не застрахован никто, поэтому автовладельцам можно посоветовать чаще проверять состояние машины. Ремонт автомобиля потребует гораздо больших средств, чем своевременная профилактическая диагностика.

Народные тесты

Самостоятельно определить качество бензина сложно. Существует минимум десяток параметров его проверки в лабораторных условиях. Неполадки при работе двигателя вообще можно почувствовать лишь после заправки. И все же существуют некоторые народные методы. Прежде чем заправляться, попросите капнуть бензин на бумагу (главное — не на мелованную). Если бензин чистый, то испарится практически бесследно. Примеси дадут жирное пятно, а грязь — чёрную каёмку. Обладателям сильного обоняния советуют понюхать: если добавлен газолин, то чувствуется запах бытового газа.

Мнения

Денис ОДИНЦОВ,
сумской автолюбитель:

«В проблеме некачественного топлива можно проследить и определенный сезонный фактор. Каждому времени года соответствуют свои особенности. Так, зимой замерзает вода и металлоприсадки, входящие в состав топлива. Летом по тем же причинам двигатель автомобиля быстрее перегревается. Весной чаще всего случаются проколы с бензином из-за наличия воды в цистернах и бензовозах, транспортирующих топливо на АЗС, в результате чего вода оказывается и в бензобаках автомобилей».