Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Дмитрий Лукьянец: “Верховная Рада осуществила противозаконное действие”

285

Инна Стасова

На прошлой неделе Верховная Рада отменила свое же постановление, которым очередные выборы депутатов местных советов и городских голов были назначены на 30 мая. Кроме того, парламент поручил комитету ВР по вопросам государственного строительства и местного самоуправления внести на рассмотрение Рады законопроект об изменении избирательной системы на местных выборах.
Мы попросили прокомментировать ситуацию профессора, заведующего кафедрой уголовно-правовых дисциплин УАБД Дмитрия ЛУКЬЯНЦА.

r: Выборы отменили из-за отсутствия бюджета. Это нормально?
Дмитрий Лукьянец: Ничего катастрофического не произошло, но в очередной раз наша Верховная Рада осуществила противозаконное действие. В Законе о выборах депутатов местных советов и городских голов четко записано, что выборы проводятся в связи с окончанием срока полномочий советов. Нигде не написано, что выборы назначаются при наличии финансирования. Соответствующий Закон о выборах устанавливает, что выборы должны быть объявлены не менее чем за 100 дней до них, что и было сделано, а на избирательную кампанию отводится 90 дней. 30 мая был нормальный срок, все законно.
r: Что произошло, когда они приняли это постановление?
Д.Л.: Фактически возникает вопрос о правомочности местных советов после даты, когда окончен срок их полномочий. Проблема заключается в том, что в Законе о местном самоуправлении (ст.45) написано, что срок полномочий местного совета, избранного на очередных выборах, определяется Конституцией Украины. По Конституции, срок полномочий – четыре года. Полномочия местного совета, избранного на внеочередных повторных или первых выборах, заканчивается в день открытия первой сессии соответствующего совета. Если выборы внеочередные, то тогда полномочия до избрания новых советов; если совет избран на очередных выборах, как наш, то его полномочия заканчиваются после истечения срока.
r: ВР поручила комитету подготовить изменения в Конституцию о продлении полномочий мэра до пяти лет.
Д.Л.: Не успеют. Изменения в Конституцию вносятся двумя сессиями. Нужно, чтобы ВР приняла, Конституционный суд дал вывод, что это не противоречит Конституции, и тогда на следующей сессии не менее чем 300 голосами они должны эти решения принять.
r: Поручено в течение недели определиться с новой датой местных выборов.
Д.Л.: По сути, это уже будет нарушением закона, потому что советы избирались на четыре года. Депутаты сами об этом постоянно твердили. Когда избирались, думали, что на пять, потом разъяснили, что нет, на четыре.
r: 26 марта 2010 г. кто будет легитимным – мэр, горсовет или исполком?
Д.Л.: У нас первая сессия была 26 апреля. Чисто юридически: четыре года с момента проведения первого заседания горсовета он утратит полномочия. Полномочия мэра и исполкома будут длиться до избрания нового. Это прямая норма из Закона о местном самоуправлении. Мэр будет легитимный, исполком тоже, а горсовет – нет.
Ситуация дурацкая. Депутаты не предприняли шагов по сохранению легитимности этих советов, а это можно сделать только законом. Постановление – подзаконный акт, оно ниже закона и не может его отменить.
r: Получается, что в конце апреля все решения сессии будут считаться нелегитимными?
Д.Л.: Я бы так сказал, исходя из практики, заседания сессий будут проходить, но все их решения будут порочны с точки зрения легитимности. В них заложен элемент того, что они всегда могут быть обжалованы на основании того, что горсовет не правомочен. Самое интересное, что депутаты правомочны, а полномочия совета отсутствуют. Мэр защищен законом, а вот полномочия секретаря прекращаются вместе с горсоветом, так как он избирается на срок полномочий совета. Внесение изменений в закон о выборах за три дня до начала избирательного процесса создало ситуацию дикую с точки зрения юриспруденции. ВР создала пробел в праве.
r: В ВР говорят об изменении системы местных выборов…
Д.Л.: С точки зрения полезности для территориальной громады – это возможно. Мне видится более корректным выдвижение кандидатов партиями, блоками, но персонально, а не списком. Есть избирательный участок, одна партия выдвигает своего кандидата, другая – своего. Когда этих людей выберут, то уже в горсовете по партийному признаку они могут формировать какие-то объединения. Для этого надо принимать закон.
r: А если новую дату не назначат?
Д.Л.: Любая другая дата, кроме 30 мая, будет нарушением закона. срок полномочий истек, закон обязывает назначать выборы. Все нюансы связываются в то, что законные выборы должны состояться в мае.