Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

1150 лет Древней Руси, или Очередная попытка исторически объединить Россию, Украину и Беларусь

150

Россияне, узнавшие об инициативе масштабного празднования юбилея древнерусской государственности, отнеслись к ней по-разному. Некоторые даже с сатирической издевкой. Не взирая на опубликованный 5 марта указ Путина о подготовке к новому празднику.

Но собравшиеся днями в Москве представители большой политики, общественных организаций, академических кругов России, Украины и Белоруссии, предложили рассматривать данную инициативу чрезвычайно серьезно.

Чего будем гулять?

На международном круглом столе, явившимся неким прообразом инициативной группы, отмечали, что согласно летописной «Повести временных лет», появление первого восточнославянского государства – общей колыбели России, Украины и Белоруссии – датируется 862 годом. То есть в следующем году государственности стукнет 1150 лет.

Именно тогда, после очередной междуусобицы, наши предки сообщили, что: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». После чего, как пишет летописец, Рюрик сел в Новгороде, Синеус – на Белоозере, а Трувор – в Изборске.

Как оказалось, до октября 1917 года эта памятная дата широко отмечалась. Празднования проводились 8 сентября, в день Рождества Пресвятой Богородицы. С особенным размахом юбилей прошел в 1862 году, когда в Великом Новгороде был открыт известный памятник Тысячелетия России, состоялся военный парад. Торжества продолжались три дня.

Сегодня этот праздник предлагается воссоздать, но зачем?

«Это не наша воля, это наш Крест!»

Так и только так объяснили необходимость празднования «древнерусской годовщины» собравшиеся в Москве. О побуждении (но не принуждении) необходимости празднования говорили на встрече очень многие. Действительно, событие такого уровня – является уникальным для мировой истории, ведь проецируя его на современный мир, можно провести параллели с империей Карла Великого, которая «трансформировалась» в Европейский Союз, а Древняя Русь вполне может стать новым интеграционным центром, объединившим не только славянские земли и народы, но и соседей, как это уже было в период Российской империи и СССР.

Праздник объединения – таким должен быть главный месседж события. Главными на нем должны быть те, кто имеет «авторское право» идеи государственности – наследники кривичей, полян, деревлян, мери, муромы и других. Праздник должен изобиловать символическим наполнением.

При этом увлекаться помпезностью очередного шоу не просто не стоит, этого нельзя делать в принципе. Надеясь и уповая на выдуманную политику прагматизма, Россия разучилась проводить политику символов, на которой основаны идеологии государственных систем. Древняя Русь – как символ реального единства вполне могла стать базой некой особенной доктрины, доктрины славянского единства.
Ни единством единым…

О славянском единстве, точнее о трещинах и даже разломах в нем тоже нельзя забывать. За символами единства сегодня скрывается его «чисто символичность». Примером этого выступает современная Украина, западная часть которой, несомненно считает себя частью мира иного, мира без русских, малороссов и белорусов. Нюансы внутриполитических решений и действий украинских властей не могут служить даже намеком на реальное движение к восстановлению «единства и братства».

За рукопожатиями и объятиями, «вроде своего» Президента Виктора Януковича стоят продолжающаяся мягкая дискриминация русского языка, война с памятниками, фальсификация истории, фашистские марши в Харькове и разрешение проводить натовские учения Си-Бриз в Крыму. Так что, без политизации этого праздника, как минимум на Украине, просто не обойтись, и это без того, что уже 20 лет украинцам вбивают в голову, что именно они изобрели колесо, земледелие и ЭВМ, не говоря о древнерусской государственности, а то что собираются праздновать, есть государственность не «древнерусская», а исключительно «древнеукраинская».

Безо всякого сомнения на подготовительную часть возможного праздника повлияет и словесный демарш «бацьки» Лукашенко в адрес Януковича и официального Киева, «променявших» его на господина Баррозу на траурных чернобыльских мероприятиях.

С другой стороны, политизация имеет и обратную сторону. Так сказать – европейскую. И это тоже отмечалось на встрече. Основываясь на цивилизационном значении создания Древней Руси, народы Украины, Белоруссии и России должны приблизить себя к Европе, которая все больше в нас нуждается. Кроме того, определенный ракурс концепции праздника может содействовать диалогу того же официального Минска с представителями белорусской культурной оппозиции и к укреплению гражданского мира. Не исключено, что критичная Европа «останется довольной» этим ракурсом и в отношении Украины и России.

Идеология праздника

И все же главным вопросом, повисшим над инициативой, остается вопрос «Для чего все это?». Искать смыслы – вот что необходимо сегодня для обоснования необходимости праздновать и качественного празднования этой даты. Сможем ли мы, реконструируя прошлое, реконструировать и будущее? И не будет ли празднование однобоким?

Важной частью подготовки должно стать недопущение «приватизации» праздника. Историческая взаимность через «общее легендарное», даже сегодня может не только укрепить сознание, но и ответить контрударам всем попыткам продолжения нашего раскола и расслаивания. В этом отношении чрезвычайно важно трепетное отношение к термину «Русская земля», который зафиксировал автор «Повести временных лет». Он будет «елеем по ушам» сторонникам теории «триединого народа», но еще есть и реалии современности, с которыми не считаться нельзя.

В этом отношении целесообразнее «раскручивать» общее культурное пространство, существующее де-факто, которое может стать и общим информационным пространством. Масштабность предлагаемого проекта выводит его в плоскость межгосударственных отношений, а потому главной задачей было определено создание Международного Оргкомитета, который должен взаимодействовать с профильными парламентскими комитетами трех стран, а главным событием – неформальный саммит глав государств России, Украины и Белоруссии.

О варягах, и чуди

Примечательно, что еще одной проблемой стало больше после реплики одного из представителей «большой науки»: «Меня волнует один вопрос – будем ли мы призывать варягов?».

Действительно, можно быть ортодоксальным сторонником норманнской теории, или «горой стоять» за теорию Ломоносова, но роль северно-европейского фактора в формировании государственности отрицать нельзя. Но признавая дату приглашения варягов, мы непременно сегодня отодвигаем на задний план самого Ломоносова, причем в годе его юбилея и даем повод ортодоксальным славянофилам подвергнуть дату (а следовательно, и юбилей) резкой критике. И в то же время что делать с проявлениями государственности (также зафиксированными историческими источниками) до Рюриковичей? Здесь должно быть слово археологов и историков. Важно определить, что они будут доказывать – наше единство или точную дату создания государственности.

Равно, как и «варяжский вопрос» нельзя игнорировать и «историческое присутствие» в событиях тех лет народа чудь, которые были предками современных эстонцев. С одной стороны присутствие чуди в той давней истории – это факт, с другой же – мало кто будет сомневаться, что нынешние прибалты возгорят желанием искренне отмечать государственность тех же русских. Скорее, к множеству их исторических теорий о первенстве появится еще одна – «как эстонцы на Русь государственность принесли».

Неизвестно, хорошо ли – плохо ли, но в случае прецедента в историю могут вмешаться и поляки, и мадьяры, и аланы (осетины) и даже караимы, считающие себя потомками хазар. Тогда юбилей приобретет иную окраску, какую, порка не знает никто.

О конкретном

Проблем, действительно, пока гораздо больше, нежели положительных решений и предложений. Однозначно подготовку к празднику будут делить по научно-историческому, общественно-политическому, информационному секторам. Присутствие на «круглом столе» большого количества ученых мужей и дам, свидетельствует, что здесь стратегия выработана. Историки обратили внимание, что со стороны исторической и археологической науки реакцией на праздник должны стать серьезные публикации и книги, работа с историческими памятниками и музейная экспансия. Первой из выставок будет экспозиция Государственного Исторического музея «Трезубец и Крест».

Звучали предложения найти пересечения с другими праздниками 2012 года – юбилеем изгнания из Москвы поляков (1612) и Отечественной войны 1812 года, которые стали проявлением единства русских, малороссов и белорусов.

Одной из целевых аудиторий, на которых будет ориентироваться праздник и подготовка к нему, станет молодежь, которую попытаются привлечь совместными археологическими раскопками студентов трех стран, научными конференциями, конкурсами и соревнованиями, автопробегом и исторической реконструкцией похода «из варяг в греки». Инициатива пошла в массы, теперь будем ждать результаты.

Виктор Шестаков, специально для «Фразы»

http://www.fraza.ua/