Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Как на ладони. В Сумах описали сети “Водоканала” (Фото)

2,254

На коммунальном предприятии «Горводоканал» созданы современные компьютерные карты системы водоснабжения и водоотведения, которые позволят быстрее ликвидировать аварии и возвращать воду в дома сумчан

Все сети нанесены на карту, при увеличении можно рассмотреть любую деталь. Начальник службы эксплуатации и развития КП «Горводоканал» Максим КРИВОМАЗ считает ее «живой», она ежедневно наполняется информацией и помогает в работе ремонтникам. Геоинформационные системы (ГИС) находятся на локальном сервере предприятия.

“В Сумах созданы геоинформационная система (ГИС) водоснабжения и ГИС водоотведения. Это два разных слоя, которые находятся в одном программном комплексе, в них можно работать параллельно. Каждый слой содержит информацию о любом элементе сети. В частности, нанесены чертежи всех колодцев и камер с фиксацией их технического состояния и фото с привязкой к местности. Были обследованы 15 тысяч колодцев, около 17 тысяч запорных устройств и более тысячи пожарных гидрантов. Если на момент обхода колодец не смогли открыть, он числится заасфальтированным или ненайденным. В процессе открываем, подымаем из-под асфальта эти колодцы и заносим по ним информацию. Мы заносим в ГИС все данные о проводящихся ремонтах и реконструкциях. Мастер после выполнения работ на объекте приходит к нам, показывает инженерам, что сделал, приносит схему выполнения работ, указывает использованные материалы, дату и приносит фотофиксацию сделанного.

Все объекты строительства передают водоканалу съемки с фотофиксацией всех колодцев, после сдачи объекта в эксплуатацию в ГИС заносят новые схемы

Например, слой «Аварии» содержит в себе все данные о порывах с момента внедрения этой программы. Указана дата аварии, характер и что сделали (установили хомут, заменили трубу), фото провала до, во время и после. Информация заносится вручную. Диспетчер не закроет акт по аварии, пока мастер не сдаст документы, так как надо постоянно вести статистику. Это нужно для отчетности и неободимо при реконструкции дорог и сетей. Нам часто из департамента инфраструктуры присылают запросы. Теперь нам не надо рыться в бумагах – открываем ГИС и смотрим: если на этом промежутке сети было 2-3 аварии, мы рекомендуем его под замену.

Чтобы не было так, что положат асфальт или плитку, а потом надо разрывать. Сейчас изначально спрашивают, в каком состоянии сети, а потом занимаются ремонтами. Сформированная база позволяет быстро и четко не только давать информацию о состоянии сетей, но и проводить различные расчеты и моделировать ситуации для поиска оптимальных решений”, – рассказывает Максим Кривомаз.

Как создавалась
r: В какой период создавалась карта?
М.К.: ГИС водоснабжения создавалась с апреля 2014-го по май 2016-го. Была взята вся имеющаяся бумажная информация по сетям, распечатана карта со схемой наших сетей, был сделан обход сетей с фотофиксацией и зарисовской схем каждого колодца. Потом мы эти бумажные зарисовки перенесли в программное обеспечение. Так сложилась единая карта. Сегодня мы за минуту можем просчитать гидравлику всего города, программа на 90-95% совпадает с реальным давлением в городе.
Система может показать, какой водозабор на какую часть города качает воду. Мы это знали, но теперь это можно увидеть. Можем моделировать переключение части города на один из водозаборов. Это полезно при отключении больших микрорайонов. Если Харьковская запитана от Токаревского водозабора, а нам там надо поменять трубу, то мы это моделируем, трубу перекрываем и открываем другую – вода подается с Пришибского водозабора. Это минимизирует отключение абонентов. Раньше это было сложно сделать. Только сторожилы знали это: иногда привозили пенсионеров, чтобы они показали, какую задвижку надо открыть или перекрыть.
Или возьмем реконструкцию сетей. Во времена Советского Союза все делалось с большим запасом – клали трубы больших диаметров. В этой программе мы просчитываем, можно ли санировать (поместить в старую трубу трубу меньшего диаметра), ухудшит ли это давление в сети и как этого избежать.
Или когда строятся большие жилые комплексы или мощности заводов. У заказчиков есть запросы насчет того, сколько воды они могут взять. В программе мы можем смоделировать ситуацию, нагрузить систему этим расходом и посмотреть картину. Если не ухудшается – даем разрешение, а если ухудшается – просчитываем мероприятия, чтобы этого не было (замена водопровода, установка подкачки и т.д.).

Денежные вопросы
r: Каковы источники финансирования разработки программы?
М.К.: Программа сделана за средства водоканала.

r: Сколько затрачено на ее создание?
М.К.: Затрудняюсь сказать. Покупались лицензии и программное обеспечение. Это было давно. Я был исполнителем и финансовой стороны не касался. Водоканал давал информацию, а ГИС для нас по договору делала компания из Харькова. Они ее разработали, вывели в рабочий режим, провели обучение. Сегодня два инженера вплотную занимаются только этой программой. У них с самого утра человек пять в очереди стоят, чтобы посмотреть, куда ехать и что делать. Купили всем нашим мастерам планшеты. Теперь они на месте онлайн могут посмотреть все необходимую информацию о том, что у них под ногами. Видят, что и где нужно отключать. Это существенная экономия ресурсов. Раньше как было: приехали, посмотрели, ага – порыв, сели на ЗИЛ 131, который ест 30 л соляры, вернулись назад, взяли схему, нашли объект, обратно поехали, а в это время люди были отключены от воды, продолжались утечки. Теперь это все сократилось до минимума. Выехала аварийная бригада, увидели, что есть порыв. Посмотрели на карте, где проще отключить и как можно меньший участок.
Диспетчер зашел в программу, отключил этот участок, увидел, какие дома попали под отключение, и оперативно распространил информацию.

Есть чем гордиться
r: Насколько сумская ГИС уникальна или подобные есть у всех?
М.К.: Считаю, что у нас лучшая в Украине. С такими же возможностями, как у нас – в Ровно. В Харькове попроще, есть ГИС в Конотопе и Ильичевске. Только разрабатывается в Киеве, частично есть в Борисполе. Все знают, что у нас она очень продвинутая, поэтому ездят смотреть. К нам приезжали из Беларуси, собираются приехать из Грузии. Из Мариуполя приезжали вместе с представителями ООН, хотят такую же делать.

r: Благодаря чему она у вас продвинутая?
М.К.: Щепетильно относились к данным. Программа живая, нужно каждый день с ней работать и вносить данные. Если этого не делать, она умрет и останется обычной схемой. Это рабочая система для водоканала. После ее разработки был дан ряд рекомендаций для улучшения работы системы. Без капитальных финансовых вложений: перезонирование, перекрытие или открытие задвижек, регулировка давления позволили улучшить качество услуг. У нас исчезли «тупиковые» зоны. Фактически процентов на 80 отпали абоненты, у которых было слабое давление в сетях. Мы это все увидели и исправили. Где-то забыли открыть задвижку, или она нашлась, где-то заменили часть трубы. Это не такие большие вложения. Люди годами страдали, потом звонили и благодарили за то, что у них никогда раньше не было такого давления или чистой воды.

По данным КП «Горводоканал», на создание ГИС потрачено 3,453 млн грн., в том числе на ГИС водоснабжения – 1,55 млн грн., на ГИС водоотведения – 1,903 млн грн.

r: ГИС по водоотведению чем-то отличается?
М.К.: Бассейнов канализационных насосных станций раньше никто не знал, теперь мы можем их видеть. По канализации было мало схем. Сегодня видим стоки по каждой из КНС и какой бассейн она обслуживает. Можем просчитывать замену, санацию, какие-то переключения, перекачку в случае аварии. Видим информацию по диаметрам сетей, частично – материалы. Занесена вся бухгалтерская информация: год прокладки, диаметры труб, протяженность. Но это сделано на 10%.
Карта готова, но после того как сотрудники поняли ее возможности, задач становится все больше. Стараемся наполнять ее информацией по максимуму. Сейчас будем прорисовывать все кабельные линии, которые идут к нашим объектам, чтобы было легче согласовывать разрытия.

Статистика и учет
r: Какае данные по системе занесены в компьютер?
Р.К.: По воде – около 15 тысяч колодцев, включая частные, и порядка 730 км сетей. По канализации – 17 тысяч стоков и 470 км сетей.

r: О дистанционной передаче данных пока речь не идет?
М.К.: Водоканал начинает автоматизацию, диспетчеризацию процессов. На насосных станциях, станциях второго и третьего подъема, водозаборах будут установлены датчики давления. На диспетчерский пункт будут передаваться данные. Фактически порыв можно будет видеть, если произойдет резкое снижение давления.
Пока мы заняты энергосбережением. Ежегодно меняем старое оборудование и стараемся ставить менее энергозатратное. А к нему нужно еще много дополнительной электроники.

r: Какой сегодня расход воды? Когда-то было больше 100 тыс. кубов, а сейчас меньше. Почему?
М.К.: В советские времена работали огромные заводы, которым было дешевле брать нашу воду, чем качать техническую. Подъем там был больше 100 тысяч. Сегодня среднесуточный – около 50 тыс. Летом чуть больше.
Расчетная мощность установлена с тройным запасом. Раньше и давление давали 10 атмосфер, а сейчас столько не нужно, потому что воды меньше берут.
При том давлении, которое было, главный инженер вспоминает, что дома не ночевал: был на порывах. Мы отрегулировали оптимальное давление, чтобы сети не рвались и чтобы у людей было достаточно воды в кране.

r: А скважины на карте указаны?
Р.К.: Все 32 рабочие скважины нанесены на карту. Качаем артезианскую воду из глубоководных скважин, мелкие закрыты, так как по анализу не проходят. Во времена СССР они работали, но после того как стоками частного сектора загрязнен верний грунт, они закрыты. У нас нехватка скважин, работаем по максимуму. По-хорошему нужно раз в год бурить скважину для надежности. В последнее время пробурили скважину на Пришибе. Вода хорошая, благодваря ей район Химгородка вздохнул. Разрабатываются проекты, но на строительство пока денег нет.

Если авария
r: Кто должен ремонтировать сети?
М.К.: Есть разные ситуации. Есть уличные сети, которые не стоят на нашем балансе. До вреза в здание мы обслуживаем только жилые дома. Юрлица ремонтируют те сети, которые у них на балансе. При подписании договора с водоканалом обычно составляется схема балансового разграничения. За порывы, которые происходят на трубопроводе юрлица, отвечает это юрлицо. Они должны обслуживать сеть, проводить профилактические работы и в случае порыва ремонтировать.

r: Если частник ремонтировал, он должен вам предоставить документы?
М.К.: Мы ведем учет своих ремонтов на сетях.

r: Сколько городских сетей не находятся на вашем балансе?
М.К.: Сложно сказать. Полного балансового разграничения на сегодня нет. Сети нанесены, но не всегда видно, чьи они. Картина по бесхозным сетям будет видна после инвентаризации. Тогда будем решать с горсоветом, как их брать на баланс.
Карта на 100% готова в плане схемы, в плане балансового разделения – до 20%.

Инна Стасова,
“Панорама” №45-2018