Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Перевозчики оборзели

155

Маршрутчики хотят заставить сумчан платить 1,50 грн.

Александра Веснич

На вторник 15 мая ими было запланировано несанкционированное повышение цены за проезд. «Панорама» попыталась выяснить, какие цифры реально стоят за «бедами» перевозчиков.

Просто беда!

Цену в 1,50 грн. перевозчики объясняют плачевной ситуацией с себестоимостью услуг. Они якобы работают просто в убыток, хотя ещё полгода назад предприниматели, участвуя в конкурсе на маршруты, уверяли власть в готовности ездить по минимальным тарифам и просто зубами вырывали для себя это право.

Цена в 1 грн. никого не смущала. Теперь этот бизнес резко объявили неприбыльным.
Как бы там ни было, но по закону владельцы общественного транспорта не могут самостоятельно устанавливать тариф. Его нужно согласовать с горисполкомом, а чиновники ясно дали понять, что повышения не будет. Исполком на своём очередном заседании даже не рассматривал этот вопрос. Мэр Геннадий МИНАЕВ также выступает категорически против повышения цены.

Перевозчики, в свою очередь, решили добиваться своего силой: развесили в маршрутках объявления о повышении цены с 15 мая и вспомнили, что их транспорт не совсем общественный. Теперь в словосочетании «маршрутное такси» они делают ударение на втором слове и ведут жесткие переговоры с властью. Хотя в официальных комментариях перевозчики более сдержанны.

По словам председателя Союза автоперевозчиков пассажиров Александра ЗАПОРОЖЦА, объявления о повышении цены — недоразумение, они висели всего полдня: «Мы ведём диалог. 15 мая никто 1,5 грн. требовать не будет, это некорректно. Здесь не может быть никаких „если“, и перевозчики будут действовать только согласно процедуре и закону».
Начальник отдела логистики управления социально-экономического развития Сумского горсовета Валерий СЕМЕСЕНКО утверждает, что самовольное повышение цены — это нарушение договора о перевозках. За такое нарушение предприниматель может лишиться маршрута.

Залезаем в карман бизнесменов

По расчётам главного экономиста ГП «Сумыавтотранссервис» Зинаиды КОТЕНКО, на которые ссылаются маршрутчики, граничный тариф для маршруток — 1,71 грн. Он был получен путём расчёта расходов перевозчиков по специальной методике Минтранса Украины. По закону, перевозчики сами подают расчёты, а исполком их утверждает. Однако предприниматели решили обратиться за расчётами к самому компетентному органу в этой сфере — «Автотранссервису», но при этом отдельные цифры ему подсказали сами. По словам Зинаиды Котенко, от «бригадира» Александра ЗАПОРОЖЦА приходил Игорь ПЕРЕПЕКА, работающий в основном на маршруте №1. Он и передал ей всю информацию.

Вот что насчитали перевозчики и чиновники. В тарифе заложена зарплата водителей в 400 грн. плюс 10% — зарплата обслуживающего персонала, 36% от общей суммы — начисления на зарплату. Учтены затраты на газ по 1,62 грн. за кубометр с расходом 21,2 кубометра на 100 км, не забыли о техническом обслуживании и ремонте, обновлении автомобильных шин. Стоимость шин среди всех цифр выглядит самой плачевной — всего лишь 270 грн. за комплект при реальной цене (по словам Игоря Перепеки) 2,1 тыс. грн. Зачем перевозчик подал такую цифру — неизвестно.

Зато каждое заинтересованное лицо при вопросе об обоснованности расчётов отвечает: «Ага! А вы видели цену шин?! Всё и так по минимуму!» Немалую долю затрат перевозчиков составляет амортизация (отчисления на обновление машин) и «общепроизводственные затраты» (лицензия, страховка, налоги, затраты на организацию производства).

Исходя из этих цифр рассчитано, что один км поездки обходится перевозчикам на «Газелях» в 1,12 грн., на авто «РУТА» — 1,35 грн.

Кроме затрат, в тарифной формуле играет роль продолжительность поездки одного пассажира (в среднем — 9 км, как от конечной Роменской до 12 мкр.), заполняемость маршрутки (60–65%), рентабельность работы перевозчика — 15%. Отсюда и цена проезда.

Посчитаем сами

Позвольте спросить: где вы видели полупустую маршрутку? В 5.00 утра или после 21.00 — возможно. Но норма для расчёта — 12-часовой график. То есть «экстремальное» время не взяли во внимание. Если в формуле изменить только заполняемость машины до 90%, не взяв во внимание все другие огрехи, то тариф сразу же падает ниже 1 грн.! Такая вот простая арифметика. И кто это, интересно, платит зарплату водителям в 400 грн., и тем более никто не платит налоги в размере 36% — практически все перевозчики работают как частные предприниматели.
Как же живётся перевозчикам при тарифе 1 грн.?

По словам самих перевозчиков, в день маршрутка зарабатывает 300–400 грн. Из них до 100 грн. забирает себе водитель. Возьмём для примера одну из «Газелей» на маршруте №31: по словам водителя, за день авто делает 15 рейсов, каждый по 10 км. Чтобы собрать 300 грн., достаточно провезти в среднем 20 пассажиров за один рейс. При этом затраты на работу составляют 1,12 грн./км Х 150 км = 168 грн. за день. Потратил 168 грн., заработал более 300 грн. — неплохо, если рентабельность уже заложена в затраты.

С нами согласна и кандидат экономических наук, доцент Сумского государственного университета Ольга ПРОКОПЕНКО. По её словам, прибыльность различных маршрутов очень сильно отличается: «По моим предварительным оценкам, среднее расстояние поездки одного пассажира составляет не более 4 км., а не 9 км. Хотя есть такие маршруты, на которых пассажиры действительно проезжают большое расстояние, например 18-ый. А есть очень прибыльные маршруты, как, например, 23-ий, 13-ый, 16-ый. Выгодно производить перевозки по маршрутам, которые идут через рынок, или как в случае с 13-ым маршрутом — через авто-, ж/д- вокзалы… На мой взгляд, надо перенимать опыт других городов, в частности нашей столицы — города Киева, в котором тарифы на различных маршрутах существенно отличаются. На маршрутах, по которым люди едут далеко, и которые, в свою очередь, являются низкоприбыльными, цены сделать выше, а на высокоприбыльных маршрутах, с большим пассажирооборотом, — соответственно ниже».

Другие факторы

Перевозчики настаивают, что повышение стоимости проезда в маршрутке заставит людей ездить на троллейбусах. С этим согласен и начальник КП «Электроавтотранс» Сергей ЛЕВЧЕНКО. По его словам, в таком случае количество оплачивающих проезд пассажиров увеличится на 20%. «После появления 14-местных автомобилей „Дельфин“ и „Рута“ за последние три месяца троллейбусный парк потерял более 400 тыс. пассажиров и более 200 тыс. грн. прибыли. Самое страшное, что это отражается и на государственных субвенциях за перевозку льготников. По нормам льготников в 1,36 раза больше, чем платящих. Для нас это большие убытки», — комментирует Сергей Левченко. Но это аргументы из области экономической фантастики.

Если оглядываться на другие регионы, то 1 грн. для такого города, как Сумы, — вполне адекватная цена. Так, в Киеве 1,50 грн. — самый высокий тариф из всех возможных, за эти деньги можно проехать до 30 км. В Донецке маршрутки ездят и по 1 грн., и по 1,25 грн. в зависимости от расстояния, а в Полтаве тариф составляет 0.75 грн.