Камо грядеши, Украина?
Попытка политико-юридического прогноза
Свершилось! Первый тур президентской гонки завершен. Сенсаций не произошло. Пара победителей продолжает путь к вершине власти, но попробуем разобраться, насколько реальны громкие обещания обоих участников второго тура с точки зрения обретения реального влияния на ситуацию в стране. Возможны ли кардинальные сдвиги в случае победы того или иного кандидата?
Вариант 1. ВИКТОР ЯНУКОВИЧ — НАШ ПРЕЗИДЕНТ!
Вполне очевидно, что даже с вступлением Виктора Януковича на пост Президента Украины Юлия Тимошенко добровольно в отставку подавать не будет. Но тем не менее с исполнительной властью что-то надо делать, ибо без обладания ею в полном объеме о реализации сколь-нибудь серьезных проектов говорить не приходится.
Возможным, конечно, является рассмотрение Верховной Радой вопроса об ответственности правительства с последующей его отставкой. Но проблема заключается не в отставке правительства Юлии Тимошенко, а в формировании нового. Напомним, что кандидатуру премьер-министра выдвигает коалиция депутатских фракций в Верховной Раде. Существующая коалиция ничего принципиально нового предложить не сможет, а в случае ее распада возникает необходимость создания новой, что еще проблематичнее. Хотя в СМИ и появляются сообщения о якобы готовящейся коалиции ПР и НУНС, трудно поверить, что последняя сможет принять соответствующее решение.
При этом нельзя забывать, что и в случае отставки правительства, и в случае распада коалиции депутатских фракций над Верховной Радой зависает дамоклов меч досрочного прекращения полномочий и новых парламентских выборов. Ибо надеяться на то, что за тридцать дней сформируется новая коалиция и в оставшиеся максимум еще тридцать она сформирует правительство, очень и очень сложно. Причем результаты первого тура президентских выборов дают возможность с достаточно высокой точностью спрогнозировать результаты возможных парламентских. Практически все лидеры второго эшелона заявили про свою нацеленность на такие выборы, и состав будущей Верховной Рады обещает быть значительно более разнообразным, с добавлением к существующим, как минимум, политических сил Тигипко и Яценюка.
Отдельный вопрос касается механизма досрочного прекращения полномочий Верховной Рады. Юридически наиболее простой способ заключается в издании Президентом Украины соответствующего указа, но для этого нужны основания — например, несформирование правительства на протяжении 60 дней с момента его отставки.
А теперь несложный подсчет. Второй тур выборов президента должен состояться 7 февраля. В самом лучшем случае, при отсутствии судебных тяжб и других катаклизмов, которые могут помешать оглашению ЦИК результатов выборов, примерно 17 февраля это состоится. Примерно в середине марта должна пройти инаугурация избранного президентом Виктора Януковича. Но до этого момента Виктор Янукович должен подать заявление о сложении с себя полномочий народного депутата, а Верховная Рада должна принять по этому поводу соответствующее решение. Далее, после того как новый президент будет приведен к присяге, можно начинать процедуру выражения недоверия правительству, что приведет к его отставке. Вот с этого момента и начнется упомянутый выше 60-дневный срок. То есть реально президент сможет принять решение о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады не раньше второй половины мая! И это в лучшем случае.
Новые выборы в Верховную Раду в таком случае должны состояться в конце июля — начале августа, то есть в крайне неудобный для выборов период. Затем подведение итогов выборов, оглашение результатов, формирование коалиции, формирование правительства. На это уйдет при самых благоприятных условиях не менее полутора — двух месяцев.
То есть в лучшем случае новое правительство страна получит только в октябре. И не стоит забывать, что исполнять обязанности премьер-министра на весь период неопределенности будет продолжать все та же Юлия Тимошенко.
При этом лучший случай означает, что со стороны Юлии Тимошенко и ее соратников не будет противодействия оглашению результатов выборов и дальнейшему вступлению Виктора Януковича на пост Президента Украины, а в новоизбранной Верховной Раде сформируется дееспособная коалиция.
В таких условиях задача Януковича и Партии регионов существенно усложняется. Власть вроде бы и есть, а вроде бы и не совсем.
О какой-либо стабильности в таких условиях говорить не приходится, а противостояние между Януковичем-президентом и Тимошенко-премьером может быть похлеще, чем предыдущее.
Теоретически возможным выходом из ситуации могло бы стать формирование коалиции БЮТ+ПР, но вряд ли оно возможно в нынешней Верховной Раде после такого количества взаимных обвинений со стороны их лидеров. Кроме того, ни один из них не получит желаемой полноты власти, а значит, возникает вопрос: за что боролись и кто реально победил?
Одним словом, данный вариант в полной мере продемонстрирует недостатки существующей модели формы правления в Украине, а страну будет лихорадить еще как минимум год.
Вариант 2. ЮЛИЯ ТИМОШЕНКО — НАШ ПРЕЗИДЕНТ!
О проблемах в реализации такого выбора уже писалось (см. «Узурпация непрезумпции»). Вкратце напомним.
В соответствии с частью четвертой статьи 103 Конституции Украины, Президент Украины не может иметь иного представительского мандата, занимать должность в органах государственной власти или в объединениях граждан, а также заниматься иной оплачиваемой или предпринимательской деятельностью или входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета предприятия, имеющего целью получение прибыли.
В случае победы Юлии Тимошенко во втором туре, в силу упомянутых выше положений Конституции она не может занимать должность премьер-министра Украины.
В соответствии со статьей 18 Закона Украины «О Кабинете министров Украины», премьер-министр Украины освобождается от должности со дня принятия его отставки Верховной Радой Украины. То есть после избрания президентом Украины, премьер-министр должен подать в отставку. В соответствии со статьей 15 этого же закона Верховная Рада Украины рассматривает вопрос об отставке премьер-министра Украины не позднее чем на десятый день после поступления заявления об отставке, если она поступила во время очередной сессии Верховной Рады Украины и не позднее первой пленарной недели следующей очередной сессии, если такое заявление поступило в межсессионный период. Премьер-министр Украины освобождается от должности со дня принятия решения об его отставке на пленарном заседании Верховной Рады Украины. Принятие Верховной Радой Украины решения об отставке премьер-министра Украины имеет следствием отставку всего состава Кабинета министров Украины.
Но даже при условии, что отставка премьер-министра принята, в соответствии со статьей 155 Конституции Украины Кабинет министров Украины, отставка которого принята Верховной Радой Украины, продолжает выполнять свои полномочия до начала работы вновь сформированного Кабинета министров Украины.
Вот здесь и возникает интересная ситуация: с одной стороны, президент не имеет права занимать должность в органах государственной власти, а также осуществлять другую оплачиваемую деятельность, а с другой — премьер-министр обязан выполнять свои функции (то есть осуществлять оплачиваемую деятельность) до сформирования нового состава Кабинета министров. И при этом это одно и то же лицо, а обе нормы — конституционные!
В статье 44 Закона Украины «О Кабинете министров Украины», правда, определено, что в случае отсутствия премьер-министра Украины его полномочия исполняет первый вице-премьер-министр, но можно ли считать упомянутую выше ситуацию отсутствием премьер-министра? Ведь в данном случае речь идет не о должности, а о конкретном лице. Кроме того, физическое отсутствие лица в конкретном месте и в конкретное время не лишает его определенного правового статуса, а речь как раз и идет о наличии у одного лица одновременно статусов и.о. премьер-министра и президента.
И опять все упирается в Верховную Раду. Фактически, для того чтобы привести Юлию Тимошенко к присяге, в случае ее избрания президентом, Верховная Рада должна назначить новое правительство или хотя бы нового премьер-министра. А о том, как это сложно будет сделать, мы уже упоминали.
В регламенте Верховной Рады (хотя он и признан неконституционным и утратил силу) существовала норма, в соответствии с которой на торжественном заседании Верховной Рады, посвященном приведению к присяге президента Украины, председатель Конституционного суда Украины сообщает о выполнении вновь избранным президентом Украины всех конституционных требований относительно несовместимости с должностью президента Украины и отсутствия других обстоятельств, которые исключают принятие им присяги.
Формально Юлия Тимошенко не может быть приведена к присяге до тех пор, пока не избавится от статуса премьер-министра и даже и.о. премьер-министра.
Таким образом, на арену политической борьбы за пост президента выходит еще одно лицо — председатель Конституционного суда Украины. Вот уж кому не позавидуешь в данной ситуации. Для него это шанс войти в историю Украины либо как высшего защитника Конституции, либо как лица ее в высшей степени поправшего. Здесь уже не спрятаться за коллегиальным решением и слава, и позор лягут на одну голову.
Впрочем, возможны и другие варианты недопущения Юлии Тимошенко к присяге. Например, срыв торжественного заседания Верховной Рады оппозицией или даже непринятие решения о проведении такого заседания, или принятие решения о проведении торжественного заседания после назначения нового премьер-министра. Вариантов много.
Теперь возникает вопрос: а что же дальше? А дальше опять возможны два варианта. Если торжественное заседание Верховной Рады состоится и председатель Конституционного суда все-таки приведет к присяге Юлию Тимошенко, то в одних руках на неопределенное время сконцентрируются все полномочия исполнительной власти, в том числе и по назначению глав областных и районных государственных администраций.
Если же торжественное заседание Верховной Рады не состоится или председатель Конституционного суда объявит о невозможности приведения Юлии Тимошенко к присяге до момента полного прекращения полномочий премьер-министра, то есть до момента назначения Верховною Радою нового премьер-министра, то полномочия президента продолжит исполнять Виктор Ющенко.
В последнем случае может возникнуть интересная ситуация, связанная с вопросом о том, может ли в таком случае Виктор Ющенко досрочно прекратить полномочия Верховной Рады, если она не сформирует правительство в установленный срок. В соответствии со статьей 108 Конституции Украины президент Украины исполняет свои полномочия до вступления на пост новоизбранного президента Украины. Но в соответствии со статьей 90 Конституции Украины полномочия Верховной Рады не могут быть досрочно прекращены президентом Украины в последние шесть месяцев срока полномочий Верховной Рады Украины или президента Украины.
Вот здесь и скрыта возможность двойного толкования этой нормы. Непонятно, как исчислять начало и конец срока полномочий президента Украины. Если концом срока полномочий считать дату вступления на пост нового президента Украины, тогда невозможно установить дату его начала, поскольку заранее неизвестно, в какой день новоизбранный президент будет приведен к присяге.
С другой стороны, Конституцией Украины установлен срок полномочий президента Украины — пять лет, и этот срок имеет четкие даты начала и конца. Логично предположить, что полномочия президента Украины реализуются им в установленный Конституцией пятилетний срок и, так сказать, «сверхсрочно», то есть от момента окончания пятилетнего срока до момента приведения новоизбранного президента Украины к присяге.
Более правильным, на наш взгляд, будет считать, что Виктор Ющенко в описанной выше ситуации будет иметь право принять решение о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады.
А что же дальше? А дальше интрига сохраняется. Возможно, обращение в Конституционный суд по поводу неконституционности указа о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады, но при этом указ будет действовать до вынесения решения Конституционным судом, а значит, Верховной Рады де-факто нет, президент старый, Юлия Тимошенко — и.о. премьера. Что изменилось? Ничего, но впереди все равно выборы Верховной Рады.
А дальше?
Можно продолжать дальнейшие изыскания путей развития событий, но нюансов может быть слишком много, а некоторые обобщения можно сделать уже сейчас.
1. Ни один из вариантов не принесет Украине долгожданной стабильности.
2. 2010 год пройдет под знаком ожесточенной политической борьбы, фактически борьбы на уничтожение.
3. Победителя в этой борьбе не будет, пострадает весь украинский народ и украинское государство.
4. Новые выборы Верховной Рады возможны с вероятностью 99%.
Спасти страну может только один фантастический вариант: Виктор Янукович и Юлия Тимошенко вместе снимают свои кандидатуры перед вторым туром. Видимо, только так они смогут оба войти в историю Украины не как злые гении, а как спасители нации и заслужить право быть изображенными вместе на купюре в 1000 гривен, которая скоро станет самым популярным платежным средством в Украине. Аминь.