Его Величество Генплан
Архитектор Александр Биленко: «Позор города — это градостроительный бардак!»
Архитекторы играют решающую роль в развитии города. Потому их и называют градостроителями. Они лучше других знакомы с проблемами градостроительства, а самое главное — знают, как их решить.
Наш собеседник — заведующий секцией градостроительства правления Сумской областной организации Национального союза архитекторов Украины, архитектор с 30-летним стажем Александр БИЛЕНКО.
Александр Биленко родился в 1954 г. в г. Ромны Сумской области. В 1977 г. закончил архитектурный факультет Львовского государственного университета, в 1989 г. — ФПК «Градостроительство» Московского архитектурного института. 18 лет работал архитектором в институте «Укргорстройпроект». Сейчас — директор ООО «Номакпроект». Заведует секцией градостроительства правления Сумской областной организации Национального союза архитекторов Украины. Автор проектов здания «Сумыгаза» на ул. Шишкаревской, синагоги на ул. Кооперативной, монолитных 16-этажек в новых микрорайонах города и др.
[q]r: Александр Исаакович, расскажите, пожалуйста, о главных градостроительных проблемах… [/q]
А.Б.: Одной из основных проблем является транспортная. Ее породили две причины: высокая автомобилизация населения в последние годы и невыполнение генерального плана города. Самые серьезные участки — выезд с Курского моста в сторону центра и район Центрального рынка, где в утренние часы создаются пробки. «Пробки в центре колхоза», — смеются автомобилисты.
[q]r: Есть ли способ избавления от этих пробок? [/q]
А.Б.: Решение транспортной проблемы указано в базовом генеральном плане города, разработанном еще в 1985 г.: строительство магистрали районного значение по ул. Ремесленной на ул. Красногвардейскую, сооружение второго путепровода через железную дорогу с выходом на ул. Калинина. Для разгрузки транспортного потока на Центральном рынке запланировано кольцо с ул. Засумской на магистраль общегородского значения — ул. Горького.
[q]r: Но генплан 1985 г., наверное, устарел? [/q]
А.Б.: Альтернативы тому решению нет. А в 2001–2002 гг. Генплан откорректирован по многим вопросам, упрощен по отношению к генплану 1985 г. И сейчас он требует доработки, т.к. была утверждена только стадия технико-экономического расчета.
[q]r: То есть городские власти просто не заглядывают в генплан? [/q]
А.Б.: К сожалению, к транспортным проблемам привел не только малый бюджет города, но и откровенно слабые знания генерального плана часто сменяющимся руководством города. Приведу лишь один пример: ул. Шишкаревская и Федько в перспективе должны частично разгрузить по транспорту ул. Петропавловскую и Кирова (по генплану — будущая магистраль районного значения), но так «удачно» были выделены границы земельных участков под новое частное строительство и реконструкцию, что это нарушило красные линии будущей магистрали. Теперь ее реализация уже практически неосуществима. Неоспоримым является факт: город по градостроительным законам просто обязан иметь малое транспортное кольцо и большое. Иначе задохнется в выхлопах и ДТП.
[q]r: А если мэр — не строитель и не архитектор по образованию? [/q]
А.Б.: Он им и не обязан быть. Среди его заместителей должны быть специалисты. Я считаю, что нет толка в городе, где нет спайки мэра с главным архитектором. В любом случае глава города должен знать генплан, который находится в городском управлении архитектуры и является главным градостроительным документом. Что ему непонятно — главный архитектор города обязан объяснить. Например, Михаил ЛУШПА генплан знал и строго придерживался. То же самое можно сказать о нашем земляке САВЧЕНКО — губернаторе Белгорода. Стандартный областной центр стал предметом удивления и зависти соседних областей — российских и украинских. А стихийное хозяйствование не приведет ни к чему хорошему. Говорят, что если бы мэр выполнил хоть пять квадратных сантиметров по генплану, то он не зря был мэром.
[q]r: Выходит, что генплан — это руководство к любым градостроительным действиям. Что в нем еще разработано, кроме транспортной развязки? [/q]
А.Б.: Все: транспорт, коммуникации, жилые районы, зеленые диаметры и т.д.
Вторая насущная градостроительная проблема города — это постоянный поиск новых территорий под жилищное строительство. Эта проблема связана с перспективными границами города Сумы, которые фундаментально были решены генпланом 1985 г. и практически остались в неизменном виде в откорректированном генплане 2002 г.
Учитывая объективные законы урбанизации городов, делается вывод: территориально города будут расти — это объективный мировой процесс, который ни одному государству не удалось остановить. Но у нас, и не только в Сумской области, не обращая внимания на постулаты градостроительства, дали возможность «розпаювати» перспективные городские территории (которые, безусловно, городу не принадлежали, но являлись перспективными территориями г. Сумы и закреплены за городом генпланом 1985 г., утвержденным Кабмином УССР). Территория города попала в «железные братские классовые объятия» жителей прилегающих сельхозхозяйств.
Пример выхода из «научно» созданной ситуации показал толковый сумской предприниматель, который у сельсовета с. Сад Сумского района взял в долгосрочную аренду несколько гектаров земель вдоль ул. Роменской за педуниверситетом под будущую застройку микрорайона. Так почему же городским властям с помощью областных не пойти этим же или другим путем, чтобы самим взять границы города под контроль, чтобы после раздачи будущих земельных участков заинтересованным фирмам дивиденды оставались в городской казне на благо развития города?
[q]r: Как Вы относитесь к уплотнению? [/q]
А.Б.: Это неизбежно. Другое дело, что нужно это делать разумно и в соответствии с законом. Есть ведь огромные неухоженные дворы, где можно размещать новые объекты. И если согласовать вопрос с жильцами и, например, благоустроить им оставшийся двор за счет застройщика, все будут довольны.
[q]r: В последнее время в Сумах стремительно растет количество залов игровых автоматов, банков, ювелирных магазинов, увеселительных заведений, а продовольственные магазины закрываются. Есть улицы, где хлеба купить негде. Управление архитектуры за этим следит? [/q]
А.Б.: Раньше, проектируя жилую застройку, архитектор строго придерживался градостроительных норм: сколько школ, детских садов, магазинов, детских площадок и прочих обязательных объектов для строительства. Сейчас идет в основном «банковское» строительство. В жизни господствуют законы рынка, и предприниматели занимаются тем, чем выгодно именно сейчас. И возможно, в таких случаях должно быть государственное регулирование в интересах города.
[q]r: Как Вы относитесь к самовольному строительству? [/q]
А.Б.: Самовольное строительство — это нонсенс! Во всем мире подобные случаи отслеживает строительная полиция, и меры наказания принимаются очень строгие. У нас функции стройполиции выполняет ГАСК. В штате Сумской инспекции ГАСК — несколько сотрудников. Что они могут сделать с самовольщиками? Да и закон у нас в этой части слабоват. А если бы закон был более совершенен, а штат ГАСК — шире, они отслеживали бы нарушения в начальной стадии строительства и все было бы гораздо проще, с минимальными затратами с обеих сторон. Не выполняет застройщик свои обязательства — забрать у него землю, перепродать и возместить ущерб.
[q]r: Как правильно должна быть оформлена стройплощадка? [/q]
А.Б.: Она должна быть огорожена, должна быть охрана и обязательно — табличка с эскизом проекта, с указанием заказчика, исполнителя, срока сдачи, номеров телефонов. Существует такое понятие, как строительная культура, и ее нужно придерживаться.
[q]r: Чем занимается секция градостроительства правления Сумской областной организации Национального союза архитекторов Украины, которую Вы возглавляете? [/q]
А.Б.: Это общественная организация, в состав которой входят в основном бывшие главные архитекторы города/области: Николай ИЛЬЧЕНКО, Анатолий ДЕЙНЕКА, Юрий КОБЫЛЯКОВ, Виктор ШАХОВ, Анатолий МАГЕРЯ, Сергей РЫБАЧОК, Александр ФРОЛОВ и я. Цель наша — оказывать методическую, консультативную помощь архитекторам городов и всем, кто в ней нуждается. Дело в том, в некоторых райцентрах должности главных архитекторов занимают совсем не архитекторы, и помощь им, думаю, очень нужна. Правда, мало кто из них обращается.
[q]r: А почему в районах не хватает архитекторов? [/q]
А.Б.: Их не только в районах не хватает, но и в Сумах, в других областных центрах и даже в Киеве. Я себе в ООО пригласил выпускников Полтавского университета, но их переманили в Киев. А мы им уже и квартиры приготовили…
[q]r: Традиционные для архитекторов вопросы: позор и гордость нашего города? [/q]
А.Б.: Есть у меня, конечно, мнение на этот счет, но не хочу обижать никого из коллег. Позор города — это градостроительный бардак! А гордость сумчане могут определить сами. Скоро выйдет книга «Архитекторы Сумщины» — там все наши объекты будут представлены.
[q]r: Ваша нереализованная мечта? [/q]
А.Б.: У меня давно готов эскизный проект стадиона для хоккея на траве. В Сумах есть команда высочайшего европейского уровня, которая больше 10 лет подряд завоевывает международные кубки. А играть им негде! Был бы стадион — сумчане бы увидели чемпионаты Украины, Европы. А это подстегнуло бы и развитие городской инфраструктуры.