Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

«Бах-фест». Браво. Coda

319

“Бах-фест-2007” закрыл свои двери. В течение шести дней он радовал зрителей встречами с музыкантами, давал возможность познакомиться с их творчеством. По словам организатора «Бах-феста» Ореста КОВАЛЯ, возможно, уже следующий фестиваль будет иметь статус международного.

Виктория Данченко

Во вторник 18 декабря в ТЮЗе звучали барочные инструменты: Виктория КУРИЛОВА и Юрий ГУРАН (траверсфлейты, г. Львов), Анна КАТЫНСЬКАЯ (барочная виолончель, г. Катовице, Польша) и Ольга ШАДРИНА_ЛЫЧАК (клавесин, г. Киев).

Все музыканты посвятили себя исключительно исполнению старинной музыки на исторических инструментах. Необычным для слуха оказалось и восприятие исполнения, ведь в те времена был другой — барочный строй, звучавший на полтона ниже современного равномерно-темперированного.

Участники концерта проходили стажировку в многочисленных мастер-классах, специализировались в Швейцарии, Германии, Франции. Инструменты музыкантов составляют их особую гордость: траверсфлейты являются копиями бельгийского и немецкого мастеров XVIII в., оригиналы которых находятся в частных коллекциях. Барочная виолончель Анны Катынськой является копией итальянского инструмента XVIII в. Виолончелистка была наиболее яркой, эмоциональной, техничной в ансамбле интернациональных исполнителей. В сыгранной ею сюите «До мажор» Й. С. Баха для виолончели отчетливо слышался диалог: вопрос и ответ, музыка, которая действительно была обращена к людям.

Сейчас многие молодые музыканты увлеченно осваивают технику игры и особенности аутентичных инструментов

Завершал программу фестиваля концерт Лидии ФУТОРСКОЙ (скрипка, г. Львов) и Марианны ГУМЕЦКОЙ (фортепиано). Лидия Футорская посещает этот фестиваль уже в четвертый раз. Она — лауреат многих международных конкурсов, с многочисленными сольными программами объездила многие страны Европы и Канаду. Марианна Гумецкая поразила всех своей виртуозностью, глубиной и темпераментом исполнения. Зрители получили от ее искусства мощный заряд активной энергии. Пианистка также является лауреатом многих международных фестивалей. Сейчас живет и работает в Торонто. Преподает в Королевской академии, занимается продвижением музыкальных проектов в своем родном Львове.

Наиболее интересным было второе отделение, где были сыграны «Соната для скрипки и фортепиано №5 Фа мажор» Бетховена и произведение современного композитора К. Шимановски «Ноктюрн и Тарантелла», в котором вместились все ощущения от ХХ в.: сначала созерцание пространства, потом — бешеный ритм, часто жесткой и навязчивой машины, одиночество человека, изломанный лейтмотив, перекликающийся то в одном, то в другом инструменте, и все же мажорная надежда в финале. Дуэт был мощным и страстным. Лидия Футорская пропускала всю гамму чувств через пение скрипки.

Зал долго не хотел отпускать талантливых и харизматичных музыкантов. Приятно, когда свежий ветер в лице таких исполнителей вдруг врывается в будничную, суетливую жизнь. И тогда действительно соглашаешься с выражением, что красота спасет мир. До встречи на следующем фестивале.