Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Творец иллюзии

277

После длительного отсутствия в Сумы вернулся фотохудожник Евгений Шипицын

Эльвира Мамонтова

В узком кругу профессиональных сумских фотографов Евгений ШИПИЦЫН — признанный авторитет. Фотохудожник с собственным, легко угадывающимся стилем. Его работы запоминаются, вызывают споры, восторг и негодование, но не оставляют равнодушным. Наград автор не собирал, к званиям не стремился. Сейчас он просто свободный художник, который наслаждается каждой минутой жизни и собственным творчеством.

[q]r: Как давно Вы начали снимать? И вообще, помните ли Вы себя без фотокамеры? [/q]
Е.Ш.: В детстве отец мне как-то подарил простенький фотоаппарат «Смена», и я начал снимать. Фотографировал друзей, знакомых, одноклассников. Самым сильным было ощущение таинства, когда на белой бумаге проявляется чье-то лицо… Но увлечение быстро прошло: оно требует определенной усидчивости, терпения, а я еще занимался спортом. И вернулся я к этому только в 30 лет.

[q]r: А что стало толчком? [/q]
Е.Ш.: Просто захотелось сделать что-то необычное для своего фотоальбома. И это желание заставило обратиться к первоисточникам. Я стал читать журнал «Советское фото» и понял, что до сих пор ничего не умею. Появилось страстное желание постичь науку фотосъемки.

[q]r: А когда хобби стало профессией? [/q]
Е.Ш.: Я поступил в Московский заочный народный университет на факультет фотографии. Учился очень трудно. Казалось, никогда не освою сложную технологию появления фотографии, все эти химические процессы. Но все получилось. После окончания университета я уже приступил к своим профессиональным обязанностям: стал методистом в Доме творчества. Тогда же создал и фотоклуб «Импульс». Моими единомышленниками были Наталья ГОВОРУХИНА и Юрий ХАРЧЕНКО. Мы быстро собрали вокруг себя таких же увлеченных фотографией людей.

Мы открыли для себя, что, помимо Сум, существует еще целый мир. Начали интересоваться состоянием мировой фотографии, стали участвовать в разных выставках, конкурсах, обмениваться фотоколлекциями между клубами. И тогда, и сейчас мы не замыкались только лишь на нашем городе, нашем крае, всегда ставили для себя высокую планку. Есть авторитеты, к которым нужно подтягиваться: Адамс, Хельмут Ньютон, тот же наш Игорь РОЙЧЕНКО — единственный живой классик российской фотографии.

[q]r: Есть ли у Вас любимый жанр фотографии? [/q]
Е.Ш.: Когда доходишь до определенного уровня, естественно, меняются приоритеты, хочется достичь чего-то нового. Я люблю снимать натюрморты, портреты, но сейчас меня больше интересует город, т.е. среда обитания человека.

[q]r: С такой любовью Вы снимаете только родной город? [/q]
Е.Ш.: Нет, половина фотографий сделана в других городах. Просто нахожу интересные уголки. Все началось вот с этой фотографии (Евгений Владимирович показывает снимок, на котором запечатлен исторический момент: забор на площади Независимости вокруг пустого постамента, где еще недавно высился памятник Ленину — r). Все фотографии объединены общим названием — «Среда обитания»: «Красная зона», «Зона затопления», «Зона осени», «Зона таяния снега», «Зона любопытства»…

[q]r: Вы всем своим работам даете названия или все-таки даете возможность зрителю самому подумать о том, что он видит? [/q]
Е.Ш.: Я должен дать зрителю возможность проявить свою фантазию, но в то же время натолкнуть его на мысль о том, что видел я.

[q]r: А разве фотография не говорит сама за себя? [/q]
Е.Ш.: Нет, она никоим образом не может говорить сама. Оценка зрительская может быть совершенно различной. К примеру, пять человек увидят фотографию, и у каждого сложится собственное мнение. Один скажет: «Это мне созвучно», а другой: «Либо я дурак, либо автор». Третий вообще заявит, что это «бредятина». Не может фотография быть понятной и созвучной всем. Единственное условие для фотографии — задевать, «торкать» зрителя.

[q]r: Для чего фотограф снимает: потому что не может не снимать или для того, чтобы донести зрителям какую-то идею? [/q]
Е.Ш.: Творчество не имеет цели, оно лишено логики и расчета. Возникло в душе желание творить — идешь и снимаешь.

[q]r: В таком случае, важно ли для фотографа, чтобы его работы были востребованы? [/q]
Е.Ш.: С одной стороны — да, это хорошо. Но хотелось бы быть востребованным в той манере фотографирования, которая присуща именно тебе. Ведь то, что висит на стенах офисов, зачастую далеко от идеала, просто штамповка. Как говорится, нужно любить искусство в себе, а не себя в искусстве. Есть легенда о том, как появляется жемчужина: чтобы песчинка превратилась в жемчуг, лучик солнца должен упасть на раскрытые створки устрицы. А для творчества нужно озарение.

[q]r: Каковы Ваши приоритеты сейчас? [/q]
Е.Ш.: Для меня интересны и важны три темы. Меня поразило издание «Вулицями старого міста». Хотелось бы сделать нечто подобное, как бы фотографии глазами людей, которые жили раньше. Потом, конечно, — город во всех его проявлениях. И третье направление — религия. Хочется сделать «портрет православия». У меня есть несколько работ, но пока они разрозненные. В большие православные праздники я стараюсь снимать людей, одухотворенных верой.

[q]r: Я заметила, что Ваша фотография стала более техничной. [/q]
Е.Ш.: Сейчас я активно осваиваю компьютерные фоторедакторы. Техника помогает наиболее полно реализовать мои замыслы, передать фактуру, линии.

[q]r: Три с половиной года Вы жили в России. За это время как-то изменилось Ваше восприятие фотографии? [/q]
Е.Ш.: Да, изменилась острота восприятия. Года полтора я что-то снимал очень активно, сотрудничал с российскими изданиями, а потом неотлучно был при тяжело больном отце. У меня была возможность только читать книги и думать. Видимо, это ничегонеделанье настроило мозги на другое восприятие действительности. И я решил, вернувшись в Сумы, быть свободным художником.

[q]r: А разве возможно быть абсолютно свободным в своем творческом выборе? [/q]
Е.Ш.: Думаю, возможно. Я бы хотел реализовывать собственные замыслы. Да, я могу выполнять любые заказы, потому что нужны средства для жизни. И я буду делать их так же хорошо, как и то, что интересно лично мне. Благо Интернет сейчас дает неограниченные возможности.

Радует, что у меня пока есть время, чтобы заниматься своим любимым делом. Моя первая персональная выставка имела название «Я пришел». Сейчас пришло время сделать новую выставку. Думаю, она будет называться «Возвращение».

Досье

Евгений Шипицын, фотохудожник Международной ассоциации «Photo art’s». Окончил военное училище, но настоящим военным так и не стал. Демобилизовался при первой возможности. Работал на заводе им. Фрунзе бригадиром электриков. Был театральным фотографом. Участвовал в 30 международных выставках и салонах.
Знак Зодиака — Овен
Любимое блюдо — жареная картошка по собственному рецепту
Любимый автор — Иосиф Бродский
Любимое время года — осень
Любимое время суток — сумерки
Настроение — меланхолия
Мечта — чтобы все было хорошо