Гудзь нехрустальный
Лидер нью-йоркской группы Gogol Bordello киевлянин Евгений Гудзь дружит с Мадонной и снимается в кино
Украинская рок-музыка широко известна только в постсоветском пространстве — на чужбине наших поп- и рок-звезд по большей части ждут только эмигранты. Прорубить окно в мир в последние годы удачно получается лишь у киевлянина Евгения ГУДЗЯ, который со своей цыганской панк-рок-группой Gogol Bordello объездил полмира, записал четыре успешных альбома, выступил на стадионе «Уэмбли» с Мадонной и снялся в ее фильме.
Меломан-мясник
Музыкальную одержимость в Евгении заложил его отец, радиоинженер по образованию. Благодаря «вражеским» радиоголосам, долетавшим из отцовского приемника, к 13 годам мальчик отлично знал, кто такие Stooges и Джими Хендрикс, к тому же, работая мясником, Гудзь-старший завел много полезных знакомств. Обладая преимуществом в распределении мясных деликатесов, своими возможностями он распоряжался нестандартно. «Мой отец был единственным человеком в СССР, который менял у африканских студентов, приезжавших по обмену, отборное мясо на пластинки Funkadelic», — рассказывает Евгений.
В 1986 г. после аварии на Чернобыльской АЭС, о которой семья Гудзь узнала только благодаря зарубежным радиоголосам, Евгений с родителями переселился на родину матери — в Карпаты. Последним доводом в пользу переезда стали показания счетчика Гейгера, которым отец измерил радиационный фон на балконе их киевской квартиры.
В деревенской глухомани Евгению особенно нравились буйные свадебные вакханалии, проходившие «с тем сумасшедшим накалом, которого не бывает даже на концертах металл-групп». Вокруг звучала музыка самых разных народов — венгров, румын, литовцев, русских, украинцев и цыган, которые играли все вместе и навсегда влюбили подростка в эту фантастическую гремучую смесь.
Отсюда Гудзь начал свое путешествие по миру: Польша, Венгрия, Австрия и, наконец, Италия. Его первая работа в Риме — мойщик стекол в автомобилях: он выходил с ведром и губкой на перекресток и, не спрашивая разрешения, кидался мыть лобовое стекло притормозившие машины.
Нью-йоркский панк
Когда в 1993 г. Гудзь собрался продолжить странствие по миру, ему предложили на выбор Южную Африку или Северную Америку. Выбрав перелет через Атлантику, он очутился в глухой американской провинции. И к европейским эмигрантским впечатлениям прибавил не менее суровый эмигрантский опыт в Соединенных Штатах, где начинал свою «карьеру» с мытья туалетов и доставки цветов на похороны. Лишь в 1996 г. он уехал в Нью-Йорк, где наконец смог всерьез задуматься о создании ансамбля, который играл бы нечто среднее между панком и румынской и цыганской музыкой, которую он слышал в Карпатах.
Обходя цыганские свадьбы и бары, открытые выходцами из Восточной Европы, Евгений познакомился с такими же гражданами мира — гитаристом Владом СОЛОФАРОМ и Сашей КАЗАЧКОВЫМ, игравшим на гармонике. Так был заложен первый кирпичик в фундамент ансамбля Gogol Bordello, в кичевом названии которого музыканты скрестили имя Николая Васильевича Гоголя и публичный дом. “Сначала я хотел назвать группу «Булгаков Борделло». Ведь «Мастер и Маргарита» — это была книга, повлиявшая на целое поколение рок-н-ролла, на андеграундную культуру. Но я вовремя понял, что в Америке это название не пройдет. Это не та страна, где у каждого настольная книга — «Мастер и Маргарита», и не все знают, кто такой Булгаков. Я понадеялся, что Гоголь познакомей американцам. Тем более, что он сделал то, что не удавалось другим писателям — экспортировал украинскую культуру в Россию.
Путь к Олимпу
В 1999 г. Gogol Bordello опубликовали дебютный сингл «When the Trickster Comes a Pokin’», за которым последовал первый полноформатный альбом «Voi-La Intruder». Помимо пластинки и постоянных выступлений неугомонный Гудзь пиарил свой коллектив и тем, что стал известен как единственный в своем роде ди-джей и мастер церемоний.
В 2002 г. Gogol Bordello продолжил свое восхождение к музыкальному Олимпу — вышел их второй альбом Multi Kontra Culti Vs. Irony. По словам Евгения, на написание его вдохновила культура украинских цыган, которая приспосабливается к любым условиям, но ни с чем не ассимилируется и не теряет своей самобытности. «Это то, на чем держится и Gogol Bordello», — считает он.
Постепенно Gogol Bordello и сам Евгений стали достопримечательностью Нью-Йорка, и, когда в 2004 г. группе предложили написать саундтрек к фильму-экранизации романа Джонатана Сафрана Фоэра Everything is Illuminated, никто не удивился. Более неожиданной стала новость о том, что режиссер фильма Лев Шребер предложил Евгению сняться в роли переводчика, который сопровождает главного героя — американского эмигранта — в его паломничестве по Украине. На вопрос, сможет ли он войти в этот образ, Гудзь ответил: «Мне не нужно его играть, я и есть этот парень».
Съемки в фильме Евгений сочетал с записью третьего альбома — Gypsy Punks Underdog World Strike, саунд-продюсером которого выступил Стив Альбини, с чьей помощью Pixies, Nirvana и Пи Джей Харви создали свои лучшие пластинки. По мнению критиков, третий диск Gogol Bordello получился самым сильным из всех.
Мадонна с борделем
Окончательно Евгений Гудзь закрепил свой звездный статус в 2008 г. Подружившись с Мадонной, которая, как оказалось, была давней поклонницей музыки Gogol Bordello, он снялся в ее дебютном фильме «Грязь и мудрость», а летом в лондонской части акции Live Earth на стадионе «Уэмбли» исполнил с ней хит La Isla Bonita, переаранжированный на цыганский лад. «Я не раз слышал от некоторых общих друзей, что Мадонна нас „гарно знаеє та поважає“, причем узнала и прониклась уважением задолго до того, как нас стали показывать по телевидению. В один прекрасный день все это я узнал от нее лично…
Мы говорили, что хватит ваньку валять, пора общим делом заняться — например, снять фильм со мной в главной роли, а она будет режиссером. Вся группа Gogol Bordello участвует в фильме — играет роль группы Gogol Bordello. Я приложил руку и к сценарию. Работа была в удовольствие, хотя и на износ. Думаю, Мадонне всегда интересно, что происходит в контркультуре, в андерграундной музыке, — когда человек этим живет, ему всегда интересно что-то новое», — говорит Евгений.
Рожденный не тогда
О группе
Gogol Bordello играет в стиле gypsy punk. Мы придумали собственный музыкальный стиль. Каждое выступление — это сюрреалистичеcкое шоу. Сейчас у нас в группе девять человек, интернациональный состав. А еще я выступаю как диджей, делаю
цыганский этно-панк-рок в электронике.
О цыганах
Черпаю вдохновение, прежде всего, в цыганской культуре. Есть определенные племена цыган, которые специализируются только на музыке. Вообще, музыка для цыган — это своеобразный способ жизни. В моем детстве все время присутствовала эта атмосфера, мама и дядя бабушки были с цыганскими корнями, я потом сам к этому пришел и начал общаться с настоящими цыганами и уже от них воспринял культуру.
10 правил Евгения Гудзя
1. Настроение
2. Панк-стиль
3. Усы
4. Девушки
5. Gogol Bordello
6. Цыганский дух
7. «Здоровый» образ жизни
8. Презервативы
9. Юмор и стеб
10. Шоу
Установки Евгения Гудзя
1. Не спать (спать — это старая вредная привычка. Я 33 года спал, а в 33 бросил)
2. Не выходить из дому без музыки
3. Говорить только правду
4. Не останавливаться, не сдаваться.
Несмотря на успешность группы Gogol Bordello и лично Евгения как актера и ди-джея, он не стоит на месте и старается заниматься новыми проектами. У него есть сайд-команда JUF (Jewish-Ukrainian Freundschaft) — «украинско-еврейская дружба», а также в ближайшее время Gogol Bordello планирует записать совместный альбом с легендарными «Ману Чао». Недавно Гудзь переехал жить в Рио-де-Жанейро и чувствует себя человеком мира. «Я всегда хотел бы жить в век открытий. Во времена Америго Веспуччи и Васко да Гамы. К сожалению, я родился не в эту великую эпоху, и сейчас мне приходится ее для себя придумывать. Меня постоянно тянет открывать что-то новое. И в жизни, и в музыке», — говорит он.