Они выбрали стабильность
Узбекистан «проголосовал» за нового президента
Смерть президента Узбекистана Ислама КАРИМОВА давала стране шанс изменить путь развития, по которой он идет последние 25 лет. Использует ли его новый президент страны Шавкат МИРЗИЁЕВ – большой вопрос.
Президентские «выборы» в Узбекистане прошли 4 декабря, в результате новым президентом стал бессменный на протяжении 15 лет премьер-министр страны и исполнявший обязанности президента Шавкат Мирзиёев. Слово «выборы» в этом случае недаром взято в кавычки – никакого выбора у граждан Узбекистана не было. Конечно, формальности были соблюдены – на пост президента, кроме Мирзиёева, претендовали еще три кандидата: Хотамжон КЕТМОНОВ, Нариман УМАРОВ и Сарвар ОТАМУРАТОВ. Они возглавляют три «карманные» партии, созданные в свое время по прямому указанию покойного президента Ислама Каримова, чтобы убедить мировое сообщество, что и в Узбекистане «есть демократия». Вместе «оппозиционеры» не набрали и 10% голосов, тогда как Мирзиёева поддержали 88% избирателей. Формально особых нарушений не было – просто гражданам заранее «довели мнение», что нужно голосовать за и.о. президента, они и проголосовали. Ведь Узбекистан остается авторитарной страной – там действуют десятки ограничений для граждан «а-ля СССР», которые многим покажутся абсурдными, но в то же время идеальны для контроля государства за гражданином. Так, без разрешения властей нельзя свободно выехать из страны – необходимо получить выездную визу. Любой, кто меняет валюту не в госбанке (а там ее купить невозможно), при желании властей может получить реальный тюремный срок. Про всевластие в стране Службы национальной безопасности (СНБ) и ее руководителя Рустама ИНОЯТОВА и говорить не стоит.
Кстати, многие эксперты считали, что г-н Иноятов после смерти Ислама Каримова захочет выйти из тени и будет претендовать на место президента. Но они ошиблись – руководитель СНБ предпочел остаться «серым кардиналом» Узбекистана и, как прежде, влиять на процессы в стране из-за кулис. Скорее всего, именно он сыграл решающую роль в том, чтобы убедить различные узбекские кланы не начинать междоусобную борьбу за высшую должность в стране, а сохранить статус-кво и согласиться на власть Мирзиёева как «преемника» Ислама Каримова. Настоящих преемников усопший так и не назначил, а его родственники давно выведены за рамки политики. Старшая дочь, экс-миллиардерша Гульнара КАРИМОВА, уже четвертый год находится под бессрочным «домашним арестом»; ее сын, Ислам КАРИМОВ-младший, проживает в эмиграции в Лондоне, а родственники второй дочери, Лейлы КАРИМОВОЙ, уже попали под прессинг СНБ.
Что ждет Узбекистан с новым президентом? Многие ожидают от Шавката Мирзиёева определенной оттепели как в политике, так и в экономике. Определенные признаки этого во время избирательной кампании вроде бы появились. Так, перед самыми выборами был освобожден просидевший в тюрьме 23 года политзаключенный Самандар КУКАНОВ, который считался «личным узником» Каримова. Открылась личная е-приемная Мирзиёева, куда граждане могут обратиться с любой просьбой. Началось обсуждение вопроса отмены въездных виз и нового валютного законодательства. Очевидно потепление и на международной арене – возобновлены контакты с Таджикистаном, Кыргызстаном и Турцией. Кстати, многие эксперты считают, что президент Мирзиёев будет проводить более пророссийскую политику, чем его предшественник. Ведь он дружен с одним из российских олигархов, миллиардером и узбеком по происхождению Алишером УСМАНОВЫМ, богатство которого, в свою очередь, зависит от воли президента РФ Владимира ПУТИНА.
Фото:
Тень Каримова. Шавкат МИРЗИЁЕВ 15 лет был ближайшим соратником Ислама Каримова, поэтому решительных реформ в стране от него ждать не стоит
Сергей Бондаренко, “Панорама” № 50