Коммунальная самооборона
Жители заставляют сотрудников ПЖРЭУ действовать в рамках законодательства
С начала декабря обслуживающие организации начали наконец заключить с населением договора на обслуживание жилья и придомовых территорий. Сначала они это делали в свойственной многим коммунальным предприятиям манере — хитростью и шантажом. Мол, не подпишешь договор — не получишь справки на субсидии и т.д. Однако в этот раз номер в полном объеме не прошел.
Утопающие в коммунальной неразберихе сумчане решили проявлять бдительность и законопослушность. Шквал жалоб привел к тому, что руководство городского управления жилищно-коммунального хозяйства не только признало ошибки, провело разъяснительную беседу с руководством ЖЭКов, но и централизованно для всех обслуживающих предприятий заказало в типографии печатание проектов договоров. «Если что и было не так, исправимся, мы же не со зла!» — издевательски заявил начальник управления Владимир КУЛИШЕНКО.
По его словам, только в трех из 17 жилищных организаций были найдены старые образцы договоров. Чтобы эти организации не зря «работали», они сделают дополнение к договору и согласуют его с жителями.
Все — по закону!
Начальник отдела жилищной политики УЖКХ Лидия ЗАХАРЧЕНКО заметила, что Порядок предоставления услуг оговорен в решении июньской сессии горсовета. «Мы впервые вступаем в договорные отношения, которые четко определены законодательством. Не все жилищные организации должным образом подошли к этой работе. Исполнитель дает жителям договора, а жители должны его проработать и дать свои замечания. Они не должны касаться типовых условий договора. Жилищные организация должны принять предложения жителей, это называется протоколом разногласий. Если жилищная организация считает, что предложения жителей не соответствуют действующему законодательству, они на этот протокол разногласий пишут свой отзыв и регулируют вопрос или в добровольном порядке, или же (если жилец настаивает) — в судебном порядке», — уточнила она.
Что касается составляющей тарифа, то, по словам специалистов, он состоит из двух частей. Одна, общая для всех типов домов, касается работы лифта, коммунальной электроэнергии, уборки территории и технического обслуживания дома. Вторая часть тарифа касается текущего ремонта. По словам Владимира Кулишенко, и эти работы обязательны для каждого дома: «Жители должны нести ответственность за конструкции. Стоимость жилого фонда — 1,7 млрд. грн. Если взять 1%, который должен выделяться на капремонт, то ежегодно в городском бюджете должно быть заложено не менее 17 млн. грн. Но средства ограничены — бюджет не позволяет должным образом содержать дома».
По словам Лидии Захарченко, первоначально с жителями согласовывались объемы работ, которые должны выполняться. «Когда подавали расчеты на объемы работ, исходя из состояния жилого фонда, то стоимость квадратного метра была от 2 до 5 грн. Такую цену ни один житель не сможет заплатить, поэтому пошли на то, чтобы ограничить выполнение работ», — сообщила она.
Необходимо время
В Сумах 1756 домов. Коммунальщики считают, что подписать все договоры с потребителями в заданные сроки практически невозможно. Именно поэтому в решение сессии были внесены изменения — согласовать объемы работ для тарифов теперь необходимо с представителями домов, председателями кооперативов и обществ совладельцев, а в случае их отсутствия — с управлением ЖКХ. Во всех 108 кооперативах 100% были проведены собрания.
Владимир Кулишенко заметил, что в каждом ЖЭКе в среднем около 4 тыс. лицевых счетов. Если предположить, что каждому потребителю нужно уделить 30 минут времени для объяснения нюансов договора, и все сотрудники ИТР будут работать по 8 часов без выходных, то для подписания договоров понадобится 5 месяцев и 20 дней. Чтобы ускорить работу, сотрудники ЖЭКов и использовали каждое обращение к ним жителей. По состоянию на 25 декабря 2006 г., по данным управления ЖКХ, было подписано всего 13,5 тыс. из 70 625 договоров.
1. По законодательству, для ознакомления с проектом договора, а в случае необходимости составления протокола разногласий жителю дается 20 дней.
2. Договор подписывается сроком на 1 год, а затем продлевается.
3. Новые тарифы на обслуживание жилья и придомовых территорий вступили в силу с 1 ноября, но взаимоответственность сторон (потребителей и ЖЭКов) наступает только с момента подписания договора.