Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Сила ночи, сила дня

4,331

Мир перенасыщен гадалками, пророками, экстрасенсами и ведьмами. Есть они и на Сумщине

Евгения Суярко

Морщинистое лицо, крючковатый нос, тонкие губы, злые глаза, безжизненные веки — примерно такой обычно представляют себе ведьму. Но этот образ возник из сказок и во многом далек от действительности. В настоящей жизни ведьмы практически ничем не отличаются от остальных людей. Но, говорят, их выдают глаза, которые из-за нечестивых дел со временем выцветают и становятся белыми.

Ведьмы теряют свою душу, а зеркало души человека — его глаза. Гадалка и целительница Нина (имя изменено. — r) говорит, что не нужно бояться черных глаз, нужно опасаться белых. В ее родном городе Конотопе такие ведьмы жили и живут. Настоящие, конотопские ведьмы.

А я вовсе не колдунья

Нина никогда не была связана с ведьмами и считает их нечистой силой. У нее другой дар — исцелять. Ей единственной из двенадцати внуков бабушка Мария передала его по наследству. «Человек должен дожить до определенного возраста, чтобы к нему это пришло, но умение исцелять, гадать все равно прививается с детства. Я с детства держала в руках карты, смотрела, как „работает“ с ними бабушка. Она мне говорила: „Не вір своїм очам, а вір душі“. Так и получается. Если по картам выпадает одно, а я чувствую, что это не так, значит, это и есть правда», — говорит Нина.

В школе она хорошо училась, хотела поступать в институт, но бабушка предсказала: «Хоч вчись, хоч не вчись, а хліб тобі люди самі носитимуть». Так и случилось. Девушка выросла, закончила вуз, получила диплом, но устроиться на работу так и не смогла. Как раз в это время к ней стали обращаться люди, желавшие решить свои проблемы. С утра до ночи в доме толпились «клиенты». И Нина поняла, что это ее образ жизни, от которого никуда не деться. Бывает, что одной рукой она стирает, а другой гадает, а случается, что за день всего два-три человека заходят. Так что пророчество бабушкино сбылось: люди сами несут хлеб в ее дом.

Один из способов вычислить ведьму — внимательно присмотреться к ее дому, вокруг которого не цветут цветы, не плодоносит земля

Нина говорит, что никогда нельзя произносить вслух или писать, сколько стоит помощь гадалки. Люди сами несут гостинец. Кто палку колбасы, кто коробку конфет или буханку хлеба. Деньги в таких случаях принимать противопоказано. А реклама услуг вообще неприемлема.

Сплошные жертвы

Гадалка и целительница специализируется на семейных проблемах. «Я лечу, помогаю силой молитвы, хотя сама далеко не безгрешна. У меня трое незаконнорожденных детей, а это большой грех», — сетует Нина. Тем не менее, принимая свой дар как миссию, готова жертвовать собой, т.к. вся ее деятельность — одна сплошная жертва. «Так получается, что когда приходят женщины с проблемой, например ушел муж, помощь ей чревата последствиями для меня. В итоге я лишаюсь чего-то. Так, три года назад одной женщине вернула мужа, зато своего потеряла. Когда приходит больной человек и ты знаешь, что берешь его боль себе, жалко себя становится.

Что греха таить, иногда приходится отказывать, посылать к кому-нибудь другому. И тут уже не ради куска хлеба, а ради того, чтобы и человеку помочь, и себе не навредить. Мне только 38 лет, а я перенесла три операции, причем никогда не смогла бы подумать, что сама себе их заработаю. Бывает, что я лечу энурез чужому ребенку, а после этого в кровати „плавает“ мой собственный», — делится Нина.

Вся эта деятельность выматывает так, что после рабочего дня железная леди с огоньком в глазах превращается в тряпку. Спасение — сигареты. Садится в кресло, и пока не переварит каждую проблему, пока в душе все это не уляжется, не успокоится. Дети ее понимают и поэтому поддерживают.

Черное и белое

Ведьма — женщина, занимающаяся магией. Бывает, что и мужчины занимаются подобной деятельностью. У славянских народов их считали способными к вредительству, умению отбирать молоко у коров, шерсть — у овец, яйца — у домашней птицы и сало — у свиней, а также лишать людей урожая, насылать болезни, портить продукты. Сегодня многие не верят в существование ведьм и колдунов, но отношение к ним осталось прежним.

Нина рассказывает, что ведьмы делятся на черных и белых. Белые живут по лунному календарю. «В Сумской области жил монах Герман, он был прозорливым. Я его ставила на уровень с пророками. Если он говорил, что в утробе будет девочка, а она даже еще не зачата, то девочка и рождалась. Дальнейшую его судьбу я не знаю, говорят, он уже умер», — говорит она.

Что касается черных ведьм, то их много, и они повсюду. Они также могут заниматься целительством, только не молитвами, а через жертвоприношения животных. Если целители при этом жертвуют собой, то ведьмы жертвуют душами других. Как правило, они промышляют по-тихому. Напоказ никто ничего не делает.
«Недалеко от меня умерла одна бабка, моя знакомая перед этим за ней ухаживала. Когда она скончалась и соседи искали в доме деньги, чтобы ее похоронить, на чердаке были найдены рукописи. Когда я их читала, волосы дыбом становились: начиная от „Отче наш“ наоборот и заканчивая порчей на смерть. А никто не знал, что это ведьма. У бабки сын умер от рака, и многие говорили, что она сама своего сына „съела“. Поговаривают, будто крышу на доме разбирали, чтобы душа ее вылетела», — повествует целительница.

Иногда к Нине приходят люди с просьбами снять порчу. Например, у одних ее клиентов корова периодически дает молоко с кровью. Нина снимет порчу — и пару месяцев все нормально, а потом снова та же история. Это значит, что кто-то рядом наводит порчу на животное. Пока корова ходит с красными лентами на рогах — молоко чистое, если потеряла — обязательно что-то случается.

По словам Нины, ведьмы против красного цвета бессильны, а еще они не любят слово «здравствуйте», т.к. негатив, который они посылают, возвращается им обратно. Чтобы защитить себя от ведьм или их промыслов, люди еще вешают смоляные крестики на входные двери дома, сделанные на Юрьев день, маком обсыпают усадьбу, конюшни и хлева. Считается, что ведьмы, которые очень любят мак, собирают его по зёрнышку, поэтому не имеют времени подойти к скоту.

Мужчины-ведьмаки обычно намного сильнее в колдовстве и в целительстве, нежели женщины. Может, сильным полом их назвали именно поэтому

«Я знаю, что в Донецкой области есть очень сильный черный медиум. Была у него моя знакомая, говорила, что он пользуется такой же литературой, как и я. Не знала, что он интересуется сибирской целительницей Натальей СТЕПАНОВОЙ. Она мне казалась белой», — говорит Нина.

Идентификация ведьмы

Целительница может посмотреть на фотографию и сказать, жив этот человек или умер. Даже на фото можно увидеть огонь жизни в глазах. Если он есть — значит, человек жив, даже если он и потерялся, а нет огонька — значит, человек умер. Также по глазам Нина может определить, имеет ли женщина или мужчина какое-нибудь отношение к колдовству. Это умение дается не каждому. Обычному человеку очень сложно распознать ведьму среди людей. Она может быть как старухой, так и девушкой, поговаривают даже, что ведьмы способны перевоплощаться в разные образы. Рассказывали, что в с. Степановка был случай, когда мужики ехали на возе и переходящая им дорогу женщина показала кошачий хвост. Те от страха чуть не лишились разума.

Справка

Славяне считают, что ведьмы имеют хвост и летают на помеле, кочергах, в ступах. На темные дела отправляются через печные трубы, могут превращаться в животных, чаще всего в свиней, собак, желтых кошек и сорок. Часто подвергаются «ритуалу» избиения. Тяжело умирают, мучаясь в страшных судорогах. Затем начинаются беспокойные ночные хождения из свежих могил на старое пепелище: отведать блинов, которые положено выставлять на подоконник до 40 дня, или сделать «посмертную» пакость соседям. Успокаивает их осиновый кол, вбитый в могилу.

Ведьмины рецепты. Чтобы вернуть мужа, нужно взять горсть земли из двора, где дерутся петухи, и посыпать на постель разлучницы. А самое действенное средство в любовных делах — таинственный талисман из черной кошки или лягушки.

Легенды и мифы Конотопа

Кто не знает известной повести Г. Ф. Квитки-Основьяненко «Конотопская ведьма»? С большим мастерством изобразил в ней писатель сцены из жизни Конотопа начала XVIII в., с его суевериями, грязью и своеволием казацкого старшины. Поводом к написанию этой истории, по свидетельствам писателя, была неслыханная засуха и неурожай.
Конотопская ведьма
Сотник, увидев на ярмарке лучшую городскую невесту — Елену, решает жениться на ней, но очень скоро понимает, что на взаимность может рассчитывать, только прибегнув к услугам нечистой силы. Он попадает в логово конотопской ведьмы, которую просит приворожить к нему Елену. Ведьма в обмен требует от него зарезать всех конотопских петухов, чтобы не распугивать на заре бесовщину. Сотник даже не подозревает, во что обойдется Конотопу его сговор с нечистой силой. Только после герои вспоминают распространенный в Средневековье ваpваpский обычай — топить в воде подозреваемых в колдовстве женщин, чтобы выявить настоящую ведьму (ведьмы-то, оказывается, не тонут!) и заставить ее вернуть людям якобы украденные облака… Так и поступил конотопский сотник Никита Власович Забреха. Но прежде чем найти настоящую ведьму, сколько же безвинных панн и панёнок пришлось потопить ему в конотопской речке Езуче! Сегодня об этой речке в Конотопе ходит немало легенд. Например, говорят, что в давние времена река Езуч была судоходной, по ней ходили корабли в море. Неизвестно, когда и где утонул корабль с сокровищами, но до сих пор его не могут найти.
Местечковая экзотика
Как сама повесть, так и город Конотоп окутан легким мистическим туманом. Многие наслышаны о загадочных конотопских происшествиях, однако разгадать их далеко не каждому под силу. Например, ходит слух об одной из улиц этого небольшого городка. Говорят, что по ней раньше водили на казнь ведьм. А сегодня здесь прослеживается тенденция роста инцидентов и аварий. Еще рассказывают, как в 30-х годах XX в. в Конотопе во время уничтожения храмов на церквах начали обновляться кресты и иконы. Никакого научного объяснения не было, и сегодня это явление переросло в легенду. Также немало говорили о конотопских садах, тех самых, пана Кандыбы, описанных в «Конотопской ведьме». Там якобы часто встречаются непонятные тени или кошки с молоком.