Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Что принесла реформа БТИ? Или почему масса граждан может потерять свою недвижимость

1,841

Два года назад в СМИ публиковалась моя статья «Квартирные мошенники аплодируют Минюсту». Как автор проекта Закона «О технической инвентаризации», я моделировал ситуацию, которая, по моему мнению, могла возникнуть в связи с инициативами Министерства юстиции по «реформированию» системы регистрации прав недвижимости.
В понимании нормального человека, государственная реформа-это те действия органов власти, которые направлены на улучшение каких-либо государственных функций. Для граждан это: упрощение процедур, улучшение их качества, ну и, конечно, уменьшение стоимости услуг.
У граждан были претензии к работе существующей системы Бюро технической инвентаризации, которая представлена в Украине более чем 360-ми БТИ, в основном числе — коммунальными предприятиями. Вместо этого, Министерство юстиции активно продавливало допуск частных структур и лиц к процессу технической инвентаризации.
Сегодня можно подвести некоторые итоги данной «реформы». Для граждан это прежде всего -продажа недвижимости, т.к. в реальности, когда люди самостоятельно вынуждены заботиться об улучшении своих жилищных условий, этот вопрос для них достаточно чувствителен.
Стал ли процесс смены прав собственности проще? С одной стороны, сегодня можно просто прийти к нотариусу и совершить сделку. Информацию об объекте недвижимости из БТИ, как раньше, нотариус не требует. Хотя только у нотариуса граждане могут задаться вопросом — а что же им продают? Они вправе заказать себе инвентаризацию, но только потом, после нотариального получения права собственности. А «потом» может выясниться, как минимум, что имеются отличия в параметрах объекта, как максимум – что продавец вообще продал чужой объект. Такой случай произошел в Киеве с попыткой продажи нескольких магазинов на Крещатике. Усиленную бдительность покупатель проявил только при третьей сделке, когда несколько магазина в Пассаже были уже куплены. А уж сколько квартир проданы таким образом в регионах, предстоит подсчитать только по результатам года. Мне рассказали, как в Харькове продали квартиру одной пожилой женщины, которая находилась в больнице около месяца. К нотариусу принесли фиктивный биржевой договор 93-го года, по которому она якобы передавала право собственности. А потом быстренько подали в суд на выселение жительницы. Квартиру несколько раз, как водится у мошенников, перепродали. Легла в больницу женщина с жильем, а выписалась — « бомжем». Хотя раньше, когда для продажи жилья нужна была информация из БТИ, при получении этого документа обязательно спросили бы, как появилось новое право собственности. А нотариус знает, что даже в случае некоторых вопросов к сделке, ему лучше заработать свой гонорар, потому что иначе продавец-мошенник пойдет к другому нотариусу, и все равно сделает свое дело. Такое вот упрощение согласно этой реформы.
Стал ли процесс быстрее? Наоборот. Сегодня гражданин за свои деньги кормит множество структур и затрачивает значительное время на подготовку всех требуемых документов.
Про стоимость услуг не хочется и говорить. Раньше, когда все ругали БТИ, затраты продавца «в сумме» составляли 500-700 грн. Сколько стоят эти услуги сегодня? От 3000грн и выше.
Так что же это за предложенная Министерством юстиции реформа, в результате которой при транзакции, услуги государства стали более сложными, более ненадежными, и более дорогими? В чем была цель этой реформы?
Но это лишь одна составляющая проблемы. С поддержкой Минюста, была запущена «реформа», допускающая «частников» к технической инвентаризации (вы поверите, что это происходило бескорыстно?).
Главное- а кто этот процесс ограбления граждан заказывал? Несколько лет назад, когда я только начал активно бороться против инициатив Минюста, я знал, что инициируют данный процесс застройщики. Именно им было выгодно иметь карманные БТИ, которые бы работали «на заказ». И проводили бы в интересах застройщиков техническую инвентаризацию. В том числе, увеличивали бы площадь сдаваемых квартир за счет уменьшения технических площадей, решали бы проблемы несоответствия проектам построенной недвижимости. А это реальные деньги. Но с БТИ были трудности, и они инициировали уничтожение этой коммунальной системы, существовавшей с 1927 года, которая, к сведению, хранила всю информацию об изменениях в объемах недвижимости. К слову, сегодня я посоветовал бы всем гражданам, купившим жилье в новостроях, «проинвентаризировать» его в БТИ. Уверяю, вы бы удивились тому, что результаты дадут меньшую площадь, чем та, которую вам продали.
Кроме этого покупатели нового жилья должны знать, что техническую инвентаризацию, в том числе -определение площадей, может сделать частная структура, которая инвентаризационное дело никому не обязана передавать. Это означает, что если через несколько лет вам понадобится документ о первоначальных характеристиках вашего жилья, то вы его просто не сможете получить, потому что данную фирму вы не найдете в ее Тьмутаракани. Или она «прикрылась». Куда- то сдавать документацию о проведенной ею технической инвентаризации – инструкциями Минюста и Мин ЖКГ не определено. То есть, вообще такой информации, вполне легально, может не быть. Да и за утерю инвентарных дел ответственности не предусмотрено.
В результате этого, например, сегодня техническую инвентаризацию Запорожской АЭС, режимного объекта, проводят частные структуры, требующие за свои услуги миллионы гривен, хотя классическое коммунальное БТИ обошлось бы суммами на порядок ниже. Сомнение в допуске к секретности частных фирм дополняет сомнение в профессионализме. Но деньги побеждают государственные интересы. За текущий год платежи по налогам и отчислениям в бюджет ранее прибыльных коммунальных БТИ, которые уплачивали их на общих основаниях, снизились в 3 раза. Частные структуры уходят от налогов, хотя им сегодня отдается предпочтение во всех вопросах. Не надо забывать, что коммунальные БТИ раньше в значительной степени вносили вклад в формирование местных бюджетов.
Но как всегда в такой системе, «вор у вора шапку украл». Все строительные вопросы сегодня замкнуты на Госархстройконтроле (ГАСК). Этой госструктуре передана большая часть прав по приему в эксплуатацию объектов недвижимости. Сегодня любой областной ГАСК
окружил себя массой частных «инвентаризаторов», создав традиционный денежный пылесос сверху донизу. Обычная схема, существующая во всех госструктурах. БТИ здесь не вписывались. Но ставленники застройщиков тоже промахнулись. Их представителей ГАСК сегодня тоже тормозит в угоду собственных «инвентаризаторов». Ведь «правильная» техническая инвентаризация стоит от 2 до 15 долларов за кв.м. инвентаризуемой площади.
Нужно добавить, что на проведение всей этой реформы потребовалась масса государственных денежных ресурсов. Организовалась новая управленческая структура, «Укргосреестр», достаточно многочисленная, с кабинетами и машинами повсеместно. Только в 2013 финансово очень сложном году , кроме планового финансирования, эта структура дополнительно получила 500млн.грн. (А говорят, что у Правительства нет денег). Хотя сегодня для всех « инветаризаторов» введены дорогущие квалификационные сертификаты, плата за которые идёт на счета Министерства регионального развития и строительства Украины. Но мало!
И все это под гром скандалов с создаваемым реестром недвижимости, который оказался вовсе не закрытым от проникновения извне, как предполагалось. Это означает, что кто-то заинтересованный, запросто может изменить в реестре строчку, или 100 тысяч строчек, в результате чего масса граждан может остаться без своих квартир. А если еще уничтожить и бумажный архив БТИ, то потом следов никто не найдет. Не поэтому ли «Укргосреестр» так сильно стремится «нейтрализовать» эти документы? Есть иформация, что сегодня в регионах страны структуры «Укргосреестра» уже продают «правильные» документы.
Так в чем были реформы Минюста? Или для него реформы тоже были непредсказуемы? И что делать дальше, в условиях, когда законодательные инициативы Минюста победили здравый смысл?
Добиваться восстановления старого порядка маловероятно, т.к. не вернешь то, за уничтожение чего кто-то заплатил большие деньги. А не стоит ли государственным органам вернуться немного назад, и поправить, для начала, некоторые предыдущие решения? В частности, просто необходимо законодательно утвердить приход к нотариусу с недавней технической инвентаризацией, даже независимо от того, кто ее проведет.
Нужно определить порядок хранения инвентарных дел. Нельзя допустить, чтобы были уничтожены бумажные носители, как подтверждение строительной истории объектов. Необходима строгая ответственность за сохранность инвентаризационной документации.
Надо определить, нужно ли отслеживать динамику в изменениях объекта, чтобы на одном кирпиче 50 фирм не смогли себе создать юридический адрес. Да много еще вопросов, которые необходимо решить вместо необдуманных действий. Пойдет ли власть навстречу?

Александр Черноморов, народный депутат V и VI созывов.