Арабская весна
В Сумах появилась новая этнорелигиозная группа
Арабы активно вливаются в наше общество: женятся, заводят детей, занимаются бизнесом. Их все чаще можно увидеть на сумских улицах. Очевидно,что те, кто приехал, не возвращаются на родину, очарованные украинским гостеприимством, красотой местных девушек и условиями жизни. Арабская община растет, развивается и, судя по увеличению количества вывесок «Дубай» в центре города, процветает. Арабские бизнесмены теперь специализируются на строительстве. Не так давно на ул. Псельской возник конфликт между мусульманским застройщиком и местными жителями. В итоге, гражданин Сирии пообещал сумчанам, что они смогут беспрепятственно отдыхать на р. Псел и ездить к реке по новой дороге.
Стройка на Псле
Суббота, 5 мая, 8 часов утра. На берегу реки собрались жители ул. Псельской. Они хотят поговорить с человеком, который строит неподалеку большое здание и утверждает, что это будет его новый дом.
«Мы неоднократно обращались в горсовет и экологическую инспекцию с заявлениями о том, что гражданин, которому принадлежит земельный участок по ул. Псельской, 116 А самовольно захватил прилегающую территорию. А ведь это охраняемая законодательством прибрежная зона! У нас также вызывает сомнение назначение будущего здания», – говорит депутат горсовета Ольга ФИРСОВА, которая также пришла на встречу, чтобы представлять интересы своих избирателей.
На обращения депутата и жителей улицы экологическая инспекция дала ответ, суть которого заключается в следующем: когда в феврале проводилась проверка, по указанному адресу никто не жил и никто не был обнаружен, поэтому, кто является собственником участка, инспекцией не установлено. Обозначить площадь выделенного участка (а значит, и определить размер самовольно захваченной территории) из-за отсутствия соответствующих документов экологической инспекции тоже не удалось. А вот государственный комитет земельных ресурсов сообщил о том, что собственником участка является гражданин Сирии – некий Аль-Хатиб Мадж Абдульмаджид.
То, что написано в документах, жителей давно не интересует. «Дом уже не снесешь, если это дом, конечно», – разочарованно говорит жительница близлежащего дома Елена ЗАЙЦЕВА. – Пусть хотя бы обустроят территорию и сделают нормальную дорогу».
На встречу к людям приехал гражданин, который представился Ясиром. Он стал уверять людей, что никакого самовольного захвата не было, а все неудобства вскоре будут устранены. «Вы поймите, стройка есть стройка, сюда подъезжало много машин, они и повредили подъезд к Пслу. Как только все закончится, мы сделаем новую дорогу, которой будут пользоваться все, еще и нас благодарить», – утверждал он.
Ясир – только рабочий, управляющий делами на стройке. По его словам, хозяин не выходит на связь потому, что не владеет русским языком. «Здесь не будет никакого центра, пансионата или офиса», – попытался рассеять опасения людей мужчина. – Этот дом – подарок для трехлетней дочки хозяина».
Услышав красивые обещания, люди немного успокоились, а когда Ясир в их присутствии позвонил некоему человеку и договорился о том, что в ближайшее время на размытой территории возле стройки появится временный деревянный мостик, и вовсе разошлись по домам.
После собрания Ясир позвонил Ольге Фирсовой и сказал, что хочет сделать подарки ветеранам к 9 Мая. “Он приехал и привез 15 пакетов с продуктами, которые мы вместе вручили участникам Великой Отечественной войны”, – рассказывает Ольга Васильевна. Скорее всего, это не просто так, но отказываться от проявления неожиданной щедрости депутат не стала – старикам было приятно, что кто-то о них позаботился.
Уже 10 мая на место строительства по адресу Псельская, 116 А выехали представители Ковпаковской районной администрации и экологической инспекции. Вокруг стройки снова собрались жители. “На берегу было много мусора и костров. Ясир сказал, что они специально не вывозили мусор, чтобы все увидели, что оставляют после себя сумчане и что хозяину стройки систематически приходится убирать”, – рассказала депутат. Экологический инспектор обязал застройщика убрать и облагородить всю территорию возле новостройки в течение месяца. Ясир уверил, что все вывезет вовремя.
Стоит ли верить в такие обещания? Жителям улицы ничего другого не остается, ведь другие застройщики, которых здесь на каждом метре по нескольку человек, и того не делают. По словам Ясира, уже к осени дом по ул. Псельской, 116 А планируют сдать в эксплуатацию.
А на то, что строительство ведется в водоохранной зоне, представители власти давно закрыли глаза.
Бизнес на земле
Дачные участки по ул. Надъярной активно скупаются некой Викторией абу Альхадж. По свидетельствам местных садоводов, таких площадок скуплено несколько десятков. А пока земля пустует, огородникам предлагают брать ее в аренду на один год. «В наши садоводческие коллективы платятся взносы, они приняли участие и в восстановлении водопровода и насосной станции, но нам обидно, что плодородные земли простаивают», – сетует глава садоводческого общества «Дружба» на Надъярной Виталий БАРАННИК. Садоводы отдают свои земли добровольно, их никто силой или обманом не принуждает, но у тех, кто продолжает здесь огородничать, происходящее вызывает тревогу.
Что касается центральной части города, то всем известное заведение «Дубай центр» по ул. Соборной «пустил корни» на ул. Кооперативную, где не так давно появилось туристическое агентство с одноименным названием. Теперь сумчан не только кормят и поят, но еще и предлагают отправить в турне, например, в Арабские Эмираты. В центре города не так давно открылось кафе «Сахара», где любят отдыхать иностранцы.
Семейные узы
Практически все арабы признаются, что, попав в Украину, видят множество красивых женщин. Мужчины часто флиртуют с красивыми иностранками, и только единицы создают семьи с нашими девушками, которые охотно принимают ухаживания восточных красавцев и даже готовы уехать на их родину. Есть сумчанки, которые сознательно решают принять ислам. Вот история одной из них: «Я переехала в Сумы из Белополья. Приняла ислам много лет назад, т.к. в своё время много читала о религии и поняла, что ислам по духу мне ближе всего. Никаких мыслей о замужестве и отъезде в арабские страны у меня не было. Я даже в Турции или Египте не была. Для верующего человека любой конфессии необходимо общение с единоверцами. В общежитии со мной жили студенты-арабы. Теоретически они были моими единоверцами, но общаться с большинством из них, будучи мусульманкой, я бы не стала, а уж выходить замуж и подавно. Дело в том, что настоящий мусульманин – это тот, кто соблюдает предписания своей религии. В нашей общаге из всех арабов таких было всего трое – остальные пили и развлекались с девочками. Это были этнические мусульмане. Если мы спросим обычного украинца, насколько он православен, то услышим в ответ несколько вариантов: атеист, иногда хожу в церковь, верю в Бога, но предписаний церкви не соблюдаю и т.д. Если мы зададим тот же вопрос мусульманину, то услышим нечто иное: даже самый пьющий и развратный араб будет бить себя пяткой в грудь, утверждая, что он мусульманин, пусть и ничего не соблюдающий. Подобные сентенции вводят немусульман в заблуждение».
Комментарии
Григорий СТАРИКОВ, религиовед:
«У Сумах на медичних, юридичних, економічних та інших спеціальностях навчаються вихідці з ісламізованих країн як колишнього пострадянського простору (Азербайджан, Туркменістан, Узбекістан), так і Близького Сходу (Алжир, Джибуті, Йорданія, Ірак, Ліван, Туреччина). Ці країни є світськими, але іслам відіграє в їх суспільному житті вагому роль. Переважна більшість притримується сунітської течії, хоча є й прихильники шиїтської (алавіти, друзи, ісмаїліти, які мешкають у Сирії, Лівані, Туреччині). Крім мусульман, серед них можуть бути і християни (копти з Єгипту, мароніти з Лівану). Спеціального дослідження чи хоча б анкетування з цієї теми не проводилося, тому можна судити тільки з формального боку – країни прибуття. Треба мати також на увазі, що частина мусульманської молоді європеїзувалася і дещо менше слідує настановам своєї релігії. Для молоді також характерним є легке засвоєння радикальних ідей, але для їх розповсюдження середовище замале, немає і значної мусульманської діаспори».
Марина ПЕТРУСЕНКО, психолог:
«Очень часто трудности в установлении контактов вызваны значительными различиями в культурах. Сложности на первом этапе адаптации связаны с незнанием языка. Основными факторами, препятствующими успешной культурной адаптации студентов из арабских стран, являются: несовпадение представления об Украине с реальностью; сложности и напряженность в общении, возникающие из-за незнания особенностей культуры; согласно проведённому мною анкетированию, арабы часто воспринимают украинцев как необязательных и недружелюбных; сексуальный аспект – то есть множество красивых светлокожих девушек, с которыми можно общаться без всяких последствий (таких как запрет со стороны её семьи). При этом многим арабам нравится, что наши барышни могут поддержать разговор и довольно свободолюбивы по характеру, имеют свою точку зрения. Один момент: нравится им это на этапе встреч, а после свадьбы ситуация может кардинально поменяться.
Кстати, мотивы пребывания за границей иностранных студентов достаточно четко ориентированы на цель – получение диплома, который может обеспечить им карьеру и престиж на родине. Ради достижения этой цели студенты готовы преодолеть разнообразные трудности и приспособиться к среде обитания. Остаются в Украине и Сумах в основном те арабы, которым подошёл образ и ритм жизни украинцев, а также наш менталитет».
По теме
Нам удалось поговорить с одним из сумских бизнесменов Ахмедом АМИРОМ (имя изменено).
r: Расскажите, какой бизнес в приоритете у арабов в Сумах, да и на Украине вообще?
А.А.: Нормами шариата арабским компаниям запрещено участие в бизнесе, связанном с азартными играми, алкоголем и определенными развлечениями. Поэтому арабы следят за тем, чтобы их компании не вели свою деятельность в этих сферах и в Украине, с которой они сотрудничают.
r: Нравится ли вам сотрудничать с украинскими партнёрами?
А.А.: Есть свои плюсы и минусы. Начну с грустного. Во-первых, пассивность. Украинские бизнесмены часто выглядят весьма слабо. Много обещают, а делают мало. Не готовы нести необходимые для развития бизнеса затраты. Опять же бумажная волокита. Во-вторых, стереотипы. Взаимопониманию между потенциальными партнерами из Украины и арабских стран мешают стереотипное мышление и ошибочное представление друг о друге. Среди плюсов – открытость, коммуникабельность, готовность прийти на помощь. Вы как братья. Мы это ценим!
r.: А как насчёт торговли? Открытия ресторанов, кафе и туристических фирм в центре города?
А.А.: У нас есть идеи, есть возможности оказывать качественные услуги жителям города, делать всё для их комфорта. Так почему бы и нет? Тем более всё законно. Мы понимаем: если ты живёшь в другом государстве – соблюдай его правила. Как говорится, в чужой монастырь со своим уставом не лезь.
r: А почему именно Сумы?
А.А.: Есть в этом городе что-то, что заставляет остаться. Тем более я не знаю, смог бы я достичь всего того у себя на родине. Здесь, если трудишься в поте лица, получаешь своё!
По теме:
Из личного опыта.
Шведы арабов не любят
Особое отношение к арабам в Швеции – об этом не понаслышке рассказала побывавшая там сумчанка Ольга ПРИХОДЬКО: «Шведы не любят арабов очень сильно. У нас к ним действительно относятся очень лояльно. К примеру, в конфликте шведского ребёнка с арабским обвинят последнего, даже если очевидно, что он не виноват. В своё время в шведском городе Мальмё я жила недалеко от района Розенгорд. Знаменито это место благодаря Златану ИБРАГИМОВИЧУ (фанатам футбола данное имя хорошо известно; кстати, будущего кумира миллионов в гетто не жаловали), но этим дело не заканчивается. Мало того, что в Розенгорде можно услышать только восточную музыку и повсюду разносятся запахи неизвестных специфических пряностей, так арабы построили еще и шикарную мечеть, и забрали огромный участок земли себе под кладбище. И это у прижимистых шведов. Поодиночке в этих кварталах лучше не гулять. Долгое время газеты пестрели заголовками то о брате, убившем сестру за связь с неверным, то об отце, отвёзшим дочь на родину для клиторидэктомии (операция по удалению клитора нацелена на то, чтобы сделать женщину фригидной). Мусульмане такие поступки грехо не считают – может, поэтому предусмотрительные шведские правоохранительные органы повесили на границе района табличку: «Осторожно! Полиция сюда не ходит!». Но больше всего меня поразила женщина вся в чёрном (отсутствовали даже прорези для глаз). Сфотографировать её побоялась – мало ли кто из-за угла выскочит. При этом арабы – первые в рейтинге по учёбе в шведских университетах, а также лидируют среди хозяев нелегального бизнеса».
Справка:
Принадлежность супругов к разным религиям может усложнить брак. Недавние исследования (American Religious Identification Survey by the Graduate Center at City University of New York) показали, что около 22% супружеских пар принадлежат к разным религиям (христианин – нехристианин, христиане разных конфессий, верующий – неверующий). 16% супругов приняли веру своего супруга (поменяли свою религию).
А вот, скажем, парижане в полной мере ощутили все тонкости мусульманского мира: просто в центре Парижа мусульмане справляют свои религиозные нужды в три ряда. Наши арабы пока у нас только гостят, но сферы их влияния постоянно расширяются. Тем не менее парочку вопиющих случаев, связанных с их пребыванием на нашей земле, можно нарыть. Вспомнить хотя бы историю четырехлетней давности о развращении несовершеннолетних сумчанок одним из арабских бизнесменов. Спустя год арабские студенты избили одиннадцатилетнего мальчика. Сегодня таких уж громких историй нет, но владельцы кафе «Сахара» (выходцы из арабских стран) на своей летней площадке установили киоск и активно торгуют шаурмой. И это при том, что каких-либо разрешений на этот объект они не получали. Об этом заявил главный архитектор города Сумы Владимир БЫКОВ. Градостроители уже месяц обещают демонтировать это строение, но воплощать обещания в жизнь не спешат.