НАТОлогия
Украинские лидеры стучатся в двери НАТО
В начале апреля на саммите НАТО в Бухаресте Украина так и не получила приглашение о присоединении к Плану действий относительно членства в Североатлантическом альянсе (ПДЧ).
Генсек Альянса Яап де Хооп СХЕФФЕР заявил лишь о начале «интенсивных политических консультаций» с Украиной и Грузией, позитивно отметив действия руководства обеих стран, стремящихся присоединиться к блоку. В середине января президент Виктор ЮЩЕНКО, премьер-министр Юлия ТИМОШЕНКО и спикер Верховной Рады Арсений ЯЦЕНЮК даже направили обращение к Альянсу с просьбой рассмотреть вопрос о присоединении Украины к ПДЧ.
Дипломатические старания руководителей государства проходят на фоне недовольства многих украинцев курсом на евроинтеграцию. Согласно последнему опросу, больше половины респондентов на референдуме проголосовали бы против вступления Украины в НАТО. Безусловно, на общественное мнение оказывают сильное влияние негативные стереотипы советских времен и предвыборные обещания политиков, использующих натовский аргумент как козырь в избирательной кампании. Популярности Альянсу среди украинцев могла бы добавить яркая пиар-кампания, которая проводилась во многих странах-претендентах, но денег на это нет.
Мифология
В народном представлении НАТО — военный агрессор, используемый американцами, чтобы «насолить» России. Но это не так. Масштабы военно-политического сотрудничества России с НАТО намного превосходят украинско-натовские программы.
Миссия России в штаб-квартире НАТО превышает украинскую более чем в десять раз, в Совет Россия-НАТО расценивается политиками как прообраз новой структуры безопасности в евразийском регионе. Кроме того, Россия постоянно проводит совместные учения с НАТО, а патрульные корабли Российского Черноморского Флота в Средиземном море ходят под флагом Альянса.Альянс не имеет собственной армии, т.к. Вооруженные силы НАТО представлены армиями стран-участниц. Вопреки расхожему мнению, участники НАТО не обязаны посылать своих солдат в «горячие» точки планеты. Решение о форме участия в военных операциях принимают исключительно правительства стран, и никаких официальных требований НАТО в этом вопросе не выдвигает. Для сравнения: потери Украины за 14 лет миротворческой деятельности составили 44 человека, общие потери НАТО в Косово и Афганистане — 181 солдат, потери СССР в Афганистане — 14 тыс. человек. Объединенные силы Альянса, в отличие от армий отдельных его членов, в Ираке не воюют и никогда не воевали. А украинцы сейчас находятся в Ираке в составе Тренировочной миссии НАТО и не принимают прямого участия в военных действиях.
Эксперты утверждают, что взносы новых членов НАТО намного меньше помощи, выделяемой им из бюджета Альянса для модернизации армии. Согласно его требованиям, личный состав Вооруженных сил Украины должен быть сокращен — количеством жертвуют ради качества подготовки офицеров. Обязательной стандартизации подлежит лишь 15% вооружения — соответственно, удастся сохранить большинство имеющейся в наличии военной техники. Размеры оборонных бюджетов Украины последних лет покрывают не более 60% минимальных потребностей Вооруженных сил, поэтому их увеличение вполне отвечает интересам национальной безопасности. А затраты на модернизацию военного оснащения окупаются с лихвой.
Так, прямые иностранные инвестиции в экономику Болгарии после вступления в НАТО удвоились. Похожая картина наблюдалась в Чехии и Венгрии.
Военный потенциал всех стран-участниц НАТО в пять раз превышает военную мощь остальных государств. Если бы Украина была в НАТО, ее территориальную целостность гарантировали бы самые сильные армии мира. Тогда, возможно, удалось бы избежать претензий северного соседа, касающихся острова Тузла и крымских маяков.
Чудо-реклама
Одна из самых успешных кампаний по поддержке интеграции в НАТО прошла в Словакии, ситуация в которой была аналогична украинской. В 1999 г. вступление своего государства в Альянс поддерживали не более 30% словаков.
Первый шаг — проведение опросов общественного мнения, чтобы выяснить, чем пугает людей эта организация. Все аргументы «за» и «против» стали темами общественного обсуждения на телевидении. В дискуссиях участвовали известные спортсмены, артисты, музыканты, деятели науки и искусства. Начинания чиновников поддержали общественные организации. К 2002 г. уже более 50% словаков поддерживали идею присоединения к НАТО. А еще через два года число сторонников настолько возросло, что в 2004 г. правительство приняло решение о вступлении Словакии в НАТО.
Европейские перспективы
Несмотря на то что формальной связи между членством в Североатлантическом Альянсе и Евросоюзе нет, но пример новоиспеченных членов ЕС показывает, что вступление в НАТО — надежный трамплин для прыжка в Европу. Так, Болгария и Румыния, вступившие в НАТО в 2004 г., уже через три года стали членам Евросоюза. Ведь критерии для отбора претендентов в двух организациях во многом совпадают, и военная боеспособность среди них играет отнюдь не главную роль. В НАТО сейчас принимают не столько из готовности армии, сколько из соответствия уровню развития остальных членов.
Многие украинские эксперты утверждают, что интегрироваться в европейские силовые структуры Украина сможет только после вступления в Евросоюз, а туда попасть гораздо труднее, чем в Альянс. Поэтому вступление в НАТО может помочь нашему государству попасть в ЕС.
НАТО — организация Североатлантического договора или Североатлантический альянс (North Atlantic Treaty Organisation). Это международное военно-политическое объединение государства, созданное 4 апреля 1949 г. для коллективной обороны его членов. Сейчас членами НАТО являются 26 стран, в этом году к ним присоединятся еще две. Официальными языками Альянса считаются английский и французский, а штаб-квартира расположена в бельгийском Брюсселе.
Небезопасное раздорожье
Альтернативы Североатлантическому альянсу для Украины нет. Так считает президент Украины Виктор ЮЩЕНКО. В действительности же есть несколько вариантов, которые может использовать Украина для обеспечения собственной безопасности.
Европейская система безопасности
Реальной альтернативой НАТО в Европе и Евразии специалисты считают построение европейской системы безопасности при участии России и, в перспективе, Китая. О создании новой системы безопасности в Европе и в мире говорят многие политики, но никто из них не расшифровывает, что под этим следует понимать. Очевидно, что эту систему невозможно представить без существующих международных институтов — НАТО, ЕС, ОБСЕ, Совета Европы. И любое новообразование будет создаваться, чтобы адаптировать вышеперечисленные институты к новым условиям, чтобы эффективно предотвращать кризисы и отдельные терракты в Европе. Под европейской безопасностью подразумевается формирование оборонной идентичности в рамках Европейского союза, которая будет не конкурировать с НАТО, а дополнять ее. Что касается роли ОБСЕ, то она предполагает мониторинг кризисных ситуаций, дальнейшее развитие гуманитарных и экономических аспектов безопасности.
Ташкентский договор
Гипотетическим вариантом для Украины можно считать Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), иногда еще называемую «Ташкентским пактом». Эта организация была создана в 2002 г. на основе подписанного 15 мая 1992 г. в Ташкенте соглашения о координации оборонной политики ряда государств СНГ. Сейчас членами ОДКБ являются Россия, Беларусь, Армения, Узбекистан, Казахстан, Таджикистан и Киргизия. В соответствии с договором государства-участники обеспечивают свою безопасность на коллективной основе. В этом смысле ОДКБ совершенно аналогична по своим задачам Организации Североатлантического договора. Глава РФ Владимир ПУТИН старался активизировать деятельность этого блока. Этому содействовало усиление угрозы исламского терроризма и фундаментализма в Центральной Азии, когда большинство правящих в государствах региона режимов столкнулись с открытой вооруженной борьбой оппозиции, поддерживаемой различными радикальными религиозными центрами в Пакистане и монархиях Персидского залива. В ответ на этот вызов к 1 августа 2001 г. были сформированы Коллективные силы быстрого развертывания Центральноазиатского региона (КСБР ЦАР). Сегодня в составе КСБР ЦАР десять батальонов: по три от России и Таджикистана и по два от Казахстана, Киргизии и Узбекистана. Численность личного состава — около 4 тыс. человек.
В целом ОДКБ развивается довольно динамично. Странам-членам удается экономить на обороне серьезные средства как за счет обеспечения безопасности контингентом российских войск и продажи Россией новых вооружений и модернизации имеющихся по заниженным ценам. Вступление Украины в ОДБК способно вызвать раскол общества, не меньший, чем вступление в НАТО. Такой шаг может рассматриваться западными странами как нарушение баланса со стороны России.
Неприсоединение
Иным альтернативным вступлению в НАТО вариантом для Украины является ориентация на политику неприсоединения, а не нейтралитета.
Формально нормы международного права признают за каждым государством мира возможность провозгласить себя нейтральным.
Но это может означать либо временный отказ от участия в конкретном вооруженном конфликте на той или иной стороне, либо провозглашение «вечного» нейтралитета.
Гарантировать постоянный нейтралитет на основе специального договора ни Россия, ни США сейчас не готовы. Особенно невыгодно это Вашингтону, заинтересованному даже не столько во включении Украины в НАТО, сколько в привлечении украинских военных к боевым операциям Альянса в различных уголках мира. Не нужно это и Украине, ведь в такой форме она потеряет возможность самостоятельного геополитического выбора в будущем. Политика неприсоединения позволяет балансировать между двумя основными центрами силы в регионе. Факт соперничества между Москвой и Альянсом гарантирует нашей стране защиту от прямой внешней военной угрозы не меньше, а может, и больше, чем членство в блоке.
Миротворческие миссии НАТО
29 мая в мире будут отмечать День миротворца. Уже более 15 лет НАТО участвует в миротворческих акциях: в Боснии-Герцеговине, в Косово, Афганистане. Некоторые из них длятся годами, но не приводят к желаемым результатам.
Босния-Герцеговина (SFOR)
В 1995 г. контингент Альянса в составе 60 тыс. солдат был направлен в Боснию, чтобы разъединить противоборствующие стороны: сербов, хорватов и боснийцев. Миротворцы не смогли предотвратить массовой резни в Сребренице. Там были убиты около 7 тысяч мусульман. Впоследствии удалось достичь мира, после чего миротворцы в основном занимались строительством автомобильных и железных дорог, разминированием объектов и изъятием у населения оружия.
С 1992 г. по 1995 г. Альянс планировал действия в поддержку деятельности ООН, связанной с этим конфликтом.
Афганистан (ISAF)
В Афганистане в составе Международных сил по содействию безопасности (ISAF) дислоцировано 6,5 тыс. солдат Альянса. Самый больший вклад в формирование ISAF внес бундесвер: около 2 тыс. немецких солдат занимаются обеспечением порядка в Кабуле и северо-афганской провинции Кундуз. На апрельском саммите НАТО в Бухаресте президент США Джордж БУШ заявил, что уже в 2009 г. американцы увеличат свой контингент в Афганистане. Сейчас в стране расквартирован военный контингент США, насчитывающий 31 тыс. военнослужащих. На саммите принят документ, в котором страны Альянса высказались за то, чтобы основную ответственность за обеспечение безопасности взяли на себя афганские военные и силы правопорядка.
Военные прогнозируют, что НАТО вскоре начнет поэтапный вывод войск из Афганистана. Согласно планам НАТО, к 2011 г. правительственные войска Афганистана смогут без посторонней помощи контролировать ситуацию в стране.
Косово (KFOR)
Миссия НАТО в сербском крае Косово, находящемся под протекторатом ООН, первоначально была запланирована на два года. Однако прошло уже почти девять лет, а о выводе сил KFOR из края пока речь не идет. Долгосрочной стабильности добиться не удается.
Многонациональная миссия НАТО на территории Косово началась 12 июля 1999 г. под названием Joint Guardian («сопопечитель» или «объединенный страж»). В апреле 2005 г. она была переименована в Joint Enterprise («объединенная инициатива»). Самый крупный контингент в состав миротворческих сил выставила Германия.
Ирак
В Республике Ирак завершается ротация украинского миротворческого персонала, который выполняет задачи в составе Многонациональных сил и Тренировочной миссии НАТО. Часть участников украинский миротворческой группы вернулась на родину. К работе в Багдаде в составе Тренировочной миссии НАТО приступает новая группа украинских офицеров во главе с полковником Сергеем УШАКОВЫМ. Они прошли подготовку в Объединенном командовании НАТО в Неаполе и будут исполнять обязанности советников при руководящем составе силовых структур Ирака.
Сегодня Украина является единственной страной — не членом Альянса, офицеры Вооруженных сил которой представлены как полноправные члены коллектива Тренировочной миссии НАТО в Республике Ирак. Украинский миротворческий персонал выполняет задачи на территории Ирака с декабря 2005 г.
Мнения экспертов
Александр Хоруженко,
директор Центра исследований региональной политики:
«Набор возможностей сотрудничества между странами НАТО огромный. Войдя в „элитный клуб“ НАТО, мы сможет сравнивать свои темпы развития с ведущими государствами мира.
1. Статья 5 договора о коллективной безопасности устанавливает, что в случае вооружённого нападения на одного или нескольких его участников другие члены НАТО немедленно окажут помощь. Это уменьшит риск войны, которая пока невыгодна бизнесу, но завтра может стать выгодной.
2. НАТО предоставляет ядерные гарантии. Украина сможет участвовать в ядерном планировании в мире.
3. Повысится профессиональный уровень нашей военной и политической элиты. Повысится уровень оперативного, тактического, стратегического планирования. Вырастут требования к образованию специалистов. Ни один учредительный документ НАТО не предусматривает размещения военных баз на территории какой-либо страны. Подобное решение принимается правительством страны после вступления в Альянс.
4. Украина сможет использовать натовскую современную технику, наряду с имеющейся сегодня в наличии. К примеру, Германия, как член НАТО, до 2004 г. использовала самолеты МИ-29. В Румынии сейчас только половина техники соответствует натовским: они используют вертолеты „Апачи“ и российские средства связи. В армии Венгрии до сих пор летают МИ-29.
5. Под давлением из Брюсселя в Украине будут проводиться реформы — вначале в военной сфере, затем — в сфере юстиции, судопроизводства и других. Уверен, что реформы только так и могут проводиться в Украине. НАТО инвестирует средства в утилизацию боеприпасов, которые стали настоящим бичом для Украины — у нас на территории хранятся 1,7 млн. т боеприпасов на 179 складах. Страны Альянса вкладывают деньги в гуманитарные проекты, помогают ликвидировать результаты стихийных бедствий.
6. Уменьшится политическая зависимость от России, особенно на фоне последних заявлений Владимира Путина, который крайне некорректно выразился относительно Украины. В то же время страны НАТО активно сотрудничают со своими геополитическими оппонентами, к примеру с Россией.
7. Вырастет региональная и глобальная роль Украины в мировой политике».
Владимир Даниленко,
первый секретарь обкома КПУ:
«К государствам, вступающим в НАТО, предъявляются весьма жесткие требования и накладываются серьезные и тяжелые обязанности, которые, по существу, сделают Украину военным сателлитом США и НАТО.
1. Потребуется полная поддержка статей Североатлантического договора о создании НАТО. Это противоречит Конституции Украины, где наша страна провозглашается нейтральным и внеблоковым государством. Для выполнения этого пункта потребуется, по крайней мере, изменение Конституции.
2. Украина должна взять на себя серьезные финансовые обязательства. Бывший министр иностранных дел Борис Тарасюк утверждал, что это около $500 млн. в год. Однако эта сумма больше по крайней мере в 6–7 раз. Страны-участницы НАТО вносят различные суммы. К примеру, взнос США в 1994 г. составил $828 на одного человека в год (максимальный взнос). Турция вносила $65 (минимальный взнос). Предположим, что взнос Украины будет минимальным ($65), с учетом численности населения (около 47 млн. человек) сумма составит $3–3,5 млрд. — более 10% годового бюджета Украины. Лучше потратить эти средства на образование, здравоохранение и пенсии.
3. Украина должна дать согласие на участие в военных операциях НАТО. Печально сознавать, что наши военные уже участвуют в таких операциях в Ираке. В случае вступления в НАТО украинские военнослужащие официально станут натовским „пушечным мясом“. Потенциально возможно, что в случае возникновения критической ситуации от нашей страны могут потребовать участия в военных действиях против России и Беларуси.
4. Украина должна будет дать согласие на размещение войск союзников по НАТО на своей территории.
5. Вооруженные силы Украины должны будут отвечать стандартам НАТО. Таких огромных затрат Украина не вынесет. Даже если страны НАТО вложат средства в модернизацию оборонной промышленности Украины, выгоду от этого получит не Украина, а страны НАТО, которые позволят использовать свои технологии.
6. Украина должна будет участвовать в разведывательных операциях НАТО, что непосредственно направлено против России и Беларуси.
7. Украина должна будет поддержать ядерную политику НАТО. Это подразумевает возможность размещения на нашей территории ядерных вооружений НАТО».