Секреты театральной костюмерной
Атмосфера театральной костюмерной пестра и загадочна! Ровными рядами висят наряды различных эпох, стилей, расцветок. У каждого героя – свой «гардероб». Это не просто одежда, а неотъемлемая часть сценического образа, которая помогает актеру и зрителю правильно почувствовать своего персонажа
Ольга ЛЕДНЁВА работает в Театре юного зрителя с 1978 года. Закончив университет, они с мужем Эдуардом ЛЕДНЁВЫМ переехали в Сумы и устроились работать в ТЮЗ. Сейчас он главный художник, а она – художник по костюмам. Так что «имидж» каждого спектакля лежит на их плечах. «Изюминка нашего театра в многогранности репертуара: детские спектакли, взрослые, раньше – кукольные. Такой симбиоз оставляет большой простор для творчества. Конечно, костюм полностью зависит от пьесы и видения режиссёра. Нужно учитывать временное, социальное положение персонажа, его возраст, внешние данные (худой, грузный). Важна специфика роли. Ведь костюм – это прежде всего материал. Бархат – очень статичен, в наряде из него балет не изобразишь. Я создаю эскиз, после чего мы утверждаем его с режиссёром и только тогда начинаем шить-кроить». За годы работы у Ольги Васильевны набралась целая коллекция эскизов. Некоторые висят на стенах, другие сложены аккуратными стопочками. «Я люблю спектакли, не привязанные к эпохе. Тогда можно дать волю фантазии. Чего только нам не приходилось делать! Однажды даже маску создали. А чтобы она хорошо сидела на актёре, ему пришлось полчаса лежать неподвижно, пока она не застынет. Было очень весело, когда для спектакля «Зверь» мы прибегли к лепке с ткани: одели актёра и прямо по нему расписывали материю краской из пульверизаторов». Когда Ольга Васильевна делится историями о создании костюмов, глаза у неё горят. Ведь даже при небольшой зарплате удовольствие от работы огромное.
Но спроектировать и сшить костюм это ещё не всё. Чтобы актёр выглядел на сцене как с иголочки, нужен каторжный труд костюмера. «На нас лежит всё – от начищенных ботинок до бабочки», – с улыбкой подмечает Ольга ДУБОВИК, начальник костюмерного цеха театра им. М.С. Щепкина. «За 15 лет работы чего только не случалось. С актёрами стараемся дружить, хотя бывает по-всякому. Когда-то не так застегнули актрисе подюбник, и он спал с нее прямо на сцене. И все же я очень люблю свою работу — она насыщенная, интересная, творческая. Мы много гастролируем вместе с актёрами. А постоянно движение значит молодость. У нас спектакли массовые, нужно успеть всех переодеть. В основном одежда на крючках, но если очень много переодеваний и каждая секунда на счету, тогда шьётся на липучках или змейке».
«Наша работа незаметная, но важная!» – говорит Валентина БУДНИК, костюмер ТЮЗа. «Мы стараемся готовить наряды заранее. Узнаём, какие будут спектакли, и наглаживаем всё на несколько дней вперёд. Параллельно нужно успеть одеть актёров – так что постоянно слушаем трансляцию спектакля. Я уже знаю, после каких слов куда мне бежать – либо в гримёрную, если времени побольше, либо прямиком за кулисы. Так что спектакли знаю почти наизусть. Однажды была забавная ситуация. По сценарию персонажу порвали брюки, но так как других на смену не было, мне пришлось быстро зашивать их на актёре. Хотя костюмы живут долго. За ними только нужно тщательно ухаживать: знать, что можно стирать в машинке, а что только вручную, а что нести в химчистку».