Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Вторая мировая в учебниках: в США уверены, что сами разбили Гитлера, а немцы называют войну позором

151

Американцы же, хотя и не воевали на европейском фронте до июня 1944 года, пишут, что обмундирование для Красной армии и продукты — все это было их

Спросите у американского школьника, кто выиграл Вторую мировую, и он наверняка скажет — США. Не каждый молдавский четко ответит, на чьей стороне воевала его родина, а польский расскажет о двух диктаторах — Сталине и Гитлере, которые делили между собой Польшу.

СОЮЗНИКИ. В учебниках разных стран история главной войны ХХ столетия серьезно отличается. «Скажем, если мы считаем переломным моментом войны начало контрнаступления под Сталинградом, то в западных учебниках делается акцент на победе в Африке американских и британских войск и разгроме Роммеля. Именно победу над Роммелем они подают как перелом в войне: так как после нее союзники смогли высадиться в Южной Италии», — приводит пример известный историк Станислав Кульчицкий. «Конек американской историографии — преувеличение роли военных поставок для Красной армии. Американцы, хотя и не воевали на европейском фронте до июня 1944 года, но пишут, что и техника, которая там воевала, и обмундирование для Красной армии, и продукты — все это было американское. Бывают анекдотические ситуации: когда проводят либо соцопросы, либо проверяют знания американских школьников о войне, некоторые из них говорят, что Вторую мировую выиграли американцы», — говорит доктор исторических наук Александр Удод.

По его словам, на Западе — иные подходы к изучению истории. «Если в наших учебниках процветает диктат военной историографии — анализируется деятельность всех четырех украинских фронтов, командующие, ход военных действий, количество техники, то в Европе, в основном, историю учат с точки зрения обычного человека. Это называется «история повседневности». Скажем, немцам особенно нечего писать о своих победах, поэтому они строят рассказ о войне на основании воспоминаний, писем фронтовиков. Солдаты пишут, каково это — пережить артобстрел, сидя в окопе, или идти в штыковую атаку», — продолжает Александр Удод.

УЧЕБНИКИ. Во всех странах учебники разные. «Одновременно функционирует несколько. В той же Германии отличия могут быть на уровне земель, так как это федеративное государство. Там могут отличаться выбор тем или размер текстов. Но в целом учебники анализируют, как возможен был нацизм и Холокост евреев. Говорится о судьбе евреев Беларуси, Молдовы, России. Отсутствуют попытки хоть в чем-то оправдать нацизм, — рассказывает кандидат исторических наук Андрей Портнов. — Для поляков важно, что Вторая мировая началась именно с агрессии Германии на Польшу, к которой затем присоединился СССР. Образ УПА в Польше крайне негативен: они предстают как организаторы геноцида поляков на Волыни. Речь идет о волынской резне 1943 года. Еще один акцент — расстрел силами НКВД польских офицеров в Катыни.

В России в учебниках изображение войны наиболее близко к советской схеме. Акценты сделаны на Сталинградской битве, Курской дуге. В Беларуси сохранили советскую схему, используется термин «Великая Отечественная война». Но акцент сделан на Беларуси — оккупация, партизанское движение, роль белорусских фронтов и белорусов в Красной армии. Их учебники подчеркивают, что в Беларуси был самый большой процент жертв в войне на душу населения. И это правда».

«ВОЙНА ГЕНСЕКОВ»

Даже в Союзе исторические оценки войны менялись со сменой генсека, говорит Александр Удод.

В 1945—1953 годы возвеличивали роль Сталина, при Хрущеве писали, что Сталин обезглавил Красную армию, растерялся в первые дни войны, что у него были планы сдать Москву.

Брежнев в 1965 году заявил, что роль «генералиссимуса Сталина» надо переосмыслить. Это был поворот к неосталинизму. Кстати, именно при Брежневе 9 мая стал не только праздничным, но и выходным днем.

КРАВЧУК ВСТРЕЧАЛ ВОЙНУ ДВАЖДЫ, А ЭТУШ ЛОВИЛ «ЯЗЫКОВ»

Известные люди поделились с нами историями — как они переживали войну. У первого президента Украины Леонида Кравчука на ней полегли отец и дядя. Леонид Макарович родился в 1934 году, но войну встретил в 5 лет: «Я жил в селе рядом с Ровно, а эта территория в 1939-м относилась к Польше. Мы с дедом пошли на поле, скот пасли. И вдруг над Ровно пролетели черненькие небольшие самолеты и начали бросать бомбы! Это Германия напала на Польшу, так началась Вторая мировая война.

Но после этого Ровенщина воссоединились с Украиной, у нас наступила советская власть, а война в Польше закончилась, как мы все знаем, победой Германии. И вот 22 июня 1941 года мы с дедом вновь пасли скот в поле и вновь увидели пикирующие немецкие самолеты! За 5 км от нашего села они бомбили Ровно, а наши хлипкие деревенские хатки тряслись от этого. Мне было очень страшно, но и интересно: где бы сельский мальчик еще увидел самолет, а тут целая «зграя» — и со страшным воем бросают бомбы! Дед мне сказал «Ложись!», песик наш в две секунды зарылся в траву… А где-то советские зенитки отражали огонь». Отца Леонида Макаровича забрали на фронт, когда в 1944 году Красная Армия освободила Украину: «Забирали всех мужчин из села, которые были годны воевать. Провоевал он немного, их бросили в белорусские болота, под село Гать, и там он пропал. Это была ранняя весна 44-го. Почтальон принес матери извещение… Мать как узнала, взяла этот треугольничек… Ой, как она бежала, как кричала… Похоронки часто тогда приходили, но такого крика нечеловеческого в нашей деревне не слыхали: «Ой, нэма Макара, ой, нэма». Все выходили на улицу от ее крика и плакали, и я тоже. Одна фотография отца у меня осталась, на ней он еще капрал польской армии, он ведь там служил».

ЭТУШ. Обожаемый всеми «товарищ Саахов» Владимир Этуш на войну пошел добровольцем. За время отступления советских войск солдат Этуш дошел до Тбилиси, который его поразил. «Войны они совсем не видели, — рассказал актер журналистам документального фильма «Актеры-фронтовики», который вскоре покажут на «Интере». — Мы — грязные, оборванные, и такой красивый город. И в психологии контрасты! Я пошел в прокуратуру, где работала моя знакомая. Стоит грузин у входа. Торгует газированной водой. Я к нему: «Как можно? Такая война идет. А вы здесь торгуете!». Ответ меня поразил: «А что, прокуратура должна без газированной воды быть во время войны?». «Как-то в одной деревне, — вспоминает 88-летний Владимир Абрамович, — мы поймали немца — Герхарда Людвига. Я отконвоировал его в штаб полка, им служила изба. Оставил его и поехал на задание. Приехал часа через три, зашел в избу и вижу картину: на маленькой железной кроватке в комнате командира лежит Людвиг. Рядом — другой пойманный немец. У них в ногах лежал начальник химической службы полка. Внизу — начальник разведки полка Лищко. У него на заду покоилась голова следующего пленного немца. И все спят! А около кровати, на стуле, сидел конвоир, который должен был охранять всю эту группу. В руках у него винтовка — к лицу прислонил и тоже спит! Эта ситуация показывала, что войны никому не надо».

«В американских учебниках о Второй мировой — лишь пара абзацев: упоминание союзников, Сталинградская битва, бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Причем последнее представлено как вынужденная мера после нападения на американский Перл-Харбор, — рассказал нам экс-журналист нью-йоркской газеты «Новое русское слово» Сергей Кулида. — Основной упор — на противостоянии с Японией. А что касается победы над фашистской Германией, то сделать это удалось благодаря так называемому ленд-лизу — программе, по которой США передавали дружественным странам вооружение, технику и боеприпасы». Первое, что говорят американцы, упоминая о той войне, — это то, что в ней погибли 6 миллионов евреев. Ну и, конечно, то, что Гитлера разбили союзники — США и Великобритания. О роли СССР знают мало.

япония. В Японии тему войны преподают с детсада. Не уточняя, правда… на чьей стороне воевали японцы, говорится о том, что война — это самое большое зло, от которого страдали не только люди, но и животные. К примеру, тогда в городском зоопарке Осаки от голода погибли слоны. Дети идут на могилу слонов и пишут письма живым слонам с пожеланиями долголетия. Тему союзничества с Германией выписывают отстраненно. Мол, было два воюющих лагеря: США, Англия, СССР и другие с одной стороны, и Германия, Италия, Румыния — со второй. «Япония была союзником Германии», — скромно пишут в японских учебниках. Некоторые факты вызывают споры с соседними странами. Например, с Южной Кореей. Так, японцы утверждают, что кореянки, которые были проститутками в японской армии в годы Второй мировой, пошли на это добровольно. Корея, естественно, утверждает, что девушек забирали насильно.

МОЛДОВА: ВОЙНА ЗА БЕССАРАБИЮ

В молдавских учебниках истории событиям Второй мировой выделено около 20 страниц из более чем 200. Половина — иллюстрации и схемы военных действий. О борьбе СССР против нацистской Германии — прочти ничего. Сам термин «Великая Отечественная война» упоминается лишь бегло в одном из параграфов.

Согласно учебнику, изначально Румыния выступала на стороне Германии, надеясь вернуть Бессарабию, которая, в рамках советско-германского договора Молотова-Риббентропа о ненападении от 1939 года, должна была войти в состав СССР. Напомним, именно на ее территории была создана Молдавская ССР, а ближе к концу войны Румыния перешла на сторону антигитлеровской коалиции. Пожалуй, это единственный яркий акцент в учебном пособии о Второй мировой. «В целом рассказ о военном конфликте — это бездушная трактовка событий и дат, лишенная оценок», — говорит преподаватель истории Игорь Хомечко из города Бельцы. Даже иллюстрации учебника, по словам историка, лишены глубокого смысла. Отсутствуют в книге истории и упоминания о подвигах местных героев — опубликованы лишь фотографии ветеранов с указанием наград. Кроме того, в учебниках есть масса фактических ошибок. «В учебнике для 9 класса даже переврана иллюстрация — фото Пискаревского кладбища в Санкт-Петербурге подменено совершенно другой фотографией», — говорит Хомечко.

ГЕРМАНИЯ: «МОГЛИ ВЫИГРАТЬ ВОЙНУ»

В немецких учебниках истории упоминается, что 8 мая кончилась война, которая стала позором для страны и принесла немецкому народу много горя. О самой Второй мировой рассказывают сжато, только факты — никаких эмоций. Упоминается учение о превосходстве одной расы над другой, которое было идеологией фашизма, о том, что война Германии была завоевательной. Но многие негативные стороны войны, уничтожение целых народов занимают в учебниках буквально несколько абзацев, а о роли вермахта и деятельности бригад СС практически ничего не говорится.

«В майские дни по телевидению показывают исторические фильмы, хронику, передающую ужасы войны, — говорит немецкий журналист Карл Куяс-Скрижинский. — Показывают страну в руинах, делая упор на то, что это результат преступного правления Третьего рейха». Вообще в немецких учебниках национал-социализм представлен, скорее, как рок для немецкого народа, нежели как трагедия для других государств, пострадавших от фашистов.

Кстати, среди немецкой молодежи очень популярна версия, что Германия могла быть страной-победительницей, если бы не сделала роковую ошибку — развязав войну с Советским Союзом в 1941 году. Мол, план «Барбаросса» изначально был обречен на провал, и немцев погубила самоуверенность Гитлера..

ИТАЛИЯ. «Итальянцы считают, что победа во Второй мировой была исключительно благодаря США и Англии, — говорит председатель христианского общества украинцев в Италии Олесь Городецкий. — СССР мало кто вспоминает». По учебникам можно сделать вывод, что с советской армией воевали только итальянцы. В книгах нет упоминаний немецких и советских полководцев. Зато есть свои герои. К примеру, генерал Гарибальди, командующий VIII итальянской армией, отличившейся в Сталинградской битве.

ЭСТОНИЯ: ГЕРОИ СС И ВАРВАРЫ ИЗ СССР

Как рассказал «Сегодня» таллиннский журналист Дмитрий Кленский, 9 мая в Эстонии не празднуют. «В нашем календаре в этот день стоит День Европы, и это не выходной. Но в Таллинне, где половина населения — русскоговорящие, все равно проходит праздничное шествие. Десятки тысяч русскоязычных в этот день после работы идут толпой в пригород, куда перевезли монумент Бронзовому солдату. 22 сентября — день освобождения Таллинна от немецко-фашистских захватчиков — теперь является Днем сопротивления армии СССР. А все потому, что эстонские политики считают — освобождение Эстонии от фашистов было одновременно и второй оккупацией. «Нас тут называют либо оккупантами, либо колонистами, либо их потомками», — говорит наш коллега.

В учебниках истории как варварская описана бомбардировка советской авиацией Таллинна 9 марта 1944 года (погибли 554 человека), которую сравнивают с бомбардировкой англичанами Дрездена. Говорится, что эстонцы оказывали мощное сопротивление армии СССР, в том числе при помощи 20-й дивизии СС. Ветераны этой дивизии летом проводят слет, куда приходят также депутаты эстонского парламента, внуки этих ветеранов под национальными флагами.

Акцию с георгиевской ленточкой, которую охотно в эти майские дни надевают русскоговорящие, в Эстонии воспринимают в штыки. «После акции протеста из-за переноса Бронзового солдата они отнимали эти ленточки прямо в поездах. И сегодня в прессе идет кампания против этих ленточек. Эстонские политики и интеллигенты говорят, что это символ антигосударственности. Что, мол, русскоговорящие этими ленточками демонстрируют протест против эстонского государства».

ДЕД ЛУЦЕНКО ПИСАЛ «ГИТЛЕРУ П…», А ГАЙДАЙ СПАЛ В СТРОЮ

Экс-глава МВД Юрий Луценко из СИЗО написал свою историю о войне: «Оба моих деда, Иван и Михаил, встретились под Рейхстагом. Семейная история гласит, что они познакомились, когда дед Иван, завершив надпись «Гитлеру — п… Боец», увидел надпись деда Михаила «Козелец, Черниговская область, Украина». Односельчане обнялись, а их дети через 15 лет стали моими родителями. Дед Михаил о войне, как я ни просил, рассказывал очень мало. Лишь однажды, выпив рюмку самодельной сливовой наливки на косточках (косточки — оправдание необходимости за год выпить всю сулийку, потому что может появиться синильная кислота:)), дед рассказал, как, будучи санитаром с 44-го, уже под Берлином в очередной партии раненых нашел старшего сына — артиллериста Василия, с полностью разорванным животом и нутром наружу. Такой операции простому солдату было «не положено». Поэтому дед собственноручно промыл кишки сыну в ведре спирта и зашил большой «цыганской иглой». Наутро началось заражение — живот распух, била лихорадка. Дед еще дважды повторял операцию. Использовал раствор спирта и соляной кислоты. Сын выжил. «А сколько полегло…» — протянул дед. «И сколько положили…» — зло добавил через минуту. Воспоминания о том, как форсировали Днепр, были еще более тяжелыми. Вспоминая, как гнали только мобилизованных «торбешников» в домашних фуфайках с одной винтовкой на троих, дед глухо матерился».

«ГАЙДАЙ ПРОСИЛ ОСТАВИТЬ НОГУ». Жена знаменитого режиссера Леонида Гайдая актриса Нина Гребешкова рассказала документалистам «Интера», что он был призван в армию в 1942 году, и его направили в Монголию — объезжать местных лошадей. «К ним в часть (в Монголию) приезжал военком и спрашивал: кто хочет на фронт? И вся команда делала шаг вперед. Тогда был романтизм, все ненавидели тыл и считали, что надо на фронт. И вот опять приехал военком и говорит: «Кто знает немецкий язык?». Леня знал немецкий в школьных пределах. Он сделал шаг вперед. Его взяли на фронт добровольцем в разведку, как знающего немецкий язык. Это был 42-й год. Если про Монголию он вспоминал, что там было очень голодно, то о фронтовых днях рассказывал: «Когда шел, я спал». Почему? Он говорил: «Я становился в середину строя, чтобы не упасть на обочину. Всю ночь все идем и идем, вот я и спал». Мальчишка!».

Когда Гайдай с товарищами ходил за немецкими «языками», был сильно ранен. «Ходили они по пять человек, — продолжает Нина Павловна. — Леня худой был, тоненький. Говорил, взвалит кое-как связанного немца на плечи, а тот такой тяжелый, потому часто они этих «языков» друг другу передавали. И вот он рассказывал о том трагическом дне: «Я так устал — еле ноги волочил. Обратно шли с «языком». Я иду, а там — проволока. Я ее — раз, ногой поддел, и раздался взрыв. Хорошо, что я отстал от ребят и взорвался сам. То мина была». Тогда его тоже — через плечо и поволокли домой. Попал он в госпиталь удачно. Ему делали пять операций. Конечно, в то время это было невыносимо. Врач предлагал: «Давайте ампутируем ногу». А Леня говорит: «Нет, я не хочу, я хочу стать актером! Актер без ноги — что это за актер?». И врач пожалел Леню и спас ему ногу».

http://www.segodnya.ua