Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Пять вопросов бизнесу

213

Предприниматели и власть: кто работать будет?

Ирина Асанова
От редакции

Предприниматели составляют значительную часть населения нашего города. Отношения с властью, особенно городской, всегда у бизнеса складывались непросто и строились в основном в теневом режиме. Сегодня в городе — новая власть, которая декларирует совсем другие ценности; новый мэр Геннадий МИНАЕВ — сам в недавнем прошлом успешный бизнесмен и вроде бы должен как никто знать и понимать эту проблематику. А что ждут бизнесмены и предприниматели от новой власти, какие проблемы они считают первоочередными? Мы задали пять идентичных вопросов лидерам ассоциаций и общественных организаций, объединивших предпринимателей.

1. Нужен ли представитель от предпринимателей в новом составе исполкома? Если нужен, то зачем?
2. Кого вы видите наиболее оптимальным представителем?
3. Что вы включаете в понятие «развитие предпринимательства»?
4. Что вы лично и ваша организация сделали для развития предпринимательства в нашем городе?
5. Чего не удалось сделать и почему?

Валерий СОРОКИН

руководитель предприятия «Синтекс», один из создателей Ассоциации промышленников и предпринимателей:
1. Конечно, нужен. Предприниматели работают и влияют на наполнение бюджета примерно в той же степени, что и крупный бизнес. Учитывая самих предпринимателей и людей, которые на них работают, — это десятки тысяч человек. И если есть представители от крупного бизнеса, просто не может не быть представителей от малого бизнеса — у них и проблем на уровне города значительно больше.
Члену исполкома гораздо проще отстаивать интересы предпринимателей перед чиновниками — разговор идет на равных.

2. Я считаю, что и от среднего, и от малого бизнеса должен быть свой представитель, поскольку у них разные интересы и проблемы. Обязательно, чтобы это был человек именно из их среды. А вот в Совет предпринимателей при мэрии, по логике, должны входить руководители всех организаций, представляющих интересы предпринимателей, в том числе и по профессиональному признаку (Ассоциация автоперевозчиков, Гильдия рестораторов и т.п.). Они должны не только доносить до руководства города свои проблемы, но и выдвигать идеи и проекты.

3. Мы организуем встречи с руководителями областного уровня, это позволяет чиновнику и предпринимателю найти общий язык. Естественно, наша организация отстаивает интересы прежде всего членов Ассоциации.

4. Добавлены две штатные единицы в единый регистрационный офис, проведен конкурс на остановки, не допущено переведение 32 автопарковок в категорию платных, внесены существенные изменения в проект общественных слушаний, получено разрешение на открытие летних площадок к майским праздникам. И это далеко не все.

5. Не очень успешным было анкетирование предпринимателей. Поэтому не удалось скорректировать так, как хотелось бы, план работы городской власти по развитию предпринимательства. Думаю, дело здесь все-таки в пассивности большинства предпринимателей. Программа по развитию предпринимательства, я считаю, принята с нарушением установленных правил. Я не завидую нынешнему мэру: все настолько взбудоражены и ждут хорошей жизни уже завтра! Но разумные люди понимают: чтобы что-то изменить, нужно время.

Лариса ГУБСКАЯ

член Совета предпринимателей при Кабинете министров Украины, заместитель председателя Союза предпринимателей, малых и средних приватизированных предприятий:
1. Несомненно, нужен. Прошлый год нам показал, что многие вопросы, которые влияют на развитие малого и среднего бизнеса, должны обязательно курироваться на уровне первых лиц города. Это дает возможность видеть проблематику и выносить вопросы «вниз», в предпринимательскую среду. Член исполкома имеет возможность следить за прохождением документов от предпринимателей, которые не идут через разрешительный офис.

2. Представитель должен быть от малого и среднего бизнеса — не от крупного, который и так уже во власти представлен. Этот человек не должен иметь личного интереса, он должен быть принципиальным и решать не свои вопросы, а представлять всех предпринимателей. Важен опыт работы.

3. Кто мы сегодня? Торгаши? Это путь в никуда. Нужно создавать производства. Для малых предприятий должна быть очень простая процедура организации производства и схема прохождения документации. Только при таких условиях, а также при дифференцированном подходе к налогообложению через какой-то промежуток времени у нас разовьется средний бизнес, который во всем мире является основным создателем рабочих мест. Для организации таких производств, я считаю, городская власть должна предоставить предпринимателям площадки под застройку (на льготных условиях), возможно, бесплатно отдавать в пользование пустующие производственные площади (а их сегодня много), за деньги фонда развития предпринимательства нужно создавать соответствующие проекты. Нужно просто дать возможность нормально работать.

4. Самое главное — мы создали реально действующую организацию. Далее — законы, которые были приняты с нашим участием: по регуляторной политике, по разрешительной системе, по регистрации. Мы принимали активнейшее участие в создании единого офиса, организации круглых столов для общения предпринимателей и чиновников, фокус-групп по проблемным вопросам предпринимательства, проводили рейтинг «Предприниматель года». Нашей заслугой я считаю введение должности заместителя городского головы по вопросам предпринимательства и создание соответствующего управления (как в городе, так и в области).

5. Все-таки мы не смогли максимально объединить предпринимателей, но это проблема скорее политическая: не могут многие предприниматели абстрагироваться от политики и перейти к нормальной работе, основанной на экономических законах. Не заработал в полную силу разрешительный офис — это глобальная работа, рассчитанная не на один год. Мы не получили закона по упрощенной системе налогообложения, закона по контролю, закона о едином социальном взносе. В налоговом кодексе, проект которого недавно вынесен на обсуждение, снова не учтены пожелания предпринимателей, а сам Закон крайне запутан и имеет объем 483 страницы — для малого бизнеса это смертельный документ!

Светлана ИЧЕНСКАЯ

председатель Союза предпринимателей, арендаторов и собственников:
1. Представитель от предпринимателей в составе исполкома (неважно, нового или старого) должен быть. Нужен представитель от мелких предпринимателей-рыночников, их 7 тысяч — это по численности, практически, завод Фрунзе. Плюс к этому они дают работу наемным работникам.

2. Крупный бизнес в состоянии защитить себя, начиная с Верховной Рады. Поэтому, безусловно, это должен быть представитель мелкого и среднего бизнеса. Это должен быть человек, который постоянно вращается в предпринимательской среде.

3. Новый бизнес сегодня открывают не так много предпринимателей: мало у кого есть в наличии достаточно крупные средства. Кроме того, в городе большой дефицит нежилых помещений. Из-за этого мы имеем высокие цены на аренду и покупку таких помещений. Выход — постройка новых торговых центров для предоставления торговых площадей мелким предпринимателям. Но к таким зданиям предъявляются особые требования, и главное — они должны находиться на «проходном» месте. На окраинах необходимо развивать сферу услуг, маленькие кафе, но здесь должен быть дифференцированный подход к уплате единого налога — чем дальше от центра, тем сумма налога должна быть меньше.
Очень важно на уровне города стимулировать тех, кто от торговли переходит к производству, и привлекать сюда инвестиции. И необходимо обратить внимание на обучение предпринимателей.

4. Наш Союз 30 сентября получил «официальный развод» с Чайкиной. На этот момент членами нашей организации были 25 человек, сегодня их 604. Никогда за историю организации в ней не было столько действительных членов. Сюда приходят со своими проблемами, хозяйственными, юридическими вопросами.

5. Мы практически ничего не достигли в улучшении законодательства, в повышении эффективности упрощенной системы, хотя давали свои предложения. Еще один неразрешенный вопрос — какую пенсию будут получать сегодняшние предприниматели.
На местном уровне не решен вопрос с «коробочниками» и иногородними торговцами, торгующими вне территории рынков (часто перед входами в рынки), которые у нас забирают кусок хлеба, а торгуют непонятно на каком основании. Кроме этого, в нашем городе очень трудно работать с руководителями рынков: до выборов они были более податливые, после выборов стали гораздо жестче. Да и новая городская власть нас пока не слышит.

Клавдия НОВАК

секретарь Союза по защите прав предпринимателей Центрального рынка г. Сумы.
1. Учитывая, что нас, предпринимателей, в городе больше 10 тысяч, хотя бы один представитель от нас должен иметь тесный контакт с городскими властями.

2. Я думаю, что представлять интересы предпринимателей необходимо по профессиональному признаку: ведь автоперевозчики не в курсе проблем рыночников и наоборот. Один за всех, я считаю, ничего не решит.

3. Наша организация представляет предпринимателей Центрального рынка. Для того чтобы развивать здесь бизнес, предпринимателю нужно иметь собственное стационарное место на рынке, которое не зависит от Галаева, чтобы в любой момент никто не смог забрать это место. Это очень интересная идея, и ее можно осуществить — у нас есть реальные предложения. Полный переход на магазинную торговлю невозможен. Рынки были, есть и будут, потому что они обслуживают определенные слои населения — тех, кто не имеет много денег и хочет купить то же, что и в магазине, но дешевле.

4. У нас есть свои наработки, но пока не хотелось бы их оглашать.

5. Пока нам удается найти общий язык с администрацией рынка. Хотя есть одна «больная» проблема — узбеки, которые сейчас заполонили наш город (такое впечатление, что к нам съехалась вся Ферганская долина). Было на Центральном рынке место, где продавались дешевые продукты питания. Их убрали, сейчас здесь торгуют узбеки. Я попыталась проверить у них документы — нет документов! Кто и на каком основании дал им эти места? Почему для них нашлись места, а для нас не находятся? Отдельный вопрос — цены, по которым они торгуют: на оптовом рынке они покупают, например, кофточку за 15 грн. и у нас продают за те же 15 грн., рентабельность нулевая. Спрашивается: что же на самом деле они продают?