Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Семь кругов детсада

353

Количество детей с каждым годом растет, а число мест в детских садах уменьшается

Эльвира Мамонтова

Детский сад можно считать гениальным изобретением педагогов XIX века. Разумеется, тогда никто не мог предположить, что 100 лет спустя эти учебные заведения станут массовыми.

“Пристроить” в детский сад

Во времена Советского Союза в ясли принимали двухмесячных малышей, поскольку советская женщина должна была вернуться к построению социализма как можно быстрее. Сейчас по закону женщина имеет право быть в отпуске по уходу за ребенком три года, но далеко не все используют эту возможность. Некоторые из-за боязни потерять квалификацию и рабочее место, другие — из-за материальных трудностей, ведь денег, которые предусмотрены государством в качестве оплаты материнского труда (130 грн.), хватает разве что на пару упаковок подгузников.

Потому и стремятся мамы выйти из отпуска пораньше. И сразу же сталкиваются с проблемой: кто будет заниматься ребенком? Если дедушки-бабушки не могут или не хотят помочь, родителям остается либо нанять няню, либо отдать ребенка в детский сад. И в первом, и во втором варианте есть свои сложности. После январского повышения цен услуги няни также подорожали. Если еще полгода назад можно было нанять няню за 500 грн. в месяц плюс питание, то теперь претендентки на эту роль рассчитывают как минимум на 800 грн. плюс питание и расходы на дорогу (еще 200–300 грн.). Многие ли семьи могут позволить себе такие расходы?

Есть другой выход — детский сад. Однако малышей туда принимают как минимум с двух лет. По данным областного управления статистики, в прошлом году в детсадах было только шестеро детей в возрасте до полутора лет. «Набор годовалых малышей возможен, но для этого нужно набрать группу из 10 детей, — рассказывает специалист управления образования и науки сумского горсовета по вопросам дошкольного воспитания Елена ФЕДЕНКО. — Тогда будут выделены средства, набран штат. Но в прошлом году только две мамы обратились к нам с такой просьбой. В 2006 г. в городе были открыты 3 группы для детей с полутора лет, а в 2007 не была набрана ни одна».

С середины 80-х годов количество детсадов сократилось почти вдвое, и теперь распределение их по районам города неравномерно. Получается, что в некоторых районах густо, а в других — пусто. К примеру, в районе ул. Прокофьева всего один детсад №14, который не может вместить всех желающих. Ведь родители, как правило, стремятся устроить ребенка в детсад поблизости от дома. Возить ребенка на другой конец города они готовы только в «престижный» садик. Поэтому сады в центре города переполнены. Подобная ситуация и в детсады №№28 и 42, куда нужно записываться чуть ли не за год. А, например, в 21-й принимают детей круглый год. В Курском же микрорайоне детсады полупустые.

За что платим

Для того чтобы устроить ребенка в детский сад, нужно внести в кассу заведения так называемый «вступительный взнос», который колеблется в пределах 150–300 грн. и зависит, как правило, от степени престижности садика, его наполняемости и нужд. Эти деньги, в основном, идут на ремонт, ведь многим зданиям сумских детсадов более 30 лет. «Мечта всех заведующих — вернуться в те годы, когда давали премию за использование по назначению денег, выделяемых государством на содержание детсадов, — говорит Елена Феденко. — Сейчас же государство покрывает только расходы на зарплату педколлектива, оплату коммунальных услуг и 50% питания детей». Вопрос о сбор денег решает родительский комитет. Заведующая рассказывает им о потребностях детсада, а родители принимают решение о сумме, которую необходимо сдавать.

На содержание одного ребенка городской бюджет тратит в среднем 4389 грн. в год. Всего на содержание детсадов выделяется ежегодно 39338607 грн.

Помимо этого, родители ежемесячно сдают 20–30 грн. на хознужды: покупку моющих средств, туалетную бумагу и т.п. и оплачивают 50% стоимости питания. Вторая половина оплачивается из местного бюджета. За питание платят по квитанции, составленной на основании данных о посещении ребенком детсада. Совершенно отдельная статья расходов — экскурсии, посещение театра и др. культурные мероприятия.

Детсадовские ноу-хау

Спасение катастрофически занятых родителей — круглосуточные группы. Во времена Союза «круглые сутки» были в 12 сумских детсадах. «Сейчас круглосуточными являются только специальные детсады, — говорит Елена Феденко. — В обычных же садах за последние несколько лет были закрыты 5 таких групп, потому что родители не желают оставлять там детей. „Круглосуточный“ садик остался только в роменском микрорайоне».

Зато сейчас появилось много разновидностей групп, которых не было раньше. К примеру, семейные группы. Они созданы для удобства семей, в которых воспитывается несколько детей разного возраста. Схожи с ними разновозрастные группы, но формируются они не по принципу родственности, а по возрастному. Здесь в одной группе могут находиться дети двух-трех лет, трех-пяти и шести-семи лет. Специалисты видят будущее за такими группами, потому что дети в них получают больше знаний, чем в традиционных.
Еще один вид — прогулочные группы. Сюда приводят детей на неполный день, только на занятия.

Чему и как учат

Сейчас действуют несколько утвержденных Министерством образования Украины государственных программ, по которым ведутся занятия в дошкольных учреждениях. Самые востребованные из них — «Малятко» и «Дитина». У воспитателей есть право самостоятельно выбирать программу. Кроме того, во многих детсадах с успехом используют и нетрадиционные методики раннего развития: кубики Зайцева, карточки Домана, методики Марии Монтессори или Никитиных. Как правило, учебные пособия изготавливают сами воспитатели, иногда с помощью родителей. Самый прогрессивный в этом смысле детсад №26. Уже 22 года педагоги здесь используют в работе методики раннего интеллектуального развития. Воспитатели посещают обучающие семинары, а теперь и сами могут поделиться опытом со всеми желающими.

Жалобы и предложения

Работа ни одного учреждения не обходится без проблем и скандалов. «Не могу сказать, что родители часто приходят с жалобами на детсад, но бывает, — говорит Елена Феденко. — Процентов восемьдесят составляют жалобы, которые мы называем личностным восприятием происходящего в детсаде. Чаще всего звонят по поводу сбора денег». Зачастую жалобы оказываются анонимными. Если же, уважаемые родители, вы хотите добиться справедливости, не бойтесь высказывать претензии лично. С жалобами вы можете обратиться в городское управление образования по адресу: ул. Харьковская, 35, 4 этаж. Получить консультацию можно по тел. 60–36–29.

Туманная перспектива

Пик строительства детских садов в Сумах пришелся на конец 70-х — начало 80-х годов прошлого века. За десятилетие с 1975 по 1985 гг. было построено аж 16 садиков! Что, впрочем, вполне логично: как раз в этот период строились новые микрорайоны — «пески», 10–12-й, Курский, в которых должна была быть своя инфраструктура.

В середине 80-х было зафиксировано максимальное число детей в детсадах — без малого 21 тыс. А вот за следующее десятилетие (1985–1995 гг.) количество детей в детсадах уменьшилось практически в два раза! Спад продолжался до начала нового столетия. И только в 2001 г. начался постепенный рост рождаемости, соответственно возросло и число детей в садах. Количество же самих детсадов, напротив, уменьшилось с 50 в 1999 г. до 43 — в 2007 г. Всего же с середины 80-х до 2007 г. количество детсадов сократилось практически вдвое — с 81 до 43.

Здания многих из них были отданы в аренду под офисы, склады и госучреждения или же перестроены в жилые дома. «Мы неоднократно поднимали вопрос о том, чтобы вернуть садики, но потом подсчитали, и получилось, что дешевле будет построить новые», — говорит специалист управления образования и науки сумского горсовета по вопросам дошкольного воспитания Елена ФЕДЕНКО. Однако мечты о новых детсадах, похоже, еще долго останутся только мечтами. По словам главного архитектора города Сергея ВИНТОНЯКА, в ближайшие пять лет в Сумах планируется построить как минимум три детских сада: в районе ул. Прокофьева, на Химгородке и в 12-м микрорайоне. «Все будет зависеть от бюджета, хотя три садика — это не решение проблемы. Их нужно еще, по крайней мере, десять», — считает Сергей Винтоняк.

Выбираем детсад

Сейчас родители имеют право выбора, в какой детсад устроить ребенка.
Валеологическое направление — №13, 19, 23, 29, 7, УВК №11.
Физкультурно-оздоровительное направление — 14, 40, 17, 26 и УВК №42
Художественно-эстетического направления — 12, 28, 16, 8, 18, УВК №9 и 41
Раннее интеллектуальное развитие — №1, 31, 36, , 2, 26, 33
Охрана жизни и здоровья детей — №21, 22,
Центр Софии Русовой — №25

Детсад №20 «Улыбка» занимается с детьми, имеющими нарушения в опорно-двигательном аппарате: сколиозы, плоскостопие и т.п. Был открыт в 2003 году. 763 ребенка-дошкольника имеют такие отклонения. Для детей созданы замечательные условия. Есть 4 массажиста, физкабинеты, кафедра водолечения, подводный, гидро- и циркулярный массаж, кислородный бассейн.

№34 на Добровольной — УВК для детей от двух до 10 лет. Дети со сложными формами ДЦП с сохранением интеллекта и с задержкой умственного развития. Есть группы и для детей с нарушением интеллекта.

№37 — детсад для детей с нарушением зрения, в детсаде №21 работают группы для детей с нарушением слуха. Сейчас только 8 детей-дошкольников. Есть санаторные детсады для детей с увеличенной пробой манту — №24, в №8 и 10 работают санаторные группы.

История образования в именах

Первый детский сад в Украине открылся в Киеве в 1871 г. благодаря стараниям педагога и общественного деятеля Софии РУСОВОЙ. Она же разработала и концепцию украинской национальной школы. Важной принципиальной задачей дошкольного учреждения, по концепции Русовой, является развитие творческих способностей ребенка. Огромное внимание в ее программе уделяется изучению родного языка, традиций украинского народа, овладению правильной и грамотной украинской речью.

Как в семейном воспитании, так и в воспитании в детском саду, считает она, целью является «…не учить ребенка, не давать ему готовые задания, а, прежде всего, разбудить в ребенке его духовные силы, любознательность, воспитать его чувства, чтобы глаза ребенка умели видеть, уши прислушивались ко всему, ручки умели пользоваться и карандашами, и ножницами, и глиной, и бумагой. Детей нельзя ни к чему принуждать, воспитатель должен понимать ребенка, чувствовать его душевное состояние». В детском саду вместо атмосферы школьной дисциплины должен присутствовать дух раскрепощенности, радости, веселья.

Сейчас в Украине существует три центра Софии Русовой: в Киеве, Чернигове и Сумах.

В 2004 г. учреждена медаль имени Софии Русовой. Вручается она, прежде всего, за развитие психологической науки, создание книг по проблемам воспитания.

Именем известного итальянского педагога Марии МОНТЕССОРИ было названо целое педагогическое направление — Монтессори-педагогика. Метод Монтессори основан на принципе наблюдения за ребенком в естественных условиях и принятии его таким, каков он есть. В этом направлении ребенок рассматривается как личность с самого рождения. Каждый ребенок, как и каждый человек, уникален. Основной принцип метода Монтессори — подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию. Но самое главное в методе — это понимание того, что мир детей и мир взрослых — это совершенно разные миры.

Замечательная методика Глена ДОМАНА родилась более полувека назад, когда молодой американский врач-нейрохирург начал заниматься лечением малышей с серьёзными травмами мозга. Постепенно он и его сотрудники нашли возможность не только вылечить детей, но и развить их интеллект так, что малыши начали по всем показателям опережать в развитии своих однолеток. Такие потрясающие результаты достигались путём активного стимулирования нескольких здоровых органов чувств больного ребенка, что приводило к существенному усилению активности мозга в целом и полному выздоровлению. Детям начинали показывать карточки со словами, написанными крупным красным шрифтом на картоне, и громко произносили эти слова вслух. Занятия длились не более 10 секунд, но регулярно несколько десятков раз в день. Впоследствии Доман создал простую и легко реализуемую программу обучения здоровых малышей, которой сейчас может воспользоваться любой родитель в домашних условиях, и доказал, что абсолютно из каждого ребенка можно сделать гения.