Кондратьев, грузинская царевна, Чехов и другие
О храме Иоанна Предтечи на Луке известно сравнительно немного. О нем мало пишут краеведы, его не демонстрируют гостям города в качестве достопримечательности. Даже если посмотреть карту города, на которой обозначены все более или менее значимые объекты, не найдешь на ней храма Иоанна Предтечи. Лука есть, номера домов обозначены, а храма нет!
Но поскольку в реальности он существует, мы попытались узнать его историю. И истории, которые с ним связаны. Как нам сказали, церковный архив пропал, сведений сохранилось немного, но они иногда заставляют размышлять и сопоставлять.
Обитель
Доподлинно известно, что в 1687 г. в слободе Лука был основал женский
Был в монастыре еще один храм — Введение Богоматери. Этот был построен на средства сумского полкового судьи Ивана РУБАНА в 1767 г. строительство храмов, видимо, шло уже в существующем монастыре, т.к. освящение
Итак, на Луке существовал монастырь, а то, что можно увидеть там сейчас, — только часть его. Сохранившийся фрагмент истории.
Колеса большой политики
А история самого монастыря оказалась на удивление короткой. Наступление на православную церковь началось при Петре I. Сразу же после победоносной Северной войны. Он отменил патриаршество и во главе церкви поставил Святейший Синод во главе с оберпрокурором, которого еще называли «око государево». Российские цари прибирали церковь к рукам. Петр I издал просто вопиющий указ о том, что монахи не могут иметь у себя в келье письменные принадлежности. Монастыри всегда были очагами культуры и образования, а тут такое «низзя»!
Дело Петра продолжила Екатерина II. С особым вниманием она относилась к украинским («малороссийским» монастырям). Очень нравились просвещенной царице монастырские земли, поэтому сами монастыри системно упразднялись.
Конец ХVIII — начало ХIХ веков — не самое лучшее время для православной церкви Украины. Еще в 1763 г. епископ Бергородский Иосаф Миткевич так описывал ситуацию: «Біда да горе. Всы тепер Малороссияне в крайнем презрении…»
Москва гнула свою линию последовательно и твердо. Маленький монастырь «попал под колеса» большой государственной политики.
Новые люди, новая эпоха
В 1839 г. разобрали деревянную Введенскую церковь и на ее месте построили каменную Предтеченскую. Храм, построенный Герасимом Кондратьевым, не сохранился. Судя по всему, после закрытия монастыря здесь все прило в запустение. Но явились другие люди и стали строить заново. Это уже новая эпоха и именно то здание, которое более или менее сохранилось до наших дней.
Значительные пожертвования для строительства внес титулярный советник Павел Михайлович ЛИНТВАРЕВ. В 1850 г. за его же счет были произведены «ремонт и благоукрашение». Павел Михайлович — староста, строитель и попечитель
Общее в частном
Можно сказать, что больше ничего особо выдающегося в истории храма на Луке не было. Но история эта интересна как раз своей типичностью.
В апреле 1924 г. на заседании сумпарткома было принято решение об изъятии церковных ценностей. Каждая церковная община, каждый священник был на особом учете. А с июля 1931 г. началось закрытие храмов в Сумах. Когда точно был закрыт
Сейчас в храме ведутся работы по ремонту и реконструкции. Многое сделано, но еще больше нужно делать. Любопытно, что когда очищали стены, то не обнаружили никаких следов старых росписей там, где они обязательно должны были находиться. То ли комсомольцы в порыве атеистического задора соскоблили все до камня, а потом закрасили, то ли росписи были на холстах, которые просто сорвали и выбросили. Теперь уже не установить…
Мало известно об этом храме, но материальные следы истории вокруг все же видны. Многие соседние дома — это видоизмененные, переделанные монастырские постройки. Об этом свидетельствуют некоторые детали, которые открываются, когда хозяева затевают капитальный ремонт. На территории храма сохранилась могила священника, умершего в 1911 г. Священников всегда хоронили у храма, поэтому наверняка это захоронение не единственное. Но кто теперь будет искать старые могилы! Вокруг очень активно шло строительство, там, где могли быть другие могилы, теперь здание детского сада. Есть на территории храма и две более поздние могилы. Во время оккупации двух молодых людей, подростков, застрелили немцы. Заподозрили в них переодетых красноармейцев или по другой причине — кто знает. Тела похоронили здесь. За могилами до сих пор ухаживают. Ребята ведь были местные, лучанские, значит, сохранились родственники…
В отдельных, частных историях, связанных с определенным местом или объектом, иногда ощущается движение большой всеобщей истории, которая охватывает все и всех.
[cenimg]
[imgpod] Так выглядит храм сегодня [/imgpod]
[/cenimg]