Кролевецкая вышивка
Во время археологических раскопок в Кролевце на левом берегу р. Реть была найдена полуземлянка V-VII вв., в которой находились прясла — приспособления для пряжи. Это говорит об очень древних корнях кролевецкого ткачества, которое было известно на весь СССР. Некоторое время даже за спиной телеведущей программы «Время» висел кролевецкий рушник.
Рушники и сейчас остаются главным символом Кролевца. Исследовательница кролевецкого ткачества Евгения СПАСКАЯ отмечает, что точная дата основания ткацкого цеха в Кролевце не установлена. Но, по данным Румянцевского описания 1765–1769 гг., в него уже входили 34 ткацких двора, которые насчитывали почти 100 душ. Самые богатые ткачи брали учеников, которые работали на них, чтобы не платить за учёбу.
Самый старый кролевецкий рушник, который хранится в краеведческом музее, датирован 1838 г. Основной его орнамент — это двуглавый орёл с опущенными крыльями и тремя коронами над головой. Именно такой, каким его изображали на монетах того времени, на печатках кролевецкого городского магистрата 1790 г., кролевецкой городской ратуши 1818 г., кролевецкого городского правления 1824 г.
Рушник 1838 г. сделан по старой технике «під парки», поэтому он двусторонний, с идентичным рисунком с обеих сторон. В конце XIX в. в Кролевце стали использовать более простую технологию для ткачества, и с другой стороны рисунка уже не было.
Имеются документы, описывающие Кролевецкую выставку сельских производителей 1851 г. Из льняных и конопляных изделий были представлены «холсты, столовое бельё, крестьянские платки, рядна, льняная пряжа, нитки, нитяные чулки, колпаки, перчатки, бечева, лошадиная упряжь и рыболовные снасти». Отмечалось, что эти изделия были вполне удовлетворительного качества. Уже в 1855 г. среди всех ремесленников Кролевца (569 человек) многие занимались ткачеством (205 человек). Изготовляли рушников на 300 крб. в год. Они пользовались особенной популярностью на Кролевецкой ярмарке.
В 1865 г. кролевецкие жители занимались ткачеством льняных «узорчатых скатертей и свадебных рушников, цена которым от 1,5 до 5 руб.» В 1890-х гг. ткачество в Кролевце было так развито, что им занимались около 1200 человек. В домах тех, кто ткал кустарным способом, было от двух до пяти верстаков. Несмотря на это, ткачество не приносило мастерам хорошего заработка. Приходилось подрабатывать на полях. Самыми дорогими и сложными в производстве были миропольские рушники, и не все ткачи знали способ их производства.
Ткачи в это время полностью зависели от торговцев, среди которых самым богатым был Иван РЫНДИН. Он выигрывал призы европейских выставок с кролевецкими рушниками. Рындин хитростью заставлял ткачей работать только с ним, принимал продукцию на вес, так что ткачи ещё и оставались ему должны. Управы пытались помочь ткачам, улучшить их положение. Для этого был создан Кролевецкий уездный кустарный комитет, организован склад для продажи пряжи и оборудования, кустарям предоставляли материальную помощь.
Кролевецкие рушники всегда славились своим качеством, искусством выполнения, оригинальностью рисунка. Без рушника не обходился ни один праздник, ими украшали дом. Не стыдно было их показать и на международных выставках — например, в 1914 г. в Берлине. Кролевецкие плахты отмечали высокими наградами в Париже, Чикаго. В одном из залов дворца Тюильри в Париже мебель была обита такими плахтами, а стены декорированы кролевецкими рушниками. В 1915 г. в Чернигове была издана книга, где Кролевец назван «праотцом ткачества».
От былой славы кролевецких рушников осталось немного. Их почти не ткут на продажу, а показывают в музеях. Для популяризации рушников в октябре проходит литературно-творческий фестиваль. В его программе кроме танцев, стихов, песен и юмора устраивают ещё и выставку рушников.