Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Нулевая скорость лифта

209

Лифты отключат, т.к. на их обслуживание практически нет денег. Если вместо инвестиций лифтовое хозяйство будут и дальше обворовывать, система может рухнуть

Александра Веснич

В последние два года сумчане начали забывать старую ассоциацию со словом «лифты». Ведь раньше о них чаще всего говорили «не работают» или «отключены». Из одной тысячи лифтов города постоянно недвижимо стояли около 300 кабин. Тогда ООО «Сумылифт» практически обанкротилось. Исправить ситуацию смогли только новые владельцы фирмы благодаря вложению собственных ресурсов и активному финансированию капитальных ремонтов городской администрацией.

Казалось бы, теперь нужно двигаться только вперёд. Но нормальная работа лифтового хозяйства снова под большим вопросом — остановиться могут не 300, а абсолютно все лифты. Коллапс создают несколько чиновников, а пострадать могут почти 300 тыс. сумчан.

Лифты: начало

Говорят, первый лифт в Сумах появился ещё в 30-хх гг. прошлого века на молокозаводе. Массово чудеса подъёмной техники начали устанавливать в нашем городе в конце 70-х — начале 80-х гг. при строительстве новых 9-этажек и «свечек» по 14 и 16 этажей. «Высотная часть» Сум строилась именно в эти годы.

Тогда с лифтами по типовым проектам возводили все дома на территории бывшего СССР. Определили, что срок эксплуатации — 25 лет. Такой граничный «возраст» лифтов подтверждён и современными документами. Например, «Положенням про систему технічного обслуговування та ремонту ліфтів в Україні» от 10.04.2000 г. Кроме того что лифты должны проходить постоянные профилактические проверки, после 25 лет работы их обследуют и решают либо ремонтировать, либо менять — например, если это подъезд малосемейки, то лифт слишком активно использовался и техника изношена. Сумские лифты достигли своего критического возраста. 40% из них работает 25 и более лет. В Украине около 100 тыс. лифтов, и они также устарели на 40%.

По словам представителя ООО «Горсумылифт» и «Облсумылифт» Александра СЫСЫ, ещё более сложная ситуация сложилась с системой объединённой диспетчерской связи. Это специальные датчики и блоки, стоящие на лифте, подключённые к пульту наблюдения. При поломке или какой-то неадекватной работе на пульте возникает сигнал, и диспетчер направляет электромеханика. Сумы — единственный город в Украине, диспетчеризированный на 100%. У нас эта система сохранилась, а, например, в Полтаве она практически развалилась. По нормативам срок эксплуатации датчиков — 10 лет. В нашем случае самые ранние были установлены 30 лет назад. Для полной замены, установки современной компьютерной системы наблюдения потребуется не менее 5 млн. грн.

Лифты не могут работать безнадзорно, т.к. это источник повышенной опасности. Согласно нормативным требованиям, обеспечивающим безопасность, при отсутствии диспетчерской системы нужно нанимать лифтёров — по одному человеку в доме. Если сэкономить сейчас на установке датчиков, нужно будет нанимать 500 человек. Сейчас же обслуживают все лифты города 120–130 специалистов.
Сумское лифтовое хозяйство катастрофически стареет с каждым днём и нуждается в финансировании для полного обновления, как, впрочем, и вся жилищно-коммунальная сфера области.

Время перемен

И без того сложную ситуацию сделало ещё трагичнее хозяйствование бывших владельцев ООО «Сумылифт». Два года назад его контролировали структуры экс-губернатора Владимира ЩЕРБАНЯ. Особой активности в борьбе с поломками не было, 30% лифтов простаивали месяцами, зарплату сотрудникам предприятия задерживали на полгода, высококвалифицированные кадры уходили. «Когда мы пришли на предприятие два года назад и увидели полуразрушенное состояние хозяйства, то решили, что должны сделать всё, чтобы „вытянуть“ ситуацию. Работать так, как раньше, было нельзя. Мы сказали представителям городской власти, что готовы подставить плечо, инвестировать средства, чтобы население почувствовало на деле улучшение качества обслуживания. Считаю, что нам это удалось. На сегодня обслуживание по простою лифтов выведено практически в ноль. 15–20 лифтов — это ничто по сравнению с тем, что было раньше. Фактически — 1–2% от общего количества. Технику останавливают только для того, чтобы смазать, поменять масло, проводятся регламентные работы или оперативно ликвидируются поломки», — объясняет Александр Сыса. Предприятию также удалось выплатить долги по заработной плате, обучить и доукомплектовать штат сотрудников, которые начали возвращаться с «заработков» за границей.

В 2007 г. на капитальные ремонты лифтов в городском бюджете был предусмотрен 1 млн. грн. плюс 700 тыс. грн. по государственной программе. В 2008 г. городской совет запланировал выделить около 2,4 млн. грн. на эти же цели, а ещё на 2,6 млн. грн. лифтовое хозяйство решили профинансировать в середине года. 11 сентября состоялся тендер; по предварительным данным, выиграло предприятие «СКС-консалт» — партнёр ООО «Горсумылифт» и «Облсумылифт». Ко всеобщему удивлению, городское управление ЖКХ не хотело признавать победителя, а назвало таковым киевскую фирму «Никос», даже несмотря на протест прокурора о незаконности действий чиновников. Тендер отдали в работу «СКС-консалт» только в конце ноября, когда «Никос» заявил о неспособности выполнить работы. Предприятию в конце концов пришлось за 20 дней демонтировать и смонтировать 11 лифтов, что, безусловно, является рекордными сроками.

Обслуживать лифты некачественно — значит подвергать опасности людей. Руководство лифтовых организаций никогда бы на это не пошло, ведь несёт уголовную ответственность за возможные ошибки

Кроме того, ежегодно «Горсумылифт» и «Облсумылифт» инвестировали в лифтовое хозяйство 500–700 тыс. грн. из собственных оборотных средств. Выполняли за свой счёт мелкие работы, которые относятся к капитальным. Например, если горел двигатель лифта, часть денег собирали жители, а часть — предприятие. Для производственных нужд за два года приобрели целый парк специализированных автомобилей (11 машин), на территории построили погрузочно-разгрузочный модуль. Если раньше запчасти и детали привезённых лифтов разгружали с помощью крана во дворе, то сейчас для этого есть спецпомещение. Ещё несколько лет столь же активной работы могли бы коренным образом изменить положение дел в лифтовом хозяйстве города. Однако продуктивная работа лифтовиков с властью прекратилась после кадровых изменений, произведённых в мае 2008 г.

В поисках крайнего

Новый заместитель мэра по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Анатолий БОНДАРЬ и новый начальник профильного городского управления Валентин КОСТЮК заявили о своём особенном взгляде на работу в лифтовой сфере. Самой большой проблемой стало то, что ЖЭКи практически перестали перечислять плату населения лифтовикам. «Расчёты жителей города и лифтовых организаций напрямую прекратили решением горисполкома ещё в 2006 г. Сумчане платят за лифт в числе остальных коммунальных платежей. В начале нашей работы ЖЭКи хоть и не очень оперативно, но всё-таки перебрасывали деньги на наши счета. Кто-то более добросовестно, кто-то менее. Но с приходом Валентина Костюка, который сам ранее был учредителем и возглавлял ЖЭК „Рембуд“ (его долг лифтовым организациям — 250 тыс. грн.), расчёты просто остановились», — комментирует Александр Сыса.

Вместе с тем власть выставила лифтовикам новые требования — пересмотреть тариф задним числом, обеспечить ежемесячную отчётность по семи видам бланков по каждому (!) лифту. Инициатором такого решения горисполкома 26 января этого года стал Валентин Костюк и убедил его состав проголосовать за новые нормы, которые не соответствуют действующему законодательству, несмотря на то что сами исполкомовцы не видели в нём целесообразности. При этом начальник управления ЖКХ совершенно не обращает внимания на другое решение, принятое исполкомом ранее, в декабре, — о создании отдельных счетов для «лифтовых» денег. Оно не выполняется.

По словам Александра Сысы, новое решение исполкома сейчас оспаривается в Административном суде. Он также напомнил, что на счетах ЖЭКов 1,5 млн. грн. «лифтовых денег». Всего же начислено за обслуживание лифтов 2 млн. грн. «Это переходит всякие границы — люди платят деньги за лифт ЖЭКам, притом исправно, за что им огромное спасибо, а до нас средства не доходят. Сумма долга сейчас равна оплате работы лифтовиков за 11 месяцев, то есть мы почти год работаем для города бесплатно. Сейчас нам не за что выплачивать людям зарплату, нет денег даже на горючее для аварийных машин и детали для ремонта. Мы не можем брать на себя ответственность за опасную лифтовую отрасль в таких условиях, поэтому вынуждены приостановить обслуживание лифтов города, что автоматически вызовет по всем правилам безопасности их остановку. Если бы наши партнёры, которые кредитуют лифтовые организации, не поддерживали нас всё это время, то мы уже давно прибегли бы к крайним мерам», — считает Александр Сыса.

Денег нет

Александр Сыса объяснил, что до этого решить проблему пытались другими способами — в судах по искам «Горсумылифта» и «Облсумылифта» к ЖЭКам выиграно семь дел (по трём из них заключены мировые соглашения). Признано, что обслуживающие организации обязаны погасить долги в полном объёме, ими занимается исполнительная служба, но ЖЭКи утверждают, что денег просто нет — они потрачены, пущены в оборот. Однако в лифтовых организациях не хотят ждать, когда их должников постигнет судьба ЧПКП «Рубин», которое из 200 тыс. грн. за лифты получило от населения 170 тыс. грн. и не перечислило ни копейки, а теперь объявлено банкротом. Новое предприятие на его месте — ЧП «Рубин» — также уже три месяца не перечисляет поступающие средства. Как их вернуть?

«Нам известно, что Валентин Костюк лично давал „посылы“ ЖЭКам о неперечислении денег лифтовым организациям. Мол, „пускай подождут, с этими деньгами нужно ещё разобраться“. Разве это законно? К тому же ни одной официальной претензии, письма, записки или даже устного ответа о том, какие нарушения есть в нашей работе, от управления ЖКХ нет. Какие могут быть нарушения, если наша работа по обслуживанию сферы повышенной опасности очень строго контролируется Госгортехнадзором — компетентными специалистами. Нас нельзя сравнивать с ЖЭКами, где люди иногда платят, даже если дворники у них не убирали, ремонты не делали и никакого обслуживания не проводили. У нас же всё просто: если лифт работает, значит, тариф выполняется. Если лифт остановлен хотя бы на сутки, эти деньги человек не платит по итогам месяца. Если лифт стоял целый месяц, потребитель не заплатит ни копейки. Единственное, за что пытаются ухватиться в управлении ЖКХ, — это влажная уборка кабин лифтов. Ею у нас занимаются две штатные уборщицы. Как же их нанять больше, если нам не перечисляют деньги, а минимальная зарплата растёт быстрее, чем тариф? Зато в домах ООО „СПОЖ“, где долг 170 тыс. грн., в лифтах висят объявления „Требуйте влажную уборку“ и указан мой личный телефон. Мы этой тактики не понимаем и удивлены тем, что чиновники, которые должны думать прежде всего об исправной работе всех организаций на благо сумчан, действуют такими методами», — разводит руками Александр Сыса.

По его мнению, директора ЖЭКов тоже заложники ситуации. У них в тарифе недостаточно денег на обслуживание жилья, вот они и пользуются оборотными средствами лифтовиков, которые к ним поступают. И так будет всегда, пока плату жильцов за ЖЭКи и за лифты не разделят. Сейчас борьба идёт именно за изменение системы оплаты, а во вторую очередь — за возвращение долгов.

В чём причина особой «нелюбви» нынешнего начальника управления ЖКХ к лифтовикам, остаётся только догадываться. По нашей информации, Валентин Костюк и сам является соучредителем фирмы «Сервис-лифт», параллельно работающей в городе. «Сервис-лифт» также не получает сейчас денег от ЖЭКов. Субъективные здесь причины или объективные — сумчанам это не очень интересно. Интереснее то, что с 19 февраля ни один лифт в городе не будет работать — директора ЖЭКов предупреждены об этом за 15 дней, как и положено по договору. Лифты не остановят в том случае, если ответственные люди сделают то, что от них требуют суды и общественность, — рассчитаются с лифтовиками и вернут сумчанам нормальный быт и безопасность.