С мечтой – на выход
В четверг британцы проголосовали на референдуме за выход из ЕС. Я скептически отношусь к т.н. гласу народа, так как не считаю, что кухарки и бомжи должны принимать судьбоносные решения, ибо глупцов и людей, подверженных манипуляциям, в любом обществе больше, чем умных и самостоятельно мыслящих. С другой стороны, главным аргументом сторонников выхода была мечта о стране, которая сама определяет свою судьбу, а не вынуждена подчиняться евробюрократам.
Это то, чего так не хватает Украине и моему городу. Мечты, воплощенной в стратегию. Мечта, собственно, есть – создание независимой, обеспеченной и интегрированной в европейское правовое и экономическое пространство державы. Есть даже и некое видение, отраженное в государственных документах и планах действий.
Однако то, как добиться реализации этой мечты на местном уровне, в политических программах местных органов власти во многих случаях не зафиксировано. Идея «евродворов», а затем «европодвалов» и «еврокрыш» хороша для выборов, ибо отвечает на сегодняшние ( даже на позавчерашние) запросы горожан, однако она не закладывает фундаментальных основ будущего регионального развития.
Ключевое слово здесь – «будущего». И ключевым вопросом нашего существования в этом будущем является то, как и чем мы можем встретить его вызовы. Вот только некоторые из них…
Низкая эффективность труда. Средний немец за год зарабатывает для страны 47 тыс. евро (ВВП на душу населения), а получает 46 тыс. Те же показатели для среднего украинца – соответственно 46 тыс. грн. и 62,8 тыс. грн., т.е. украинцу, который работает почти в 30 раз неэффективнее немца, от общественного пирога достается на 23% большая доля. Поэтому на пенсии уже не хватает.
Как известно, средняя зарплата в Сумской области на 20% ниже, чем в Украине в целом. Это при том, что наша главная экспортная отрасль – это продукция машиностроения, где добавочная стоимость выше, чем в сырьевых отраслях. Лидером здесь всегда были и остаются Сумы.
Однако объемы производства в отрасли стремительно снижаются. Сравнение 3 мес. этого года с аналогичным периодом 2014 г. показывает снижение общего экспорта из области на треть. Напомню, что в 2014 году экспорт продукции машиностроения составил 225,3 млн долларов. Основной потребитель – Россия – снизил свою часть в общем объеме экспорта с 43% до 29%. Учитывая политику комиссии по ликвидации самого мощного сумского экспортера – СМНПО – в лице его владельцев экс(?)-россиян Новинского, Григоришина и почетного сумчанина Трофименко, второе детище семьи Харитоненко может если не разделить судьбу первого, то полностью утратить свой статус в городе.
Вторым негативным фактором является расположение города в стороне от транспортных путей, вдали от источников сырья и в зоне возможной агрессии, что делает весьма сомнительной его привлекательность для инвесторов в традиционной сфере машиностроения.
Но все не так плохо. Главным ресурсом постиндустриального общества является человеческий капитал, и наличие в Сумах нескольких учебных заведений – важное преимущество, если мы ставим перед собой цель создавать в городе «несырьевые» отрасли, например, информационные технологии, где и уровень добавленной стоимости высок, и рынок является глобальным и быстрорастущим, и даже дороги не особенно важны.
А вот о том, что можно уже сейчас сделать для превращения Сум в город мечты ИТ-компаний, в следующей публикации.