Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Локальный коммунизм

275

Электрификация, телефонизация, механизация, грамотизация в условиях отдельно взятого села и уничтожение всего с последующим оплакиванием

Алексей Сикорский

В рамках международного семинара, посвященного 120-летию Крестовоздвиженского трудового братства и 100-летию его основателя, решено создать благотворительный фонд имени Николая Неплюева. Разработаны основные принципы устава. Первоочередной задачей обозначили восстановление в Воздвиженском уничтоженного ранее Крестовоздвиженского храма. Эскиз уже создан архитектурным бюро под руководством Эдуарда ГОЛОВИНА.

Призрак коммунизма

Братство возникло 120 лет назад. В разных источниках указываются разные даты, т.к. официальной регистрации предшествовала организация графом Николаем Неплюевым школы и приюта для десяти мальчиков из беднейших семей. Было это в неплюевском родовом имении, на хуторе Воздвиженске под Янполем (нынешний райцентр Ямполь). Неплюев хотел воспитать людей, обладающих сильной волей к добру, истинных христиан и дать им необходимые практические навыки. Со временем в Воздвиженске появились мужская, а потом и женская сельскохозяйственные школы. Из шести первых выпускников школы трое не пожелали расстаться со своим наставником. Это и считается началом Братства.

Граф знал, как взяться за дело. Организовав Братство, он не ограничился христианским воспитанием и традиционными методами ведения хозяйства.
Электрификация на территории, принадлежащей Братству, была осуществлена всего через 20 лет после электрификации Белого дома в Вашингтоне. Телефонизировано хозяйство было в 1898 г. В 20-е годы машинный парк насчитывал семь тракторов. Любое появившееся техническое изобретение рассматривалось с точки зрения пользы для Братства. Перед 1917 г. было уже около 700 братчиков. Почти все они имели высшее образование, сравнимое по уровню с современным званием бакалавра. Обучались музыке, изобразительному искусству, стихосложению. Такие себе крестьяне… Доход делился на всех поровну. Очень похоже на коммунизм, но Братство пережило все власти, кроме советской. К 1929 г. одних расстреляли, других посадили, третьи стали обыкновенными колхозниками…

Братва — наследники братчиков

Сейчас дом Неплюева нуждается в серьезном ремонте. Точнее, ремонт ведется, но крайне медленно. Средств не хватает. В школе, где расположен музей, нужно менять систему отопления. Всю и срочно, до холодов. На это требуется 500 тыс. грн, которых нет и взять негде. Некоторые из домов, в которых жили братчики, сгорели. Один, говорят, по халатности, другой — подожжен с умыслом. С пожарища сразу же исчезли все металлоконструкции, кирпичную кладку постепенно разбирают. Тот кирпич не чета современному. Но это еще не самое «веселое». В здании бывшей женской школы Братства поселили расконвоированных зеков. К вечеру они являются на перекличку, а в остальное время свободно ходят по селу. Могут «помочь» людям урожай на огороде убрать, или пол в хате разобрать, или крышу. Зачем-то съели всех воздвиженских собак. От мосек до волкодавов…

Инопланетяне

В Воздвиженское приехали не только потомки братчиков, но и люди, глубоко изучающие идеи Неплюева. Были гости из Москвы, Петербурга, Ровно и даже из Праги. Имя мыслителя известно во всем мире, только на Сумщине не очень.
Заведующий кафедрой экономики СумГУ, профессор Леонид МЕЛЬНИК говорит, что три человека из пяти, живущих в селе, вообще не знают о Неплюеве.

Недавно в Петербурге было переиздано пятитомное собрание сочинений Неплюева

Основатель и хранитель музея Братства в с. Воздвиженское Ямпольского района Валерий АВДАСЕВ утверждает, что из семи сотен жителей села только пятеро интересуются историей Братства. Но бабушка, у которой как раз накануне расконвоированные разорили дом, о Неплюеве знает: «А как же! Уважаю и благодарна ему! Он думал о том, чтобы все люди жили по-людски!».

Родственники братчиков рассказывали о своих бабушках и дедушках, и складывалось впечатление, что это какие-то пришельцы из другого мира. Особенно запомнился рассказ: «Мой дедушка Иван Фомич всю жизнь проработал педагогом. Отличник народного образования, депутат, награжден орденом Ленина. Горисполком давал квартиру — отказался. Считал себя не вправе, т. к. другие живут хуже. Всех учеников называл только на „вы“, воспитывал чувство собственного достоинства. „Двоек“ не ставил принципиально, считал, что это унижает. Но если ученик не выучил урок, дедушка так расстраивался, что тот бросался на науку с удвоенной энергией!»

По словам Валерия Авдасева, братчики, оставшиеся в Воздвиженском после репрессий, разительно отличались от общей колхозной массы порядочностью, доброжелательностью и спокойствием. Интеллигенция, одним словом.