Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Коммунальная безопасность

122

Как правильно составить договор с ЖЭКом и уберечься от неприятностей

Инна Стасова

Как сделать так, чтобы не жить в неухоженном доме, не ходить по грязному двору и всегда знать, за что именно мы платим так называемую квартплату? Правительство и Сумской горсовет издали множество законодательных подсказок, вот только действовать они начнут только после того, как собственник квартиры заключит договор с обслуживающей организацией (ЖЭКом). Мы вам поможем подготовиться к этой встрече.

Равнение на…

Потребитель (то есть, жители) должен оплачивать счета и соблюдать несложные правила: обеспечить доступ к сетям, арматуре, распределительным системам и в десятидневный срок уведомить исполнителя о потере льгот. У исполнителя обязанностей больше. Самое главное — он должен рассматривать жалобы жильцов в срок, делать перерасчет за неоказанные или оказанные некачественно услуги. Запомните: жэковцы должны своевременно знакомить вас с нормативно-правовыми актами в сфере жилищно-коммунальных услуг.

Найти образец Типового договора можно в Постановлении Кабмина №560 от 12 июля 2005 г. В нем оговорены права и обязанности потребителя и исполнителя.
Договор не оговаривает так называемую «коллективную ответственность». Ранее, если пять человек в подъезде не платили за коммунальные услуги, то отключить могли весь подъезд. Теперь же договор подписывается между потребителем и исполнителем. Если потребитель исправно выполняет все оговоренные договором пункты, его не должно волновать, что кто-то их не выполняет. И обслуживающая организация обязана качественно и в срок предоставить ему все положенные услуги. Если кто-то из соседей не платит, то это не проблема потребителя, а проблема ЖЭКа. Он должен найти механизм воздействия на отдельную квартиру: либо уговаривать, либо отключить.

«Жильцам надо только заключить договор и исправно платить. Невыполнение обслуживающей организацией его условий чревато судебными разборками», — считает председатель комиссии по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и чрезвычайных ситуаций Владимир РУДЕНКО.

По его словам, депутатская комиссия намерена проверить, действительно ли жильцы подпишут договоры или за них это сделает кто-то другой.

Не стоит забывать о настойчивых просьбах власти и коммунальщиков создавать общества совладельцев. В этом есть бесспорный плюс — вы получаете контроль над средствами и рычаги влияния на ЖЭК. Но в таком случае наступает «коллективная ответственность»: не платят соседи — можете пострадать и вы.

Тариф вроде есть, но его нет

А теперь о том, почему нам до сих пор не приносят на подпись договоры. Сейчас идти к населению, собственно, не с чем: неотъемлемой частью договора является копия решения органа местного самоуправления об утверждении тарифов, их структуре, периодичности и сроках выполнения работ.

Такого решения нет. Но есть предпосылки для его появления.
Исполком 4 сентября принял решение об установлении тарифов на услуги по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий. Решение компромиссное — устанавливается предельный тариф, который нельзя превышать, но его составляющие ЖЭК должен согласовать с жильцами.

Вскоре выяснилось, что чиновники и коммунальщики разговаривают на разных языках. Властные мужи заявляют о том, что составляющую предельного тарифа условно можно разделить на две части: «обязательный минимум» — работы по техническому и санитарному содержанию домов, необходимые для поддержания их состояния, и «дополнительные услуги» — работы по текущему ремонту и те, которые предоставляют только по желанию жильцов. Со своей стороны, руководители ЖЭКов единогласно трактуют, что законодательно предусмотрено предоставление населению 26 услуг, которые лишь частично отображены в принятом исполкомом решении. По их словам, текущий ремонт также является неотъемлемой частью работ по содержанию домов. Так что ж тут надо согласовывать?

«Я его слепила из того, что было…»

В решении исполкома от 4 сентября ничего подобного нет. Пришлось его корректировать. Депутаты внесли изменение в решение горсовета о Порядке предоставления населению услуг по содержанию домов и придомовых территорий.

Теперь «минимальный» тариф — услуги, необходимые для санитарного и технического содержания дома, — согласовываются не с жильцами, а с представителем самоорганизации населения или, в случае его отсутствия, собственником жилищного фонда или его представителем. Кроме того, исполком утверждал тарифы из расчета на 1 кв. м общей площади, и в договорах должна быть указана абсолютная цифра. Не удивляйтесь, если вам принесут договор, в котором будет написано, например, что «квартплата» составляет 30 грн. в месяц. Просто площадь вашей квартиры умножили на стоимость обслуживания 1 кв. м, вот и получили итоговую цифру.

Борьба за тариф

В решении исполкома сделали ссылку и на эти законодательные нормы.
На заседании исполкома 26 сентября начальник городского управления жилищно-коммунального хозяйства Владимир КУЛИШЕНКО предложил внести в предыдущее решение исполкома существенные правки: принять граничные тарифы, да еще и с 1 октября.

Жэковцы инициировали принятие исполкомом граничных тарифов как единственно верных и жизненно необходимых, но натолкнулись на сопротивление членов исполкома.

Мэр города Геннадий МИНАЕВ заявил, что они должны пойти и согласовать тарифы с населением и если они этого не сделают, то получат «минимальный» тариф. Собственно, речь идет о вполне конкретном виде работ (см. таблицу 1). Если посчитать, то обязательные платежи за обслуживание 1 кв. м жилой площади для одно-, двухэтажных домов без удобств составит — 0,8 грн., для одно-, двухэтажных домов с удобствами — 0,79 грн., до 5 этажей — 0,53 грн., 6-9 этажей — 0,64 грн., более 9 этажей — 0,87 грн., общежития до 5 этажей — 0,77 грн., 9-этажного общежития — 0,86 грн.

Задача усложняется тем, что хоть все сумские дома и разделены на 7 категорий, но тариф на согласованный перечень работ — индивидуален для каждого дома. ЖЭКам предстоит согласовать сначала с жильцами, а потом с исполкомом тарифы для почти 1,5 тысяч сумских домов. Понятно, что это процесс длительный. Хотя начальник городского управления жилищно-коммунального хозяйства Владимир КУЛИШЕНКО пообещал, что до 6 октября обслуживающие организации закончат проведение собраний, а до 15-го сдадут протоколы в управление.

Несложно предположить, что если их даже согласуют в управлении экономики, то как решение исполкома оно может быть принято только в конце октября, а вступит в силу — не ранее ноября. Только после этого коммунальщики будут разносить договоры для подписи горожанам.

Комментарии

Владимир РУДЕНКО,
председатель комиссии по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и чрезвычайных ситуаций:

— Решение исполкома от 4 сентября не дает ЖЭКам права идти к людям с договорами, потому что в нем записано, что все тарифы должны проходить через собрание жильцов. Мы с этим в корне не согласны. Постановление Кабмина и закон говорят о том, что есть составляющая тарифов, от которой нельзя отказаться.
Что касается заключения договоров, я бы его подписал хоть сегодня. Как житель, хочу заключить договор с тем, кто меня будет обслуживать.

Сейчас идут разговоры о создании чего-то глобального. А спрашивать за работу с кого? Я буду заключать договор с теми, кто выполняет работу. Если у меня что-то случится, буду знать, к кому обращаться. Не надо искать чего-то нового — нужно попробовать усовершенствовать то, что есть. На Западе цены на продукты формируются по социальным меркам, а на услуги — по факту выполнения.
Одного судебного прецедента хватит, чтобы ЖЭКи либо ушли с рынка, либо начали работать…

Игорь ФЕДОРЕНКО,
юрист:

— На мой взгляд, договор состоит из одних отсылок «згідно законодавства» или « у порядку, встановленому КМУ» и потребителю никто не объясняет, что стоит за этой фразой, в каком нормативном акте и есть ли это вообще в законодательстве. Этим же страдает и Типовой договор, утверждённый Постановлением Кабинета министров Украины №560 от 12.06.2005 г.

В договоре было бы целесообразно указать перечень оказываемых услуг, в которые, между прочим, входят и уборка лестничных клеток, и уборка подвалов, технических этажей и крыш, и ремонт оборудования спортивных и детских площадок, хоздворов, и полив клумб и газонов, и уборка и вывоз снега, и эксплуатация номерных знаков домов, и чистка приямков — всё то, что в договоре деликатно заменено словом «тощо». И зачем потребителю знать о тех услугах, которые ему не окажут?

Среди обязанностей потребителя просто умиляет обязанность самостоятельно делать ремонт в квартире. Также непонятна взаимосвязь услуг, предоставляемых потребителю, с его обязанностью воздерживаться от нарушений жилищного и градостроительного законодательства. Нарушитель должен отвечать за свои действия и без договора, а вот эксплуатационную организацию за недосмотр и разрушение отдельными жильцами конструкций дома надо обязать их восстанавливать, т.к. эти конструкции по большей части являются совместной собственностью жильцов. Несущая стена принадлежит всем, а не одному владельцу квартиры. При желании потребитель может требовать изменения или дополнения условий договора.

Владимир КУЛИШЕНКО,
начальник городского управления жилищно-коммунального хозяйства:

— В тариф входит обслуживание лифтов, коммунальная электроэнергия и санитарная уборка. Сюда не вошла ни изоляция, ни обслуживание конструкций, ни многое другое. В день мы регистрируем 340 жалоб жильцов. Если в тарифе не будет текущего ремонта, ответ будет один: это не входит в тариф. Изоляция заложена в текущем ремонте, но как же его выполнять? Граничный тариф на то и граничный, чтобы его не переходить. В коммуне надо организовывать людей. Это наша ответственность за сохранность жилья. Не имея на руках решения об утвержденном тарифе, не может идти речи о заключении договоров.

Согласно решению исполкома № 570 от 25.10.2005 г., приносится договор, отдается копия решения. После согласования и ознакомления потребитель подписывает договор, и он вступает в силу.

Типовой договор согласно Постановлению Кабмина № 560 имеет некоторые изменения: с жителями согласовываются объемы работ, житель их контролирует. За невыполненную работу или плохо предоставленную услугу надо возвращать людям средства.