Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Глинские светочи

891

Тринадцать причисленных к лику святых старцев Глинской пустыни являются небесными защитниками нашего края

Оксана Коваленко

Прошлым летом в церковной жизни Сумщины произошло значительное событие. В ставропигиальном мужском монастыре Рождества Пресвятой Богородицы Глинская пустынь (с. Сосновка Глуховского р-на) торжественно прошел чин канонизации глинских старцев. На прославление собралось около семи тыс. верующих из Украины, России, Беларуси, Латвии. Были паломники из Италии, Франции, Польши и Конго. Такая география людей, прибывших разделить радость вместе с братией монастыря, свидетельствует об огромнейшем почитании Глинских старцев в православном мире.

Человеку неверующему или сомневающемуся невозможно понять, как обычные люди вдруг стали святыми. А кто сказал, что глинские старцы были обычными? И очень даже «не вдруг» теперь к ним обращаются с молитвой: «Преподобные отцы глинские, молите Бога о нас». До сих пор ни в одном храме Сумщины не было мощей своих святых.

Наместник монастыря Глинская пустынь архиепископ Лука, управляющий Конотопско-Глуховской епархией, подчеркивает, что обитель столетиями славилась именно старчеством: “Мы подавали на рассмотрение Священного синода Украинской православной церкви жития, труды и подвиги двадцати старцев Глинской пустыни, которые в разные годы были духовными поводырями сотен верующих, — говорит владыка Лука. — В прошлом году 13 отцов глинских стали местночтимыми святыми. Это великое духовное торжество, без преувеличения — историческое событие. С помощью Божьей в этом году к собору глинских преподобных отцов присоединятся еще трое наших великих молитвенников.

Преподобный Филарет (Данилевский) (1777–1841) — живое звено, связующее Глинскую пустынь с обителью Софрониевой и с Киево-Печерской лаврой, а через них с афонским иночеством и заветами преподобного Паисия Величковского.
Много старания отец Филарет приложил к борьбе с еретическими лжеучениями. Будучи по духу близким преподобному Серафиму Саровскому, он сподобился видеть душу почившего преподобного, возносимую ангелами со славой на небо.
Игумен Филарет заложил прочный фундамент для духовного процветания и славы Глинской пустыни.

Преподобный Илиодор (Голованицкий) (1795–1879) много лет подвизался в иночестве в Глинской пустыни и достиг высоких духовных дарований. Преподобный настоятельствовал во многих обителях, где ему пришлось пережить не только подобающие сему званию почёт и уважение, но и несправедливые гонения, которые он со смирением переносил. Трудами о. Илиодора было возобновлено монашеское житие на дальней пасеке близ Глинской пустыни, где со временем был основан Спасо-Илиодоровский скит.

Преподобный Иоанникий (Гомолко) (1842–1912) отсекая свою волю, предав себя в полное послушание многоопытным старцам, был правой рукой настоятеля, а по смерти последнего стал его преемником. 34 года старец богомудро нес возложенную на него должность, пока не был оклеветан и удален из обители. Святость жизни преподобного была засвидетельствована очевидцами: он, покидая Глинскую пустынь, как посуху, перешел разлившуюся реку.

Когда архимандрит Иоанникий уходил из Глинской пустыни, был сильный весенний разлив реки, а старец перекрестил воду и на глазах у всех пошел по ней, как по земле

Преподобный Серафим (Амелин) (1943–1958) Ему во многом обязана обитель своим духовным расцветом и внешним благоустройством в середине ХХ в., во времена «второго открытия» монастыря. При нём прославилась Глинская пустынь святыми старцами — духовными руководителями иноков и мирян к вечному спасению. Путём непрерывной внутренней борьбы, самоуничижения, скорбей и всякого рода испытаний преподобный получил и великое дарование — совершенную любовь к Богу и ближним. Старец во всей полноте имел дар прозрения в тайники человеческих душ. При жизни преподобный был прославлен от Бога многими чудесами.

Преподобный Иннокентий (Степанов) (1862–1888), имея беспрекословное послушание, строго исполняя монашеские обеты, подвизаясь в терпении и смирении под духовным окормлением старцев, скоро преуспел в святой жизни. Будучи возведён на настоятельскую должность, старец неизменно учил подначальных ему иноков безусловному послушанию, смирению и кротости. Молитва его ограждала многих от болезней телесных (от которых преподобный исцелял даже только прикосновением) и дьявольских козней.

Преподобный Василий (Кишкин) (1745–1831) в 15-летнем возрасте принял монашеский постриг. Подвизался в отечественных и Святогорских монастырях, затем в Нямецком монастыре, где стал одним из учеников преподобного Паисия. Со временем преподобный переселился в Глинскую пустынь, где всячески содействовал новоназначенному игумену Филарету. По дару прозорливости старец мог видеть состояние души каждого и предугадывать последствия его жизни. Преподобный проводил строгую подвижническую жизнь и стяжал духовную мудрость.

Преподобный Макарий (Шаров) (+1864) принял святой постриг от богомудрого о.Филарета и с тех пор непрерывно возрастал в добродетелях послушания, смирения, чистоты сердечной, воздержания и благоговения. Подвиги благочестия при болезненном состоянии и полном самоумерщвлениии, по благодати Божией, помогли ему взойти на степень бесстрастия и развить в себе любовь к ближним. Будучи зачисленным за штат, преподобный нес тяжелое послушание благочинного обители и, несмотря на свои телесные немощи всегда был готов пожертвовать своим собственным спокойствием ради общего блага.

Преподобный Лука (Швец) (+1894) в течение 22 лет трудился на братской хлебопекарне, где для большинства братии явился наставником монашеской жизни. Любя ближних, преподобный утешал скорбящих и болящих, вразумлял согрешающих, исправлял злонравных; хотящих оставить обитель уговаривал остаться, и слово его имело силу. Пять последних лет жизни провел в скиту, подавая пример молчания и оберегая очи свои, чтобы не видеть суеты.

Преподобный Архип (Шестаков) (+1896) 44 года подвизался в добровольном злострадании, 33 года нёс послушание на братской пекарне. За своё терпение, смирение, незлобие, воздержание и послушание о. Архип сподобился от Бога многих даров: прозрения, исцеления, слез, умно-сердечной молитвы. Старец предсказывал перемену жизни и кончину братий, предупреждал несчастья и падения, утешал скорбящих и обличал согрешающих

Преподобный Евфимий (Любимченко) (1795–1866) 48 лет безвыходно прожил в стенах обители. По своему глубокому смирению старец отказался от священства и 30 лет исполнял многотрудное послушание монастырского пономаря. Душа подвижника была исполнена такой непередаваемой любовью ко Господу, таким Божественным страхом, что всю жизнь из его глаз текли слёзы.

Преподобный Феодот (Левченко) (+1859) отличался глубокой верой, чистотой сердца, великим смирением, трудолюбием, безропотным перенесением скорбей, обид и даже побоев от невежественных мирских людей, младенческой простотой, незлобием и искренней горячей любовью к Богу и ближним.

Преподобный Мартирий (Кириченко) (1800–1865) во всё время своего жития в Глинской пустыни отличался подвигами исключительного воздержания, самоотвержения, непрерывного псалмопения, молитвы и послушания. Старец прошел свой жизненный путь жестокой стезей крайнего воздержания, и Господь призвал к себе сего дивного мужа на второй день Святой Пасхи.

Преподобный Досифей (Колченков) (+1874)– образец пренебрежения к земным благам. С редким постоянством и терпением старец отсекал все поводы к нарушению принятого им подвига безмолвия, не только внутреннего, но и внешнего. 26 лет преподобный нёс послушание пономаря, и за долголетнее и беспорочное служение в храмах обители был удостоен видеть в алтаре Пресвятую Богородицу, слышал ангельское пение при смерти старца Феодота.

Справка

В «Православной энциклопедии» написано, что старец — это опытный подвижник, обладающий духовной мудростью, имеющий благодатную силу помогать молитвой и советом.
Если говорить кратко, то старчество — это одно из самых ярких явлений православной духовности, проявление богатого духовного опыта, который передавался через века.
Применительно к нашим дням будет уместным вспомнить мнение великого и очень почитаемого святого — Игнатия Брянчанинова, писавшего в своем труде «Приношение современному монашеству», что это явление очень редко в наши дни. Оно было редким, как всякое яркое явление, и в древности, но в наши дни еще более оскудело.

Нарис з історії Глинської пустині

Павло Шаматрін,
краєзнавець

Цей монастир на протязі більш ніж 500 років був одним з центрів християнського православ’я й важливим вогнищем науки і культури.

Але до цього часу серед істориків залишається нез’ясованим питання про дату його заснування та назву. Є думка, що монастир виник на початку XVI ст. Інші історики (серед них вчені С.-Петербурга та Курська) вважають, що монастир заснований у XVII ст. А історик М. Самійлі вважає датою його заснування кінець XVI ст. Небезпідставна і думка про те, що монастир виник у кінці XV ст., разом з Мовченським Софронієвським монастирем. За словами курського губернського статського секретаря Вержбицького, заснування цієї пустині відноситься до тих же часів, що і створення Софронієвської пустині, бо обидві мають багато спільного та схожого: загальні риси в мові, звичаях, побуті. Тут в лісі бортники знайшли святу ікону, яка віддзеркалювала чудним світлом. За історичними даними, місцеві мешканці на чолі з Фомою Філоновим у к. XVI ст. на землі при впадінні р. Обести в р. Клешень побудували церков в ім’я Рождества пресвятої Богородиці. В подальшому Мовченський монастир прийняв її під своє відомство, а монахи почали тут богослужіння. Таким чином було покладено початок монастиря під назвою Глинська пустинь за місцем знайденої ікони Божої Матері Святої Богородиці.
Тут з-під коріння сосни витікало джерело чистої води, від якої люди зцілялись від різних хвороб. Пізніше недалеко від скиту побудували дерев’яну церков, яка знаходилась у відомстві різних єпархій: Київської, Севської, Бєлгородської, курської (залежно віх зміни адміністративного устрою).

Існують також різні думки щодо назви монастиря Глинська пустинь. Зокрема, в історії Російської ієрархії стверджується, що обитель ця має таку назву, тому що в місці її заснування в минулі часи гончари добували глину. Але мабуть більш обґрунтована думка щодо прізвищного характеру назви монастиря, яка походить від прізвищ останніх удільних князів Сіверщини — Глинських.