Кому театр, а кому «вешалка»
Я не большой специалист режиссерских тонкостей в плане раскрытия внутреннего мира героя через игру актера, но театр люблю и стараюсь, по мере возможности, не пропускать премьеры наших щепкинцев и гастроли заезжих коллективов.
Мы традиционно ходили всей семьей на «Новогоднюю сказку», которая шла во время новогодних каникул в нашем родном театре им. Щепкина. Моему сыну 8 лет, он инвалид детства, т.е. самостоятельно передвигаться не может. Каждый «выход в свет» (а в данном случае — в театр) — для него грандиознейшее событие. Он очень эмоциональный и любознательный ребенок, всегда с интересом и неподдельным восторгом следил за происходящим на сцене, а в этом году он не знал, как себя вести. Действие было просто неинтересным и до тупости надуманным и неестественным. Вплетенная в канву сюжета реклама «киндер-сюрприза» была так до пошлости нарочитой, что это стало понятно даже детям. Из театра мы вышли в смятенных чувствах. Что это было?
А недавно мы вместе с сыном делали школьное домашнее задание. В тетради были картинки и вопросы, посвященные театру. Один из вопросов, на который нужно было ответить, звучал так: «Какие спектакли ты смотрел и кто из героев тебе больше всего запомнился?» Мой ученик живо вспомнил все спектакли, на которых он был с четырех лет, но рассказать что-то вразумительное о последней постановке он не смог. Захочет ли он пойти еще раз в театр? Вот в чем вопрос.
Прочитав в одной из сумских газет ахательно-восторженную статью директора театра Анатолия Лещенко о планах коллектива и оду ОГА, подумалось: «Сказки венского леса». Рекламе щепкинцы уже научились, а вот игре… Лейтмотив выступления господина директора о том, что «удовольствие получат все», несколько обескураживает. Ведь как ни прискорбно, но в театр все не ходят. На рынок, в супермаркет, в кино — все, но в театр — увы! В школе в целях приобщения к великому искусству, водят классом, и не раз, но сколько потом бывших школяров в сознательные годы посещает чарующий и загадочный мир, «…где они — это мы и разрыв между нами не так уж велик». Помню, один из моих сокурсников по институту признался мне: зачем вообще нужна художественная литература, я вот, мол, за свою жизнь прочитал всего лишь две художественные книги и не глупее тебя. Я поинтересовался, какие это были книги, на что он ответил: «Фарбований Лис» и «Кайдашева сім’я». Тогда я рассмеялся и сказал: “”Фарбований Лис” не считается”. А сейчас, когда этот товарищ занимает довольно высокую должность в ОГА, которой поет хвалебные оды директор театра, мне уже несмешно.
Я представляю главного режиссера, который говорит актеру, вживающемуся в роль Отелло: «Ты должен ее так придушить, чтобы удовольствие получили все!»
Недавно, 9 февраля, у меня возникла дилемма: пойти на премьеру в театр им. Щепкина или на концерт в филармонию, где выступали органист М. Чичерин и камерный оркестр «Ренессанс». Я выбрал последнее и не ошибся. Два часа я наслаждался живой музыкой и прекрасной игрой замечательных музыкантов, а администрация не экономила на электричестве и площадях, а главное, мне никто не «втюривал» никакой рекламы, было просто искусство, по которому я уже порядком соскучился.