Футуризм и туризм
Один из туристических маршрутов презентовался как неиспользованная возможность
В субботу 20 октября группа сумчан и гостей города на двух микроавтобусах выехала в сторону Лебедина. Поездка была частью акции «Будетлянин Давид Бурлюк», которая началась в Сумах 18 октября. Цель — презентация туристического маршрута, названного «Давид Бурлюк».
Участвовали в поездке художники, искусствоведы, представители общественных организаций, журналисты. Но главное — по местам, связанным с именем футуриста-будетлянина, пропутешествовали его родственники — внучка Мери из США и племянница Яна из Чехии.
Помнят люди своего выдающегося предка и очень серьезно относятся к собственной родословной, к корням своим, которые остаются здесь, на Сумщине.
Первая остановка — Лебедин. Два музея — художественный и краеведческий — поражают богатством коллекций, неожиданным для райцентра. Экспозиция Лебединского художественного музея расположилась в восьми сравнительно больших комнатах, но при этом создается впечатление необыкновенной насыщенности. Живопись от XVIII в. до современной. Много портретов выдающихся людей, жизнь и деятельность которых так или иначе связана с Лебединщиной. То есть сразу — ненавязчивый урок истории.
В краеведческом музее особое внимание уделено таким личностям, как Гмыря и Рахманинов. Тоже лебединский след в мировой культуре.
Далее — ближе к Бурлюку. Вернее, к Бурлюкам, к большому казачьему роду, представители которого осели на Лебединщине около с. Рябушки. Здесь, в школе I-III ступени, есть свой краеведческий музей, где немало материалов, посвященных Давиду Бурлюку. Говорят, что в военные годы прошлого века школьники знали о нем больше, чем студенты-филологи из университетов.
В школьном музее есть плакат со словами Давида Бурлюка о том, что Украина — его родина и сам он — сын украинского народа. Значит, не может быть речи о провинциальном синдроме присвоения себе каких-либо величин мирового масштаба. Бурлюк сам считал эту землю своей.
От имений деда Бурлюка и его родителей не осталось ничего кроме красивых ландшафтов. Судьба хутора Семиротовка, где Давид Бурлюк родился, вообще трагична. Местный уроженец, сумской художник Иван Гапоченко рассказал, что поселение было уничтожено в два этапа. Сначала — раскулачивание и голодомор 1933 г. Потом, в 60-х, — блокада. Поселение было признано «неперспективным». В шею людей с хутора никто не гнал, но там закрыли магазин, отключили свет, и запустение пришло само собой. Хаты постепенно растащили, остались только холмы и лес…
Такой вот футуризм получается. Нужно сюда приезжать, привозить гостей и вспоминать о явлениях и событиях, связанных с этими местами.