Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Кричащая несправедливость

193

Дорогие вы наши: сколько получают и должны высшие топ-чиновники страны
В январе 2020 в Украине разразился очередной скандал вокруг правительства. Большинство украинцев в праведном гневе комментировали высокие зарплаты министров и глав государственных корпораций, вспоминая о собственных скромных доходах. Однако за эмоциями почти была не слышна дискуссия о том, сколько же на самом деле должны получать высшие госслужащие страны
.

Безусловно, скандал вокруг зарплат чиновников был неразрывно связан с политкампанией за отставку премьер-министра и некоторых министров. Мы уже писали о том, что, скорее всего, в этом заинтересован олигарх Игорь КОЛОМОЙСКИЙ. Но подоплёка для него была реальной – суммы зарплат министров за декабрь действительно удивляли и слегка шокировали. Больше всего получил министр экономики Тимофей МИЛОВАНОВ – ему начислили 222, 5 тыс. грн., на втором месте – министр внутренних дел Арсений АВАКОВ с 186 тыс. грн., при том что премьер-министр Алексей ГОНЧАРУК получил 76 тыс. грн. с надбавками и премиями. Доходы топ-менеджеров госкомпаний ещё больше – у руководителя «Укрпочты» Игоря СМЕЛЯНСКОГО в 2019 г. – 1,4 млн грн. в месяц.

Кричащая несправедливость. Разрыв в доходах между работниками с минимальным доходом и министрами в декабре достиг сотен раз

Минимальная зарплата украинца в этот период составляла 4,3 тыс. грн. в месяц. Конечно, минималку получают только 6-8% работающих в госсекторе, реальные же заплаты в частном секторе неизвестны, поскольку большинство работающих получают ее в «конвертах». Однако даже если в среднем бюджетнику начисляют 6-7 тыс. грн. чистыми, все равно разрыв в доходах получается разительный. Причём основы для этого заложило именно правящее монобольшинство «слуг народа», приняв в сентябре 2019 г. в «турборежиме» Закон «О перезагрузке власти».

Оправдывая такое положение дел, премьер-министр привёл уже давно известный тезис – чиновник должен получать много, тогда у него, дескать, не будет соблазна участвовать в коррупционных схемах. Тезис во многом верный – чтобы заманить на госслужбу лучших менеджеров из частного сектора, их доходы должны быть конкурентными на рынке труда. Иначе на госслужбе останутся только те, которых небольшой размер официальной зарплаты не будет интересовать вообще, поскольку их коррупционные доходы от должности будут превышать её в сотни и тысячи раз. Однако тут есть три больших «но». Во-первых, зарплата высших чиновников должна быть привязана к результатам их работы, оценка которой должна быть многокомпонентной, ибо привязка к уровню ВВП или к другому одному показателю не будет объективной. Кстати, если бы этот принцип работал, доходы премьера и многих министров были бы минимальными – в декабре страну поразил дефицит бюджета в размере почти 50 млрд грн.

Также необходима реформа системы начислений зарплат высших чиновников. В декабре больше половины дохода министров составила не сама зарплата, а премии и другие надбавки. Поэтому размер доплат просто необходимо ограничить законодательно – определённым процентом от самой зарплаты. Социальная справедливость тоже важна, иначе украинское общество, чувствительное к подобным темам, снова резко начнёт наращивать протестный потенциал. Сделать это также несложно – размер зарплаты высших чиновников и топ-менеджеров должен быть ограничен определённым числом минимальных зарплат. Остаётся дождаться, которая же из парламентских партий первой внесёт подобные законопроекты в Верховную Раду и как на них будет реагировать монобольшинство «слуг народа».
Фото delo.ua

Сергей Бондаренко
Панорама №5-2020