Древняя христианская обитель
Валаам является одной из знаменитых христианских обителей, куда стремятся попасть многочисленные паломники, послушники и просто туристы. Христианский православный монастырь расположен на острове посреди Ладожского озера. Зимой сообщения с островом практически нет, поэтому основной наплыв (в буквальном смысле) совершается в летнее время.
Сумчанин Сергей НЕГОВСКИЙ побывал прошлым летом на Валааме и поделился с “r” своими впечатлениями.
Дорога на Валаам заняла почти трое суток: сначала в Курск на автобусе, там следовала пересадка на поезд Мариуполь —
«Нигде не видел столько хвойных лесов», — рассказывает Сергей. «Очень богатая и красивая природа, так называемые Ладожские шхеры. В Приозерске (сам городок чистый и аккуратный) сторож на пристани предложил ночлег и объяснил, что пароход на Валаам будет завтра в 9–30. Разместился в домике прямо на берегу, где река Вуокса впадает в Ладогу. Ночью было очень светло, лишь туман лежал над водой. Белые ночи…»
На Валаам
Экскурсии на Валаам в основном происходят организованно, группами. Можно попробовать попасть на пароход индивидуально, но это уже зависит от благосклонности капитана и предлагаемой ему наличности (обычная такса — 500 руб. с человека). В беседе с капитаном победила меркантильность. Путь до острова неблизкий — 70 км по водному пространству, это около трех с половиной часов. После вояжа под свежим ветром по живописным просторам озера — долгожданная остановка. В монастыре есть гостиница, но,
Все решает случай. Сергей в беседе с отцом Мефодием, помощником игумена, сказал, что ночевать ему негде. Отец Мефодий отвел его в свой кабинет, подарил репродукцию иконы, четки и написал благословение на поселение в монастырское общежитие с трехразовым питанием.
«Рабочий кабинет» отца Мефодия небольшой, но роскошно обставленный.
Соседом Сергея оказался послушник 25 лет Антон из Петрозаводска. Питерские старшеклассники, продвинутая молодежь. Для них Валаам своего рода «колхоз», куда они приезжают на сельхозработы. Много паломников, в основном женщин бальзаковского возраста с печатью одиночества на лице (эдакий стандарт). Местные монахи — хорошие шахматисты. С ними Сергей коротал ночные часы.
Нашествие «шведов»
День четвертый. Утром прибывает пароход с иностранными туристами, которые с воодушевлением фотографируют каждый камень…
Прогулка на игуменское кладбище по пихтовой аллее, затем вместе с отцом Антонием (одного бы не впустили) — в Никольский скит. Путь по берегу Ладоги занял около часу. Скалы очень красивые.
— отмечает Сергей Неговский. Но пора собираться в дорогу — идти к Никоновской бухте. Возле нее два скита — Воскресенский и Гефсиманский. Следующая «вписка» — на теплоход «Кабаргин». Дед нынешнего хозяина теплохода был до революции судовладельцем на Волге. Внучок выкупил судно, отреставрировал и возит всех желающих. Об этом поведал боцман. Он же решил и вопросы с размещением. Одноместная суперкомфортабельная каюта, включая обед досталась за 500 руб. Вполне неплохо, если учесть, что путевка стоит 3500 руб.
А на острове звонят колокола. Троица. Идет праздничное богослужение. Под этот прощальный звон теплоход отчаливает от острова. Следующая остановка утром, уже в Питере.
По преданию, в I веке святой апостол Андрей, пройдя славянские земли, дошел до Новгорода, а оттуда до Валаама, где разрушил языческие капища местных племен и воздвиг на диких скалах каменный крест. Спустя 9 веков на Валаам пришли и первые иноки — преподобные Сергий и Герман Валаамские чудотворцы. Они и положили начало обители.
Монастырь располагался на границе России и Швеции и неоднократно подвергался нападениям и разорениям. Валаамские монахи никогда не брали в руки оружия, обрекая себя на изгнание или принимая мученическую смерть.
В начале XVII в. монастырь был полностью разрушен, а валаамские земли на 100 лет отошли к Швеции. После Северной войны обитель вновь возродилась, достигнув своего наивысшего расцвета к середине XIX века. Основывались скиты, часовни, прокладывались дороги, работали производства, фермы, создавались огороды и сады, необычные для северных широт. Остров относился к Финляндскому княжеству, но в 1940 г. отошел к СССР, и монахи вынуждены были эвакуироваться в Финляндию. В зданиях монастыря открыли школу боцманов и юнг, а потом дом инвалидов. С 1991 г.