Реплика на очередную книжку Дмитрия Кудинова
Из интернета узнал о выходе новой книжки Дмитрия Кудинова «Сумские либералы в российском освободительном движении, 1901-1906 гг.: региональное измерение». В своей книжке ,,История прессы и журналистики” (с. 93) я привожу сведения о наличии политических партий в Сумах, ссылаясь на газету ,,Сумской голос”. Среди этих партий – РСДРП, СР (социал-революционеры), КД (конституционные демократы или партия народной свободы) и НС (народные социалисты). Трудно отнести эти партии к либеральным, разве что кроме кадетов. Какое отношение Антон Петрович Щербак со своей Крестьянской газетой и партией имеет отношение к либералам, я не знаю. Эта партия вошла в партию большевиков и прекратила своё существование. Со мной можно не соглашаться, но посмотрите ниже, кто такие либералы.
Общедоступная информация из интернета
Либерализм в России, возник как идеология в период кризиса феодально-крепостнического строя (конец 18 — 1-я половина 19 в.), сложился в общественно-политическое течение в годы революционной ситуации 1859—61 и Крестьянской реформы 1861, организовался в политические партии накануне и в ходе Революции 1905-07 в России. Играя значительную роль в общественном движении середины 19 – начала 20 вв., русский либерализм никогда не был решающей силой в политической борьбе. Находясь в оппозиции к самодержавию и стремясь к власти, он действовал преимущественно легальными средствами, постоянно колеблясь между правительством и революционным движением. Будучи слабее, нерешительнее, трусливее западноевропейского Л., он был умереннее в политических требованиях, терпимее к абсолютизму и более склонен к компромиссам с ним. Оппозиционность русского Л., возрастая в периоды революционного подъёма в стране, резко падала с получением от правительства незначительных уступок; при наступлении реакции дружественный нейтралитет Л. к революционерам сменялся попытками оправдать правительственные репрессии. Относительная прогрессивность русского Л. постепенно после 1861 убывала, а с 1905 он стал контрреволюционной силой.
Социальная база русского Л. была неоднородной; она включала буржуазию, помещиков, интеллигенцию. Носителем буржуазно-либеральной идеологии в России в 19 в. выступало, как правило, дворянство, сословие наиболее образованное, имеющее общественную трибуну в дворянских, а с 1864 — и в земских собраниях. Своеобразие русского Л. и его место в обществ.движении определялись социально-экономическими и политическими условиями развития России: запоздалой по сравнению со странами Западной Европы ликвидацией крепостного права; поздним, но бурным развитием капитализма; сохранением самодержавно-сословного строя и пережитков крепостничества; политической дряблостью русской буржуазии; значительным влиянием на общество более прогрессивных революционных идеологий (революционно-демократической, а затем социал-демократической) и наличием развитого революционного движения (разночинского и пролетарского).
Конец цитаты
В период 1903-1905 гг. на предприятиях Сум существовали политические кружки, которые называли себя социалистическими, но не принадлежали ни к одной партии. После событий 1905 года роль партии кадетов, несмотря на её переименование в партию Народной свободы, была сведена к нулю. Левые партии имели значительно больший успех при выборах в местные органы. Коституционно-демократическая партия (кадеты) организационно оформилась в 1905 г., была левым крылом российского либерализма. Близкими к ней были Партия демократических реформ, демократический Союз конституционалистов, Украинская либеральная партия, Польская прогрессивно-демократическая партия, Еврейская либеральная партия и др. Партия кадетов в Российской империи насчитывала 50-55 тыс. членов. В ее состав входил цвет русской интеллигенции, часть либерально настроенных помещиков, средняя городская буржуазия, служащие, врачи и др. В период революции 1905 – 1907 гг. в местных организациях было много представителей “социальных низов”. Лидеры – П.Н. Милюков, В.А. Маклаков, В.Д. Набоков, братья Долгорукие. Основные издания – “Речь”, “Вестник партии народной свободы”, программа предусматривала установление конституционной парламентской монархии, буржуазные свободы, 8-часовой рабочий день, право на стачки, профсоюзы, государственное страхование, свободу языков, вероисповедания, наделение малоземельных крестьян за счет государственных и отчужденной части помещичьих земель по рыночной цене.
Всех этих сумских либералов из кадетской партии мы находим в редакции газеты ,,Сумской голос”. Наиболее яркою личностью среди сумских кадетов был Григорий Линтварёв, который долго был губернским гласным и членом Первой Государственной Думы России. Либерализм закончил своё существование на исторической свалке российского монархизма. Сумские кадеты были очень не устойчивы в своем членстве. В революцию 1905 г. значительное количество помещиков пострадало от разбоев и грабежей и поэтому они резко меняли свои убеждения.
Пытаясь восстановить политическую власть в обществе было принято решение об изменении названия партии, но переименование в Партию народной свободы не добавило авторитета.
23 ноября 1917 года в Сумском уезде проходили выборы в Украинское учредительное собрание. Первое место взяли эсеры (59 065 голосов), большевики взяли 6 636 голосов и третье место, а Партия народной свободы получила только 4 624 голоса. Вот таким был авторитет этой партии.
Все мы помним либерала Щербаня. Он умудрился требовать акции даже у председателя областной организации своей партии Г. Дорошенко.
На митинге против Щербаня я пел собственную песню.
Либер, либер, либерал
Экономику украл,
Экономику украл,
Этот чудо либерал…
Мне кажется, что Кудинов еще в то время готовил эту книжку под либерала Щербаня, да что-то не сложилось. Да и те исследователи, на которых посылается Кудинов, тоже грешили любовью к Щербаню.
Либеральное движение России вот уже 100 лет спокойно спит на свалке истории. Стоило ли его трогать?