«Над небом золотым есть город золотой…»
Наверное, в мире нет другой такой земли, как Земля обетованная, где время и пространство составили какую-то особую, не поддающуюся конкретному определению субстанцию, а слово «история» пишется с большой буквы. Где камни могут не только говорить, но и кричать. Где Бог в виде того или иного образа присутствует в сознании любого мыслящего человека.
Города Израиля имеют ярко выраженный характер. Недаром в обиходе поговорка «Пока Тель-Авив развлекается, Хайфа работает, а Иерусалим молится». Столицу Израиля как только не называют: Иерусалим, Ирашалем, Рушалимум, Шалем, Элия, что в переводе означает Святой город, Совершенный город, Город мира. Правда, войны за этот город мира шли беспрестанно. За три тысячи лет существования Иерусалим 36 раз переходил из рук в руки и трижды его стирали с лица земли.
Одной из причин начала Крестовых походов стал шок от разрушения храма Гроба Господня халифом эль-Хакимом. Однако госпожа История большая шутница: уже многие столетия ключи от храма Гроба Господня, который является одной их главных святынь христианского мира, хранятся в одной арабской семье, владеющей той самой святой землей, где расположен храм. По установившейся традиции глава этой семьи каждый день открывает и закрывает его двери.
Самую первую церковь Гроба Господня построил на месте казни Иисуса Христа первый христианский император Константин в 324 году в соответствии с решением Вселенского Никейского собора. Мать императора, Елена, проводила раскопки и обнаружила в полузасыпанном рву остатки нескольких деревянных крестов. Это дало ей повод объявить, что один из них — тот, на котором распяли Иисуса, а само место — Голгофа.
Паломники и туристы в сопровождении гидов идут тернистым путем Христа. Принято считать, что в Храм Гроба Господня, впрочем, как и в Иерусалим, не «входят», а «поднимаются». Это отношение, а потом и само семантическое понятие сформировалось еще в Средневековье, когда Иерусалим находился в центре внимания всего цивилизованного мира. В эпоху крестовых походов паломничество к храму Гроба Господня было равноценно восхождению на небеса.
Камень помазания.
Многие верят, что прикосновение к Камню и молитва излечивают от болезней
Споры по поводу истинного маршрута Крестного пути (или, как его еще называют, Виа Долороза) не утихают до сих пор. Надо сказать, что весь Крестный путь разбит на 14 остановок, часть из которых упомянута в Евангелии, а часть — нет. Первую попытку идентифицировать этот путь сделали монахи-францисканцы только в XVI веке. При этом улицы того времени совсем не совпадали с улицами периода жизни и смерти Иисуса. Поэтому единого мнения о тождественности Крестного пути нет.
Католики приняли версию своих собратьев-францисканцев, православная церковь лишь частично признает ныне существующую Виа Долороза, по которой якобы проходил Путь скорби, а некатолические церкви вообще не делают попыток установить точный маршрут Крестного пути.
Сегодня существует даже такое понятие, как «иерусалимский синдром», описанный в психиатрии. Это когда среди туристов и паломников возникает своего рода мини-эпидемия психического заболевания. Некоторые из них одеваются во все белое и представляют себя живущими в том времени — несколько тысячелетий назад. Другие идентифицируют себя с пророками, с Мессией, с библейскими персонажами. Врачи считают, что это результат крайней степени экзальтации, возникающей у глубоко верующего человека, который прикоснулся к реликвиям Святой земли. Кстати, более половины подвергающихся «иерусалимскому синдрому», — жители США.
Принято считать, что во дворе храма Гроба Господня находятся последние пять остановок Крестного пути Иисуса: десятая — четырнадцатая. Десятая остановка — на крыше храма. Как утверждают, именно тут римские солдаты разыграли в кости одежду осужденных на казнь.
Под капеллой, принадлежащей армянской общине, находится каменоломня, где был найден рабочими императрицы Елены крест. Ее так и называют — Капелла нахождения креста. В капелле глумления, который принадлежит уже православным грекам, есть так называемая колонна бичевания. Правда, от колонны, где бичевали Иисуса, остался только небольшой кусок столба. Следует сказать, что каждая из церквей в храме имеет свой кусочек Столба Бичевания, но все они не совпадают ни по материалу изготовления, ни по диаметру. Поэтому точно утверждать, какой из остатков столбов истинный, — никто не может.
Одиннадцатая и двенадцатая остановки находятся, соответственно, в римско-католической и греческо-православной капелле, которые расположены на вершине горы, где был распят Иисус. В помещения ведет лестница, т.е. туристы и паломники, идя дорогой Христа, действительно все время поднимаются вверх (символически — к небесам, к Богу). Стены капеллы украшены удивительной красоты мозаиками, изображающими процесс распятия Иисуса и скорбь Марии. Место, где, по преданию, был вкопан крест с распятым Иисусом, помечен серебряным знаком. Желающие прикоснуться к знаку могут сделать это, только став на колени.
Согласно древним иудейским обычаям, снятое с креста тело Иисуса обмыли благовонными маслами миро и алоэ. Тринадцатая остановка — это Камень помазания, на котором якобы его обмывали. Камень представляет собой большую плиту отполированного розового известняка. Считается, что Камень мироточит, поэтому на нем освящают крестики, иконы, а само миро набирают в ткань и увозят с собой: говорят, что оно излечивает от болезней. Следует сказать, что признается этот Камень помазания только католиками. Однако туристам нет дела до теологических разногласий, поэтому многие из них преклоняют колени перед Камнем.
Вообще, посетители храма представляют собой какую-то хаотичную мозаику. Здесь много истинно верующих, которые истово молятся и не обращают внимания на «броуновское движение» вокруг. Еще больше — любопытных и шумных посетителей.
Храм Гроба Господня.
Именно сюда в пасхальные дни стекаются паломники со всего мира
Слышна русская, английская, немецкая, японская речь, иврит. Среди этого столпотворения священники шести христианских конфессий проводят богослужения.
Последняя, четырнадцатая, остановка — это усыпальница, или гробница. Как ее только не называют: часовня ангела, капелла ангела, ротонда, кубукля, кувуклия. Гробница очень крошечная и состоит из двух частей. В центре первой части хранится обломок скалы, куда, по преданию, сел ангел. Второе помещение — это вырубленная в скале усыпальница размером 2×1,5 м, откуда Иисус вознесся на небо. Именно здесь, внутри, в ночь с субботу на воскресенье зажигается благодатный огонь.
На этом богослужении нет католиков. Еще со времен Средневековья они скептически относятся к чуду благодатного огня. Но и без них в храме негде ступить. Этого чуда ждут с нетерпением и страхом: а вдруг грехи человеческие переполнят чашу терпения Господа и благодатный огонь не сойдет? Но вновь и вновь, как много веков назад, свеча зажигается, и под сводами храма Гроба Господня раздается дружный возглас: «Христос воскрес!»
Потом в течение всего года посетители храма зажигают свечи от благодатного огня и везут их домой. В кувуклию выстраивается очередь из желающих поклониться святому месту. Так как внутри очень тесно, то пускают только по три человека. Распоряжается всем не священнослужитель, а светское лицо. «Церемониймейстер», строгий, в темном костюме, белой рубашке с галстуком и красной феске на голове, контролирует поток посетителей, используя для этого большой жезл с серебряным набалдашником. Если кто-то стал громко разговаривать, он предупреждающе постукивает жезлом по полу.
Кувуклия была дважды практически полностью разрушена — сначала пожаром, потом землетрясением. В начале прошлого века было принято решение о реконструкции кувуклии, однако из-за недостатка средств и разногласий между конфессиями, которым принадлежит храм, работы долго не начинались. Свою финансовую помощь, предложило израильское правительство, но она была отвергнута. Закончена была реконструкция только в 1997 году.
Первое упоминание об Иерусалиме встречается в египетских документах XIX в. до н.э. в заклятиях враждебных городов. Именно в Иерусалиме царь Соломон построил знаменитый храм — одно из семи чудес света. Иерусалим дал начало трем монотеистическим религиям: иудаизму, христианству, мусульманству. Главные святыни города — Храмовая гора, Стена Плача, храм Гроба Господня, мечети Эль-Акса и «Купол над скалой» — имеют мировое значение.