Корни и стебли моего прошлого
Четвертая персональная выставка под интригующим названием Selva oscura члена Национального союза художников Украины, доцента Украинской академии банковского дела Сергея ПОБОЖИЯ открылась в галерее искусств «Академическая».
Работы объединены в единый философский цикл и написаны в технике пастели. Тут автор удачно нашел свой стиль, музыкальный ритм и движение линий. Он выстроил цельную, концептуально-знаковую структуру экспозиционного ряда, кульминационным центром в котором выступает одинокий сумрачный лес («листатий ліc») художника.
Название выставки («Сумрачный лес»), как и название одноименной работы, автор позаимствовал у Данте Алигьери из «Божественной комедии». Ее идея перекликается с настроениями Максимилиана Волошина, выраженными поэтом в сборнике Selva oscura. По-своему переосмыслив мысль Данте, поэт увидел, что «все явленья — Знаки»… А сумской художник выстроил свою знаковую систему в последовательную связь: Земля-Дерево-Лес. Они для него — суть актуальные символы.
Земля в пастелях Сергея Побожия занимает большую часть композиции. В «Семиротовских ритмах» (2008) и в «Качановке. Тропинка в прошлое» (2004) видим зигзагообразные шелковые ленты. Они, словно пути, уводят в глубь работы. Другая композиция, навеянная автору терцинами Данте, соединила три стихии: землю, дерево и лес. Вода, земля и небо с птицей — то необходимое, что подчеркивает основной символ произведения — образ дерева. Но в каждой работе он решен по-разному. Так, в пастели «Путивль. Вечером» (2003) кроны напоминают горящий язык пламени, а в композиции «Куличанский пейзаж» (2003) деревья — загадочные структуры.
«Корни и стебли моего прошлого» (2003) — ключевая работа на выставке. Ее название взято художником из рассказа И.Бунина «Роза Иерихона». В ней я увидела дерево как ось Вселенной с разросшейся корневой системой, буквально вырванной автором из земли. Смело срезанный ствол дает возможность зрителю самому домыслить его верхушку, символизирующую путь в будущее. На мой взгляд, из этого дерева и вырос «сумрачный лес» автора. Но хочется надеяться, что в будущем его крона, устремленная ввысь, будет освещена солнцем.