Виктор Звагельский. Историческая мораль
Виктор Звагельский о «шароварщине», «черной» археологии и истории вне политики
Виктор ЗВАГЕЛЬСКИЙ — историк, известный в городе и области. Он — организатор Региональной научно-исследовательской лаборатории-центра исторического краеведения при Сумском государственном университете, основатель и редактор журнала истории и культуры Украины «Сумська старовина» и увлеченный археолог.
Виктор Борисович Звагельский родился в Сумах 22 декабря 1955 г. Получил филологическое и историческое образование. 15 лет работал на телевидении, пройдя путь от слесаря до старшего редактора. В эфир вышло около 700 его сюжетов. В местные газеты одним из первых начал давать материалы о Харитоненко, Терещенко, Калнышевском.
Открыл два древнерусских поселения — в Конотопе и Кролевце. Почетный гражданин г. Путивля. Возглавляет Региональную научно-исследовательскую лабораторию-центр исторического краеведения Сумского государственного университета.
Воспитал двух дочерей (старшая –- врач, младшая — педагог), есть внук.
Домашнее животное — нет
Любимые произведения — «Слово о полку Игореве», Фенимор Купер, Теодор Драйзер, новеллы Олеся Гончара, исторические романы Павла Загребельного
Поэты — Маяковский, Есенин
Фильмы — «Семнадцать мгновений весны», «Любовь и голуби», «Война и мир», «Овод»
Блюдо — зеленый борщ, плов собственного приготовления по среднеазиатскому рецепту
Напиток — кофе
Знак зодиака — Козерог
[q]r: Виктор Борисович, Вы, как коренной сумчанин, смогли бы жить в другом городе? [/q]
В.З.: С трудом. Хотя у нас уйма минусов. Для меня, как историка, город — это не только деревья и цветы. Я смотрю сквозь время не на легенды, а на четкие образы людей. Здесь я что-то знаю и представляю.
[q]r: Что Вам дало филологическое образование? [/q]
В.З.: Я врос в Русь именно через филологию, с помощью «Слова о полку Игореве». Сейчас я историк, окончил докторантуру, заканчиваю диссертацию. Настоящий историк, особенно тот, который занимается Средневековьем, обязан знать и историю, и археологию, и филологию. Невозможно изучать историю по одним документам — нужно видеть землю и знать литературу. Именно последняя помогает понять менталитет.
Мои коллеги иногда в шутку разговаривают между собой на древнерусском языке, там много интересных оборотов.
Сначала — «Слово…»
[q]r: Как Вы считаете, «Слово о полку Игореве» может быть когда-нибудь изучено полностью? [/q]
В.З.: Любое великое произведение не может быть изучено до конца, т.к. мы не знаем, какой смысл автор вкладывал в него. В «Слове…» чуть ли не каждую фразу можно трактовать в двух-трех смыслах. Это настоящая поэзия, которая мыслит образами. Дает о себе знать и разница в 800 лет, мы в это произведение привносим что-то свое.
[q]r: Когда у Вас проснулся интерес к истории? [/q]
В.З.: С самого детства. В роду у меня есть филологи. В десятом классе я собрал деньги на спортивный велосипед, объездил на нем все селища и городища в округе, которые знал из литературы. Поступил учиться на филологический, потому что жил тогда в Средней Азии, где не было истфака.
Обидно, досадно
[q]r: Вам, как историку, бывает обидно за то, что происходит в нашем городе? [/q]
В.З.: Да, и я об этом не молчу. Город теряет лицо. Например, за прошлый год в трех местах подрезан средневековый вал. С позиции закона это правильно, а с позиции эстетики — нет. Вал — визуальный памятник, а красота законодательно не защищена.
[q]r: А в области с этим как? [/q]
В.З.: Просто катастрофа. Уничтожаются курганы и городища. Украина занимает одно из первых мест в мире по «черной» археологии. Письменная история человечества — это 6,5–7 тыс. лет, а вся история — 3 млн.
[q]r: Как относитесь к преподаванию истории в школе и вузе? [/q]
В.З.: История преподается однобоко. Такое впечатление, что она началась с «шаровар», это называется «квасной патриотизм». Блистательное Скифское царство, Киевская Русь занимают три минуты в программах средней школы и минуту — в высшей.
[q]r: Какие последствия это может иметь? [/q]
В.З.: Отсюда вырастают «безбатченки», главная цель которых — взять больше у родины и уехать. Да и сам Болонский процесс настроен на то, что мы готовим кадры для Запада, а не для себя.
Вопрос имени
[q]r: Как относитесь к переименованию улиц? [/q]
В.З.: У меня по этому поводу четкая позиция: во-первых, изменения должны быть минимальны, во-вторых, если есть явное несоответствие историческим реалиям, не называть именами новых политических деятелей, а возвращать старые названия. Как можно меньше политики. Лучше называть именами спортсменов или ученых — у нас есть кем гордиться. Я считаю ненормальным то, что во Львове ул. Лермонтова переименовывают в ул. Дудаева. У нас тоже есть перегибы — например, сквер Памяти жертв голодомора.
[q]r: Каково Ваше отношение к названиям микрорайонов? [/q]
В.З.: Для меня названия 9 и 10 микрорайонов — как названия лагерей или бараков в зоне. Есть великолепное старое название этой территории — Гусинцы. У многих оно ассоциируется с гусями, на самом же деле здесь раньше проходила дорога — «гостинец». Отсюда и название местности. Если посмотреть на карты, этому названию уже 200 лет.
Личные предпочтения
[q]r: Ваши любимые города в области? [/q]
В.З.: Путивль и Ахтырка. Они очень разные, но в археологии есть такое понятие — «теплые». Именно эти города я отношу к таким. Особый колорит этих мест составляет диалект.
[q]r: Как любите проводить отпуск? [/q]
В.З.: В настоящем отпуске я был в последний раз в 1986 г. Обычно совмещаю отдых и работу, занимаясь археологическими раскопками в Путивле, Среднем Посеймье и Конотопе. Там есть неисследованные, очень красивые места, где я чувствую себя комфортно в психологическом, моральном и научном планах. Археология — это не только исследования, но и палатки, костры, гитары, марш-броски. Мой личный рекорд — 32 км в день с рюкзаком весом 20 кг.