К святому месту пришлось добираться партизанскими тропами
«Иностранные туристы, поднимите, пожалуйста, руки. Раз, два, три…» — начала считать нас экскурсовод во время поездки в Иерусалим. Оказалось, что нас, иностранцев, в автобусе очень мало. Большая часть пассажиров автобуса — евреи, желающие провести выходной день в Святом городе. По пути мы должны были посетить Храм Рождества Христова в Вифлееме, который находится неподалеку от Иерусалима.
Дальнейшее развитие событий сначала насмешило, а затем удивило. Первым делом экскурсовод попросила иностранцев-христиан выставить напоказ свои цепочки с крестиками, а евреев, наоборот, спрятать с глаз долой звезду Давида. Потом напомнила, чтобы все говорили только на русском языке. Далее подробно проинструктировала, как мы должны отвечать на вопросы военнослужащих на контрольно-пропускном пункте. «Какой КПП?» — недоумевала я.
Оказалось, что Вифлеем, где расположена одна из главных святынь христианского мира, находится под юрисдикцией Палестинской автономии, и гражданам Израиля въезд на территорию древнего Вифлеема запрещен. В туристических проспектах израильских туроператоров, организующих поездки по святым местам страны, аннотация экскурсии в Вифлеем сопровождается надписью «Только для иностранных туристов». Однако турфирмы иногда нарушают установленные «табу».
Пробирались мы в Вифлеем прямо какими-то партизанскими методами. Встречал наш автобус проводник — араб по национальности, христианин по вероисповеданию. Всем пришлось пересесть в другой автобус, при этом наша экскурсовод сняла с себя бейдж и села на свободное место рядом с другими туристами. Эти маневры очень забавляли меня, пока я не обратила внимание на то, как нервничает экскурсовод и как напряглась во время всех этих перемещений моя соседка-еврейка. Мне, живущей в мирной стране, трудно было понять страх этих людей, въезжающих на арабскую территорию. Забегая вперед, скажу, что многие из них облегченно вздохнули, покинув пределы Палестинской автономии.
На подходе к Храму Рождества Христова нас встретил звон колоколов. С колокольни открывается отличный вид на весь Вифлеем. Еще в XIX веке Россия традиционно вкладывала много средств в реставрацию и содержание Храма. Ею были подарены иконы, ящик для пожертвований и колокола, которые и по сегодняшний день висят на колокольне. Экскурсоводы так и говорят — Колокольня с русскими колоколами. Одна из трех апсид Храма — русская, две другие принадлежат греческой православной и армянской церкви.
Площадь перед Храмом носит название Ясельная, в память о тех овечьих яслях, куда после рождения положили Иисуса. Войти в Храм можно, только сильно согнувшись в поклоне. Вход называется «Дверь покорности». Многие считают, что столь маленькая дверь была сделана специально, чтобы входящий преклонял голову и спину перед святым местом. На самом деле это не соответствует исторической истине. Вход сузили в 1646 году по приказу Папы Римского, «дабы не въезжали на лошадях». Спуск в Грот Рождества очень узкий и низкий. Не случайно говорят, «чтобы попасть к месту рождения младенца, нужно поклониться».
В Грот ведут две узкие лестницы с семью ступенями. Алтарь над пещерой, где родился Иисус, украшают лампады и серебряная четырнадцатиконечная серебряная звезда с надписью «Здесь дева Мария родила сына». Кстати, звезда, похищенная турками в 1847 году, послужила одной из причин начала Крымской войны. Сегодня темные камни пещеры и простые, выдолбленные в скале ясли украшены золотом, серебром, лампадами, иконами, но сами камни, само место — подлинны. Ради этих камней и едут сюда паломники и туристы со всего мира.
Они, скупив в лавке у проводника ладанки, крестики, иконки, белые праздничные рождественские и пасхальные свечи, освящают их на звезде. Особым спросом у туристов пользуются пучки из 33 свечей — по числу лет Иисуса. Впоследствии случайно обнаружилась любопытная деталь: купленные в арабской лавке в Вифлееме свечи в пучке тоньше, чем такие же в Иерусалиме, хотя цена на них одинакова — 5 шекелей, приблизительно 5 гривен.
Преклонить колени и освятить свои покупки захотели почти все, независимо от национальности и вероисповедания, а вот покрыли головы платком, как того требует христианская традиция, единицы. Впрочем, я отметила удивительную для Храма такой значимости либеральность со стороны священников и монахов. Во-первых, никто не настаивал на покрытии головы, во-вторых, можно было все, без ограничений, снимать на видеокамеру и фотоаппарат. Единственное требование — это закрытые плечи и колени. Один из монахов, увидев, что я снимаю его, повернулся ко мне лицом и несколько минут с достоинством позировал перед камерой, а потом «наложил длань» на голову одного из туристов, как бы благословляя и одновременно заботясь, чтобы тот не ударился о низкую притолоку.
В Храме постоянно проходят богослужения. Можно написать на листиках имена своих здравствующих или усопших родственников, чтобы во время службы прочитали молитвы «за здравие» и «за упокой»…
Обнаруженная в 1939 году при ремонте пола церкви знаменитая византийская мозаика закрыта деревянными щитами, которые раздвигают для осмотра туристами. Говорят, что профессия археолога в Израиле очень престижна. Конкурс на археологический факультет такой же высокий, как на медицинский и юридический. Как сказал Игорь Губерман, «евреи вкапываются в землю, чтобы доказать право на свой дом». К сожалению, арабские власти сегодня запрещают раскопки в Вифлееме, впрочем, как и на других своих территориях, входящих в состав Палестинской автономии.
Католическую рождественскую мессу служат в церкви Святой Екатерины, которая является частью Храма. А во время православного Рождества праздничная процессия идет из Вифлеема в Иерусалим. В католическом пределе рядом с дверью в подземный грот — витрина с изображением яслей, где на соломе лежит младенец. Экскурсоводы рассказывают, что во время рождественских торжеств куклу по подземным пещерам и ходам доставляют в Грот Рождества.
На выходе из Храма мы столкнулись с очень большой группой арабских девочек-школьниц. Как оказалось, их тоже привезли сюда на экскурсию. Все в одинаковых закрытых форменных одеждах, закутанные по самые глаза в светло-голубые платки, они тем не менее излучали свойственную этому возрасту энергию и живое любопытство. Я не удержалась и помахала им через улицу рукой. В ответ взметнулся лес рук.
«Какие симпатичные», — поделилась я впечатлением со своей спутницей.
«Эти симпатичные вырастают и берут в руки оружие», — раздалось в ответ.
Грустно было слышать это в Вифлееме, в городе, где родился человек, проповедующий любовь между людьми. Человек, принесший в мир заповедь «не убий».
Грустно было от сознания того, что за тысячелетия со дня его рождения мир не стал лучше. Но… Я верю в Рождество. Мы все верим в Рождество. И зажигаем в этот день свечу, готовим 12 постных блюд и ищем глазами в темном зимнем небе рождественскую звезду, которая когда-то, давным-давно, указала волхвам путь. И если этот день дарит нам душевный покой и ощущение праздника в душе, значит, не все так уж плохо в этом мире.
Дата рождения Иисуса Христа спорная, поэтому Римско-католическая церковь отмечает Рождество 24 декабря, греко-православная — 6 января, а армянская — 18 января. Вызывает споры и год рождения. Одни настаивают на 5 году до н.э., другие утверждают, что Иисус Христос появился на свет в 6 году до н.э.
Чудеса Храма Рождества
Вифлеемская икона Божьей матери
В 1927 году лампада перед иконой начала сильно раскачиваться, что было предупреждением о надвигающейся опасности — сильном землетрясении. К помощи иконы прибегают не только христиане, но и мусульмане. Когда один из правителей Вифлеема попытался разрушить Храм, на его защиту встали даже мусульмане.
Пчелы, изгоняющие завоевателей
В VII веке персы, захватившие Храм, попытались разместить там конюшню. Господь не допустил этого. Из одной колонны появился огромный рой пчел, который заставил своими укусами покинуть персов Храм и увести своих лошадей. В память об этом чуде на колонне остались четыре крестообразные вмятинки, откуда вылетали пчелы. Туристы и православные паломники, бывающие в Вифлееме, молятся возле этой колонны и даже просовывают пальцы в эти вмятинки.
Фреска, плачущая кровавыми слезами
Несколько лет назад на одной из фресок заплакал кровавыми слезами Господь Иисус Христос. Чудо было настолько явным, что даже скептически настроенная пресса вынуждена была признать этот факт.
Пещеры Храма подтверждают библейские истории
Самаритяне, хорезмийцы, турки, арабы — кто только ни разрушал Храм. Но во время персидского нашествия базилика уцелела. Предполагают, что персы не тронули ее потому, что волхвы на фронтоне были изображены в персидских костюмах.
В этом храме были помазаны на царство императоры крестоносцев Болдуин I и Болдуин II.
В подземных гротах жил святой Иероним, настоятель монастыря и знаток языков, который перевел Библию и составил краткий перевод знаменитых комментариев к Ветхому Завету.
В пещерах под Храмом археологами была найдена братская могила детей, что подтвердило правдивость библейской истории об избиении младенцев царем Иродом, который, узнав о рождении Мессии, приказал умертвить всех младенцев мужского пола в возрасте до двух лет.