Ямы навсегда
Дороги в Сумской области в ближайшее время не станут лучше
Мучение на разбитых дорогах – вот нынешний удел жителей Сумского и других районов области. Если на магистралях общегосударственного назначения проводится хоть ямочный ремонт, то на районные дороги денег вроде бы нет вообще. Но во всей этой ситуации есть любопытный парадокс.
«Из-за полностью разбитой дороги в наши села не может нормально доехать скорая помощь, предприниматели, которые обслуживают автобусный маршрут, отказываются сюда ездить», – это строки из письма жителей сел Битица, Пушкаревка и еще трех сел Битицкого сельсовета. Участок дороги от с В. Чернетчина до указанных сел действительно требует капитального ремонта, в чем мы убедились на собственном опыте. Мало того, мост через р. Псел здесь тоже аварийный, движение автомобилей по нему запрещено, но альтернативы ему нет. После моста до базы отдыха «Солнечная поляна» участок дороги кое-как подлатан, но перед Битицей и Пушкаревкой автомобилисты вынуждены ездить прямо по полю – настолько разбито дорожное полотно. Местами асфальт на дороге полностью отсутствует. Водитель грузовой «Газели», которая доставляет хлеб в сельский магазин, для описания дороги находит только нецензурные слова.
Главный инженер Сумского райавтодора Сергей ОВЧАРЕНКО говорит, что о проблеме здесь знают, но достаточного объема средств на капитальный ремонт дороги нет. В 2013 г. на все 498 км дорог района выделены только 2,3 млн грн., но даже из этой суммы таким дорогам, как битицкая, перепадают крохи. Приоритет отдается дорогам общегосударственного значения — таким, как Сумы-Юнаковка. «Жители Битицкого сельсовета жаловались нам неоднократно. В результате в 2013 г. на ремонт этого участка нам выделили 22 тыс. грн. На эти деньги мы и залатали участок до базы «Солнечная поляна», – говорит Сергей Овчаренко. «Средства на ремонт дороги за счет субвенции на социально-экономическое развитие еще не освоены. Так что вполне возможно, что ремонт дороги на Битицу в этом году будет продолжен, но несколько позднее», – говорит главный инженер, и. о. директора ГП «Сумской облавтодор» Владимир ШАМРАЙ. Аварийный мост находится на балансе СНПО им. М. Фрунзе, и ремонтировать его, соответственно, должно предприятие. По словам главного инженера, средств на ремонт всех дорог области действительно нет: по нормам Министерства инфраструктуры для обеспечения минимального допустимого уровня эксплуатации дорог необходимо 180,6 млн грн. в год, тогда как в 2013 г. на эти цели будет выделено около 100 млн грн. – на уровне 2012-го. Согласно справке, подготовленной «Облавтодором», не менее половины этих средств используется для проведения ямочного ремонта, после чего полотно продержится максимум до следующей зимы. По состоянию на конец мая 2013 г. на подобный ремонт уже потрачено около 44 млн грн., т.е. 44% годового объема финансирования. В планах дорожников – поточный ремонт участка дороги Сумы-Полтава и КПП Рыжевка-Белополье-Лебедин-Лантратовка. А вот среди местных дорог в плане значатся только участки между селами Штеповка и Грунь (Лебединский район), Подилки и Василевка (Липоводолинский район). Так что жителям Битицы может помочь только везение.
Чиновничий казус
Но если в райавтодорах денег на ремонт нет, то в другом госведомстве они для тех же целей есть. Оказывается, в 2013 г. в Сумском районе построят лесную дорогу, километр которой обойдется в 300-350 тыс. грн. Всего же в 2013 г. в области планируется построить 80 км лесных дорог, что вдвое больше, чем в прошлом. А разбитую дорогу до Битицы часто используют лесовозы, вывозящие заготовленные Сумским лесхозом древесину.