Из пяти сумских фестивалей по крайней мере два имеют хорошие шансы на безоблачное будущее
Считается, что в каждом городе должен быть свой фестиваль. Для поддержания культурного имиджа, так сказать. Здорово, когда фестивалей несколько и каждый чем-то интересен. Замечательно, если фестиваль приносит не только эстетическое удовольствие, но и материально стимулирует организаторов делать его еще лучше.
Просто великолепно, если фестиваль не требует бюджетных вложений, а живет и развивается самостоятельно. Увы, так бывает не всегда. Яркое тому подтверждение — родной город Сумы. Здесь у нас обосновались сразу несколько разноплановых фестивалей: детского кино и телевидения «Кришталеві джерела», фестиваль органной музыки «Органум», «Рок-фест», фестиваль духовой музыки «Сурми Конституції», авторской песни «Булат».
Мы называем только самые известные и интересные, которые проводятся не каким-нибудь отделом горисполкома для галочки, а устраиваются ради хорошего настроения горожан. Пять фестивалей — не так уж мало для такого небольшого города, как Сумы. Однако в скором будущем город может лишиться сразу нескольких из них.
Сначала деньги, потом — дети
Первым и, возможно, навсегда покинул свою родину Всеукраинский открытый фестиваль детского и молодежного кино и телевидения «Кришталеві джерела». Ровесник независимости Украины, он проводился в последнюю неделю августа. Это было яркое, зрелищное событие, собиравшее множество зрителей. Вспомнить хотя бы костюмированные шествия участников по Соборной.
Детская игра в кино и телевидение у многих позднее переросла в профессию. Сейчас лауреаты «Кришталевих джерел» работают на «Интере», «УТР», «5 канале», «Новом канале», в сумских телерадиокомпаниях. Однако с каждым годом фестиваль становился все менее радостным и детским. Исчезли костюмированные шествия, перестали приезжать киношные знаменитости, на проведение мероприятия такого уровня стало выделяться все меньше денег. Детский фестиваль оказался неинтересным и ненужным местным чиновникам. Оно и понятно: на детях денег не заработаешь. Зато его с радостью приняли в Крыму и в Киеве, сочтя очень престижным. В 2005–2006 гг. была сделана попытка вернуть фестиваль в Сумы.
По словам вечного организатора фестиваля Ильи ФОМЕНКО, в этом году в бюджете города и области заложено достаточно средств для проведения «Джерел» в Сумах. В начале июля должна состояться встреча с главой Сумской ОГА Павлом КАЧУРОМ, на которой окончательно решится судьба детского фестиваля. Губернатор должен сказать свое веское «Да», и тогда фестиваль останется. Если же организаторы и высшее руководство области не найдут общего языка, «Джерела» навсегда покинут наш город. «Если фестиваль окажется не нужным городу, я больше не возьмусь за его организацию», — заявил Илья Михайлович.
Когда финансы поют романсы
Невесело обстоят дела и у «Булата». Имея статус международного, фестиваль испытывает постоянные финансовые трудности. Его организатору Игорю ДОБРОВОЛЬСКОМУ приходится крутиться подобно известной белке, чтобы очередной сейшн авторской песни все-таки состоялся. Лишь в этом году из городского бюджета было выделены средства, частично покрывшие расходы по организации.
Но бюджет «Булата» составляет 16–20 тыс. грн. Пока нет спонсора, который мог бы покрыть такие расходы полностью. «Самая большая проблема для творческих коллективов в нашем городе — это отсутствие концертного зала для проведения фестивалей, стоимость аренды которого была бы приемлемой, — считает Игорь Владимирович. — Аренда в ДК Фрунзе и обоих театрах слишком высока для нас». Организатор «Булата» очень надеется найти отклик у какого-нибудь сумского рекламного агентства, которое бы помогло фестивалю в поиске спонсоров.
Практически на голом энтузиазме были проведены более 30-ти «Рок-фестов». Как и все сумские фестивали, «Рок-фест» испытывает серьезные финансовые трудности. Кроме того, директор фестиваля Сергей НЕЧИПОРЕНКО, как и Игорь Добровольский, говорит об отсутствии специализированного помещения для проведения концертов: “”Романтика” пустует, разваливается, а существующие ДК и театры слишком подняли аренду”. Он не ждет помощи, главное — чтобы хотя бы не мешали.
На своей волне
Примером достаточно успешного сумского фестиваля может служить «Органум». Его биография тоже не была простой. Организовал его известный сумской музыкант-органист Орест КОВАЛЬ. Первый фестиваль состоялся в 1993 г. Сначала он проходил дважды в год: весной и осенью. Его особенность в том, что, несмотря на название, он не ограничивается какими бы то ни было жанровыми рамками и приветствует исполнение старинной музыки и современного авангарда, классики и джаза. В его концертах почитали за честь участвовать не только украинские, но и зарубежные исполнители. География участников — Украина, Франция, Канада, Австрия, Швеция, Словакия, Польша, Япония.
С 1995 по 1999 гг. из-за проблем с финансированием «Органума» не было. И все-таки фестиваль возродился. Произошло это благодаря тому, что Орест Коваль из музыканта превратился в продюсера собственного детища. Сумел подружиться с сумскими бизнесменами, которые стали спонсорами и друзьями фестиваля на многие годы. Несколько лет фестиваль финансировался различными фондами, посольствами зарубежных стран. Сейчас он имеет консолидированный бюджет. Примерно 35% составляют средства, выделенные из городского и областного бюджетов, 25% — выручка за проданные билеты, остальное — спонсорские и меценатские деньги.
Столь высокую долю бюджетных средств Орест Коваль связывает с возросшей социальной значимостью «Органума» для города. Для того чтобы концерты фестиваля могли посещать социально незащищенные слои населения, цена самого дешевого билета была приравнена к цене батона — 2 грн. «Раньше фестивали делались потому, что было желание их делать. Такие фестивали, как „Органум“, всегда нуждаются в поддержке и самодостаточными могут стать только тогда, когда интеллигенция сможет безболезненно покупать билеты за нормальные деньги», — считает Орест Романович.
«Органум» не рассчитан на массового зрителя, да и не стремится к этому, прочно занимая собственную нишу. Другой фестиваль того же продюсера — «Bach-fest» — доставляет больше хлопот. Связано это с тем, что он менее универсальный, имеет более узкие рамки — исполняется только музыка Баха. Музыкантов, как правило, приходится приглашать из-за рубежа, поскольку в Украине не так уж много исполнителей. Это влечет немалые расходы. «Bach-fest» — единственный эксклюзивный фестиваль музыки Баха на всем постсоветском пространстве. В октябре этого года он состоится уже в зале филармонии. Орест Коваль очень рассчитывает на то, что в этот раз поклонники классической музыки наконец-то снова услышат орган.
Подарю идею
Для того чтобы появились средства, нужны идеи. Идеи, которые можно было бы продать и таким образом найти спонсоров для фестиваля. К примеру, в Одессе ежегодно проводится 12 фестивалей, и все они финансово успешные, не требующие больших вложений из местного бюджета. Не в упрек сумским энтузиастам-организаторам фестивалей будет сказано, но у большинства из них не самый современный подход к проблеме.
Любой фестиваль нужно расценивать как коммерческое мероприятие, способное если не сейчас, то в недалеком будущем приносить доход. На одном энтузиазме далеко не уедешь. Успешные украинские менеджеры фестивалей считают, что проблема сумских организаторов в том, что они не работают над перспективными бизнес-планами развития фестивалей. Финансировать фестивали из городского бюджета можно сколь угодно долго. Но при этом фестиваль не будет развиваться. Для города это тоже не выход — каждый год выделять деньги. Организаторы должны активно привлекать спонсоров, прессу, телевидение, выводить информационное поле на всеукраинский уровень — одним словом, сделать фестиваль привлекательным как для города, так и для спонсоров. Тогда на него будут ходить зрители и платить нормальные деньги.
Медные трубы.
Мелодии разных жанров в исполнении военных оркестров можно было услышать на разных площадках города
Ярким примером удачного бизнес-планирования может служить венгерский музыкальный фестиваль «Сигет». Его организовали три молодых венгра. В первый год он полностью был профинансирован местной мэрией, на следующий доля бюджетных вложений составила уже 80%, а на третий год своего существования фестиваль стал самоокупаемым. При этом выгода для Будапешта очевидна: туристы, приезжающие на фестиваль со всего мира, платят за проживание в гостиницах, посещают кафе, магазины, покупают сувениры. Город, профинансировав фестиваль дважды, будет получать прибыль в виде налогов в течение последующих лет. А просто ходить в мэрию с протянутой рукой — авось, дадут денег на очередной фестиваль — неправильно.
В Сумах сегодня есть фестивали, которые могут быть успешными, и есть талантливые менеджеры, которые могут вдохнуть в них новую жизнь. От этого выиграют все: и сумчане, и власть, и сами организаторы. Нам всем хочется ярких зрелищ и удивительных представлений. Но нужно для этого приложить немало усилий.
Музыка на острове
Фестиваль «Сигет» (Остров) — один из крупнейших в Европе. Проводится ежегодно с 1993 г. каждое лето в Будапеште в парке Судостроительного (Обудайского) острова. Это неделя праздника: музыка, кино, пиво, домашнее вино, палаточные «кварталы», куда селятся на время фестиваля «островитяне». Музыкальные программы проходят в режиме нон-стоп на 60 различных площадках. Параллельно работают аттракционы, кинотеатр, идут показы молодежных коллекций. На фестивале исполняется музыка самых разных жанров.
Фестиваль очень популярен среди жителей Западной Европы. Около 50% посетителей приезжает из-за рубежа, больше всего туристов из Германии, Великобритании и Франции.
На первом фестивале побывали в 1993 г. 43 тыс. человек, рекордным же стал прошлогодний — 385 тыс. человек. По масштабу «СИГЕТ» находится на уровне таких крупных европейских open-air, как Roskilde, Reading, Rock am Ring. Он давно уже обрел статус национальной достопримечательности наравне со зданием Национальной Оперы, Парламента или термальных купален.
На фестивалях «СИГЕТ» отметились такие гранды мирового рока как Stranglers, David Bowie, Motorhead, Prodigy, Faith No More, Oasis, Stone Roses, Rammstein, The Cure, Therapy, Saxon, Cannibal Corpse, Junkie XL, Orchestra Baobab, Omara Portuondo, The Klezmatics. От России и СНГ в 2004 г. выступали «Этника», «Дети Пикассо», «Оле Лукойе», «Вопли Видоплясова», и Zdob Si Zdub.
Меняю Каховку на Киев
Первый Международный фестиваль «Таврийские игры» состоялся в августе 1992 г. в городе Каховка Херсонской области на стадионе «Авангард». Фестиваль состоял из конкурса красоты «Королева Таврии», пивного чемпионата, спортивных соревнований и шоу-программы, в которой приняли участие группы «Санта-Лючия» (Финляндия), «Агата Кристи» (Россия), «Т. О. К.», «Лидер», «Роджер Милз», «Кошкин дом» и еще 47 музыкальных коллективов. Участники фестиваля имели возможность путешествовать в фестивальном круизе на пароходе «Леся Украинка». С 1993 г. началась новая эпоха «Таврийских игр» — путешествие на пароходах. Пароходы сделали «Таврийские» самым романтичным фестивалем СНГ.
До сих пор фестиваль остается для Украины самым значительным музыкальным событием. В этом году «Таврийские игры» отметили свое шестнадцатилетие. Впервые за всю историю фестиваль проходил не в Каховке, а в Киеве, на сцене «Олимпийского». С этого года столица станет постоянным местом прописки «Игр», поскольку, по мнению организаторов, Киеву необходим фестиваль европейского уровня, которому вполне соответствуют «Игры».
Шутки в сторону!
Самый знаменитый фестиваль юмора — одесская «Юморина». В этом году у нее круглая дата — 35 лет. Первый фестиваль состоялся в 1972 г. после того, как на телевидении была закрыта передача «КВН». Одесские шутники рассудили, что без юмора прожить невозможно и придумали «Юморину». Естественно, самое смешное событие года состоялось первого апреля.
Пик первого периода одесских «Юморин» пришелся на 1976 г. Тысячи и тысячи гостей из разных стран. Весь город на улицах. На Приморском бульваре толпы людей ждут назначенного на 1 апреля выстрела из старинной пушки. Местные власти, испугавшись масштабов праздника, не в силах справиться со стихийным энтузиазмом масс, запрещают «Юморину»… Следующие 10 лет «Юморина» проходила подпольно практически в каждом вузе, школе или клубе. Всеобщая любовь вернулась в 1987 г. И с этого времени фестиваль юмора в Одессе стал одним из самых масштабных и посещаемых. Фестиваль обрастает новыми традициями. Ежегодно 1 апреля открывается памятник какому-нибудь настоящему или вымышленному персонажу. К примеру, герою анекдотов Рабиновичу.