Александр Садовский. Художник-парадокс
Талант мастера проявляется в разных направлениях: мозаика, витражи, фрески, но выбрал он только одно – живопись
Известный сумской художник Александр САДОВСКИЙ — личность парадоксальная. Сумы он считает провинциальным городом, но уезжать отсюда не собирается. При знакомстве художник производит впечатление весельчака, на самом деле он — человек серьезный.
В Сумах Александр Васильевич выставок сейчас делает мало. Его приглашают в столицу, страны ближнего и дальнего зарубежья. Там работы художника получают высокую оценку, но он считает, что в творчестве всегда просматривается принадлежность к своему народу.
Александр Садовский родился 17 февраля 1951 г. в с. Мироновка, на юге Винницкой области. В 1974 г. поступил в Одесское государственное художественное училище им. М. Б. Грекова, которое с успехом окончил в 1978 г. В 1984 г. окончил Харьковский художественно-промышленный институт.
В 1993 г. стал преподавателем. Работал сначала в Сумском высшем училище искусств и культуры, а с 2002 г. — в Сумском государственном педагогическом университете, где преподает композицию, рисунок и живопись.
В 2001 г. был удостоен почетного звания заслуженного художника Украины. Признан «Человеком года» (2003 г.) по версии американского биографического общества «Кто есть кто».
Его работы хранятся в Сумском художественном музее, Одесском художественном музее, Бендерской картинной галерее (Молдова), Калининградской картинной галерее (Россия), Министерстве культуры Украины, в частных коллекциях стран Европы, Америки, Азии, Австралии.
Знак зодиака — Водолей
Любимый фильм — «Сталкер»
Книги — «Лісова пісня» Лесі Українки, произведения Льва Толстого, Ивана Бунина
Блюдо — все, что готовит жена
Напиток — зеленый чай, сок
Хобби — выращивание цветов
Географические нюансы
[q]r: Александр Васильевич, когда к Вам пришло увлечение искусством? [/q]
А.С.: С детства я рисовал, вернее, срисовывал. Написать натюрморт с натуры впервые попробовал в 23 года. Начал поздно, но увлекся серьезно. В училище, чтобы больше работать, экономил время за счет сна.
[q]r: Вы родились в Винницкой области, учились в Одессе, Харькове. С чем связаны переезды? [/q]
А.С.: Я задумывался только о том, где лучше будет работать. В молодости ездить с места на место было легко. По приглашению приехал в Сумы. Как монументалисту, да еще с моими амбициями, мне было здесь тяжело.
[q]r: Есть у Вас сейчас любимый город? [/q]
А.С.: Я поездил по миру. Очень нравятся Будапешт, Киев. Сумы для меня далеки от идеала, здесь мало радуются чужим успехам, и жить в этом городе бывает нелегко. Но это мне не мешает писать исторические места Сумщины. Да и уезжать отсюда я уже не собираюсь.
Учителя и ученики
[q]r: Кто из педагогов больше всего на Вас повлиял? [/q]
А.С.: Когда я учился в Харькове, у нас преподавал Евгений БЫКОВ, он научил меня композиции. Учился у народного художника Украины Александра ХМЕЛЬНИЦКОГО. Только став преподавателем, я понял, как им было сложно.
[q]r: Чем Вас привлекает преподавательская деятельность? [/q]
А.С.: Я начал преподавать, когда понял, что владею знаниями, которые могу передать тем, кто хочет их получить. Работаю уже около 15 лет.
[q]r: Студенты изменились? [/q]
А.С.: К сожалению, да. У большинства нет таких амбиций, которые были у нас. Многие приходят неготовыми к работе, считают, что студенческая жизнь — это только КВН и дискотеки. Сразу видно, кто работает над собой, а кто нет.
Творческая мастерская
[q]r: Ваша любимая тематика в живописи? [/q]
А.С.: Иногда обращаюсь к бытовым сюжетам, мистическим, историческим. Узкой направленности нет. Если раньше мне хотелось попробовать все техники и материалы, то сейчас занимаюсь только живописью.
[q]r: Можно сказать, что Вы нашли свое? [/q]
А.С.: Нет, я просто понял, что человеку отведено мало времени. Нужно выбрать одно и совершенствовать, а то ничего не успеешь.
[q]r: С какой целью Вы используете иронию в работах? [/q]
А.С.: Я много написал с иронией, даже с сарказмом. Когда остаешься наедине с холстом, включается подсознание. Всплывают характерные образы, которые хочется пародировать. Это очень увлекает.
[q]r: Как относитесь к мистике? [/q]
А.С.: В творчестве всегда есть нечто мистическое. Прежде всего, это соединение реальных и виртуальных линий. Самый яркий пример этому — «Лісова пісня» Леси Украинки.
[q]r: Что Вам дал непродолжительный период абстракции? [/q]
А.С.: Абстракцией я усиленно занимался более пяти лет. Так одержимо работал в этом плане, что начал видеть мир в пятнах, перестроился на линии. Но в определенный момент я стал повторяться, понял, что исчерпал себя. Но из абстрактного искусства я вышел более живописным, смелым.
[q]r: Вы участвовали в серии выставок, посвященных Малевичу. Эта тематика Вас увлекла? [/q]
А.С.: Это было в те годы, когда меня увлекало все. Ездил, куда звали. Хотелось найти что-то новое.
Критик — только жена
[q]r: Как относитесь к критике? [/q]
А.С.: Не очень хорошо. Дело в том, что трудно сказать, кто лучше критикует — профессионалы или люди с улицы. Мой критик — жена, хоть она и не художник, но вкус в себе уже выработала.
[q]r: Как отдыхаете от работы? [/q]
А.С.: Только во сне. А когда есть возможность, иду в мастерскую или просто хожу по городу и созерцаю.
[q]r: Какие планы на будущее? [/q]
А.С.: В планах — выставки. Сейчас зовут в разные страны, например, во Флоренцию и Японию.
[q]r: Ваши работы уже предварительно посмотрели? [/q]
А.С.: Да, японцы, например, считают, что в моих работах много недосказанного, поэтому они подойдут их соотечественникам по мировоззрению.
[q]r: Вы считает искусство живописи интернациональным? [/q]
А.С.: Нет, художник всегда вкладывает в работу частицу своего менталитета.