Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Мы не одни!

380

Племя в Индии, городок в США и пять сел в России и тоже имеют название «Сумы»

Георгий Дедулин

Каждый человек, какое бы редкое имя у него ни было, имеет тезок. Не одиноки в нашем мире и города, у которых тоже есть свои тезки — населенные пункты с одноименными названиями. Вооружившись Интернетом и телефоном, мы нашли побратимов и для Сум — небольшой городок в Америке, пять сел в самых разных уголках России и даже племя в Индии. Но не спешите паковать чемоданы: не все те родственники, что Сумами зовутся…

Тезок Сум можно условно поделить на две группы: родственников и не родственников. К первой можно отнести населенные пункты, возникшие благодаря переселенцам из нашего города, вторую же составляют селения, чьи названия случайно совпали с именем нашего славного сити. Таких случайных одноименцев оказалось целых пять: четыре деревни в России и одна — в Индии.

«Родственниками» же можно считать лишь два населенных пункта: деревню Сумы Колышлейского района Пензенской области и небольшой городок в США, о котором, к сожалению, нам известно лишь то, что он существует.

Так что породниться с индийским племенем Sumis, живущим в небольшой деревне Sumi в 16-м индийском штате Nagaland, не получится. А судя по фотографиям, такие милые люди…

Сумчане в Пензе

По обоим берегам реки Колышлей, на степной равнине Пензенской области расположена деревня Сумы. Создали ее в августе 1901 г. 60 сумчан, по неизвестным причинам покинувших тогдашнюю Харьковскую губернию в поисках нового места жительства. Говорят, украинцы шли в сторону Дона, но, когда достигли Пензенского края, решили остаться здесь: переселенцев поразила местная плодороднейшая почва.
Общими усилиями осенью того же года сумчане построили 20 типично украинских белых мазанок с соломенными крышами, а зимой посадили озимую пшеницу. «До этого в наших краях никто пшеницу не выращивал. Но наши предки верили в свои силы, и это дало результат — урожай был невиданный, и они заработали много денег», — рассказывает глава сельсовета, уроженка деревни Сумы Таисия ОГУЛО.

Окрыленные успехом, сумчане стали писать на Украину — приглашать к себе друзей и родственников. Так, к 1903 г. деревня, которую назвали Сумы, чтобы не забывать малую родину, разрослась настолько сильно, что имела уже две полноценные улицы и магазин.

Тогда же появились первые смешанные браки: украинцы женились на русских, а русские — на украинках.

Сейчас чисто украинских семей в Сумах практически нет, а вот украинских фамилий предостаточно. КЛИМЕНКО, ТОЛСТУХО, КОВАЛЕНКО, МОЗГОВЫЕ, ОГУЛО, РОМАНОВСКИЕ, РОГОВЫЕ, БЛОЩАНЕНКО имеют родственников в наших краях. Заметны украинские корни и в различных названиях. Так, первый колхоз в Сумах назывался «Червоний гай». «Украинские предки принесли нам много хорошего. В первую очередь, свою культуру и трудолюбие. В отличие от многих русских деревень, у нас очень чистые дворы, палисадники», — говорит Таисия ОГУЛО.

В 1968-1970 гг. в деревне Сумы Пензенской области РФ жило уже более 1500 человек, поэтому дома стали строить на другом берегу Колышлейки.

Новую часть села сумчане называют «Сумы-2», хотя формально это нигде не закреплено. «У нас этот переход из Сум в Сумы-2 называется «идти на бочаны», то есть на другую сторону реки, либо «идти к хохлам»«, — рассказывает Таисия Огуло, попутно извиняясь за слово «хохол» (у сумчан это слово лишено какой-либо эмоциональной окрашенности).

Деревня на загляденье

Сейчас в Сумах живет 925 человек. Но, несмотря на то, что жителей становится все меньше, деревня эта абсолютно не похожа на другие вымирающие маленькие населенные пункты. В Сумах 38 успешных фермерских хозяйств, пять магазинов, три фельдшерско-акушерских пункта, детский сад, среднеобразовательная школа, школа искусств и даже пожарная бригада!

Сложно поверить, но у деревни Сумы Сум свой сайт и даже газета — «Сумы сегодня».

Сначала ее делали рукописной, но потом освоили компьютер, и теперь она выглядит вполне современно. Местное СМИ рассказывает о лучших семьях хозяйства, опыте воспитания детей, успехах учащихся средней школы и школы искусств и т.п.

Управление территорией осуществляет Комитет местного самоуправления в составе семи депутатов под руководством главы местного самоуправления — Таисии Огуло. Она же знает, как Сумам удалось добиться таких успехов. «Нам очень помог международный проект «Развитие местной демократии и самоуправления в России», в котором помимо нашей деревни участвовало еще три российских города. К нам приезжали люди из Англии, Дании, Нидерландов, делились своим опытом. Денег нам особых не выделяли, но очень помогли в плане идей. Мы стали прислушиваться к мнению населения, постоянно проводим анкетирование. Наши люди поняли, что важно не только предлагать что-то, но и брать на себя ответственность. Поэтому своими силами, всем миром мы построили переход для скота, плотину для водопоя, коновязь, а недавно закончили стадион. У нас нет крайних, ведь все понимают, что это нужно нам самим», — говорит глава сельсовета.

Тезки-сибиряки

Есть у Сум село-тезка даже в Сибири — в Каргатском районе Новосибирской области. Основали его 280 лет назад сумочники, которые осваивали Сибирь. Откуда они были, точно неизвестно, хотя не исключено, что среди них могли оказаться и украинцы. «У нас улицы сейчас называются так же, как и много лет назад: Тамбовка, Могилевка, Орловка», — рассказывает специалист сельского совета Альбина РЕПНЯК.

По мнению местных жителей, главной причиной, по которой сумочники выбрали для поселения именно это место, — великолепные пастбищные условия, которые сохранились и до наших дней. «На нашу землю очень много желающих. Ее покупают, а потом перепродают, поэтому мы не успеваем запоминать, кто ею владеет. Доходило даже до перестрелки», — говорит Альбина Репняк.

Сейчас в сибирских Сумах живут 660 человек. Как говорят суминцы (так называют здесь местных жителей), здесь остались лишь пенсионеры и бюджетники. А в позапрошлом году закрыли школу (начал провисать потолок), и детям из окрестных сел теперь нужно ездить в районный центр. «Когда-то село было очень богатым. У нас были маслозавод, швейная мастерская. Продукцию возили даже в Китай. Сейчас же работы никакой, поэтому все стараются бежать отсюда», — говорит работник сельсовета.

Самые древние Сумы

Самый известный «тезка — не родственник» Сум — карельское село Сумский Посад Беломорского района, расположенное всего в двух километрах от Белого моря.

Этот населенный пункт считается древнейшим поселением Поморья — 2 июля сумляне (так называют местных жителей) отпраздновали 570-летие малой родины.

За более чем полувековую историю поселение имело различные названия: город Великие Сумы, деревня Сума, Сумский Острог и, наконец, Сумский Посад. По словам журналиста-краеведа Натальи ВОЛКОВОЙ, крепость на Суме (река, в честь которой названо село) не только играла важную стратегическую роль в обеспечении обороны русского Севера от вражеских нашествий, но и была одним из крупнейших в Поморье центров развития ремесел, а две старинные церкви — Успенская и Никольская — являлись уникальными памятниками архитектуры.

Не менее известным стал Сумский Посад и в 30-40-х годах XX в. По самым скромным подсчетам, в радиусе 10-15 километров от села находилось более десятка зон и лагерей системы ГУЛАГ. При строительстве лагерей уникальные церкви разрушили полностью.

В самом селе было три зоны. Все они считались «элитными», там сидели политические заключенные, образованные и умные люди. Инженеры одной из них спроектировали и вместе с другими зэками построили и установили первую гидротурбину на реке Суме, и уже на рубеже 30-40-х гг. в Сумском Посаде появилось постоянное электричество. До других же поморских сел электрификация дошла лишь через 20-30 лет.

Сейчас в Сумском Посаде живет 330 человек. Главный промысел сумлян, как и прежде, рыбная ловля и лесозаготовка. Хотя, по словам специалиста администрации сумскопосадского поселения Зои ПОПСОЙ, сейчас традиции изготовления рыболовецких снастей практически потеряны. «Людей у нас все меньше, работы нет. Но мы пока еще держимся», — говорит она.

В списках не значится

Было в Карелии и еще одно село, которое называлось Сумы. По словам работника Пудожской районной администрации Леонида НЕКРАСОВА, оно исчезло около пяти лет назад. Последние годы там жила лишь одна бабушка. Так на одни Сумы в мире стало меньше…

На грани вымирания

Не менее сложная ситуация и в селе Сумы (ударение на втором слоге) Угличского района Ярославской области. По словам местной жительницы 82-летней Валентины Валентиновны КУДРЯВЦЕВОЙ, сейчас у них осталось всего 20 домов, хотя когда-то было более сотни. Об истории села местные жители знают мало, затрудняясь назвать даже приблизительную дату его основания. «У нас недавно бульдозер копал, так оказалось, что здесь был кирпичный завод, но никто об этом из старожилов даже не слышал», — говорит она.

Проблемы у сумских (забавно, но так называют местных жителей) те же, что и у большинства сельских жителей России и Украины. Колхоз на грани вымирания, поля сеются наполовину, а на местную зарплату прожить невозможно. «У нас редко кто получает 2 тыс. рублей (400 грн. — r), я вот получаю 600 (120 грн. — r)», — рассказывает сын Валентины Валентиновны Михаил.

Нет в селе и своего магазина. Два раза в неделю приезжает автолавка, где люди закупают продукты. К бедности местного народа торговцы привыкли — товар отпускают в долг под запись, а если некоторое время деньги не возвращаются, кредит закрывается. «Говорят, деревню назвали Сумы, потому что здесь богатые люди жили. Сейчас в это поверить сложно», — с грустью подытоживает Михаил.

Индийско-сумское племя

Самый необычный тезка Сум находится на северо-востоке Индии в штате Нагалэнд (Nagaland). Sumi — деревня сумисов (Sumis), одного из 16 племен, проживающих в этом штате. Как гласит официальный сайт Нагалэнда, деревня поделена между двумя кланами — Sumi и Tukumi. Между собой они живут мирно и, по словам туристов, отличаются добродушием и гостеприимством.

Что интересно, практически 100% жителей индийских Сум — христиане. В 1904 г. сюда забрели американские баптисты и, встретив поначалу небольшое сопротивление, вскоре склонили местное население к принятию их религии.

Основное занятие сумисов — земледелие. По этому поводу, как и у наших предков, проводятся фестивали, призванные улучшить урожай. Местные жители одеваются в одежды своих пращуров и, танцуя, поют народные песни. Но не подумайте, что Sumi — деревня, не тронутая цивилизацией. Раз в год здесь проводится конкурс красоты «Miss Sumi». Туристов может заинтересовать не только это: погода здесь, говорят, очень хорошая и даже целебная, поэтому приезжать сюда можно в любое время года.