Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

ЖЭК-ПОТРОШИТЕЛЬ-2, или Капризы ЖЭКов за деньги жильцов

206

Горожане продолжают скидываться на зарплату сотрудникам ЖЭКов, получая при этом минимум услуг сомнительного качества, но платят за это в 3,5 раза больше

Инна Стасова

После того как в 2004 г. наше издание опубликовало статью «ЖЭК-потрошитель» (№16 от 21 апреля 2004 г.) практически ничего не изменилось. Качество услуг не удовлетворяет потребителей, деньги за это надо платить немалые, но при этом руководители обслуживающих организаций считают, что люди безропотно будут терпеть эту ситуацию. Намерения городских властей объявить новый конкурс на обслуживание жилья они воспринимают как личное оскорбление. Между тем все прекрасно понимают, что так дальше продолжаться не может.

По данным мэрии, на обслуживании 17 частных ЖЭКов находятся 1537 домов коммунальной собственности, 109 жилищно-строительных кооперативов. В городе 81884 квартир, 198584 жильцов и 3921 тыс. кв. м жилья. Подчеркнем: это данные, полученные из мэрии. Когда же мы решили вспомнить элементарные математические правила сложения, вычитания, умножения и деления, получилось, что ЭО (эксплуатирующие организации) обслуживают 1649 домов и 4129247 кв. м жилой площади. В месяц каждый из нас платит квартплату в среднем 0,764 грн. за кв. м.

Обслуживающие жилье предприятия, по приблизительным подсчетам, получают в виде квартплаты ежемесячно минимум (!) 3,155 млн. грн. За такие деньги наше жилье не должно выглядеть так, как оно выглядит. Даже жалкие развалюхи платят ЖЭКу.

Жители вносят квартплату на протяжении десятилетий, а в ответ получают дворника, недовольство паспортистки, справку в обмен на подписанный договор и сантехника за дополнительную плату. Почему же наши дома находятся в столь плачевном состоянии? Директора и учредители ЖЭКов не считают обслуживание жилья бизнесом. Мол, прибыли не приносит. Вериться с трудом. Тем более что за последние десять лет кто-то умный «переформатировал» 7 коммунальных ПЖРЭУ в 17 частных и никто из них с рынка не ушел. Наоборот, обрастают штатом и базами, а жилой фонд «кака была, кака есть».

Каждый из нас как минимум раз в месяц задумывается над тем, за что он платит немалые деньги. Классический случай: верхи (ЖЭКи) не могут (нормально обслуживать жилье), низы (население) — не хотят (платить за такое ТАКИЕ деньги). Поэтому возникают классические и актуальные вопросы: что делать и кто виноват?

Не так давно состоялось заседание исполкома, на котором каждая из обслуживающих организаций предоставила данные о полученной квартплате и ее расходовании. Занимательная, мы вам скажем, информация, тем более что в целом население демонстрирует чудеса сознательности и платит на уровне 70–80%. Хотелось бы, чтобы и обслуживание изменилось в лучшую сторону.

Сколько было надежд! Приняли новые тарифы: экономика требует! Понятно, хоть и неприятно. Но где же новое качество обслуживания? Мы устали общаться с сантехниками, которые приходят по вызову без инструментов и так на тебя смотрят, что ты понимаешь: надо подбросить несколько гривен, иначе человек не выживет.

По-прежнему редко видим дворника. Жэковские сотрудники на крыше, в подвале, во дворе дома, где проживают сумчане, появляются не часто… Поэтому независимо от того, сколько метров крыши, стен или подвалов они отремонтировали на бумаге, у большинства появляется вполне объяснимый скепсис. Каждый из нас не ощутил практической пользы информации из их отчетов.

Немного арифметики. Каждый сумчанин ежемесячно платит квартплату. Теперь она разная, в зависимости от этажности дома и уровня благоустройства, и составляет, согласно решению исполкома от 29 мая, от 27 коп. до 1,08 грн. за кв. м площади.
Только у двух ЖЭКов («Ремонтник» и «СПОЖ») тарифы на некоторые дома составляют 0,6 или 0,8 грн. за кв. м, в то время как у большинства других расценки близки к максимальным (0,82 или 1,03 грн. за кв. м).

Если верить коммунальщикам, то, несмотря на увеличение, тарифы не покрывают затрат. Какие же именно затраты они должны покрывать — по-прежнему тайна за семью печатями. Нет, уже общеизвестно, что в тарифе заложены работы по техническому и санитарному обслуживанию дома. А вот что они представляют собой конкретно — предположить сложно. Жильцы теперь наблюдают за работой своих обслуживающих предприятий и рассказывают почти анекдотические случаи. Вывесили объявление на доме: в подвал не ходить — будут проводиться ремонтные работы.

Старушки в подвал не ходят, но заняли «оборонную» позицию перед входом. День так просидели, второй. Как объявление снимали — заметили, как ремонтники приходили — нет. «Видимо, по ночам люди работали!» — посочувствовали. Но некоторые особо вредные пенсионерки в это не поверили и считают, что ЖЭК и не проводил никаких работ! Вот так-то!

Итак, за что же мы платим квартплату? Перечень работ по содержанию домов и придомовых территорий утвержден Постановлением Кабмина №560 от 12 июля 2005 г. «Про затвердження Порядку формування тарифів на послуги з утримання будинків і споруд та прибудинкових територій і типового договору про надання послуг з утримання будинків і споруд та прибудинкових територій», в которое Постановлением Кабмина №297 от 27.02.2007 г. внесены изменения.

Напомним, что 14 июля 2006 г. горсовет утвердил Порядок предоставления населению услуг по содержанию домов и придомовых территорий. В этих документах оговорен перечень работ по обслуживанию домов. Так должны обслуживать наше жилье в идеале. Одна деталь: порядок принят горсоветом до утверждения новых тарифов, поэтому смеем предположить, что большую часть перечисленных в Таблице 3 услуг жители все же должны получать. Реальность жестока: из заявленных ЖЭКами расходов в тарифе в среднем 6,8% — материалы, 21% — текущий ремонт. Иными словами, не более 30% тарифа идет по назначению. Часто ЖЭКи пишут в отчетах, что из-за низкой проплаты населения не могут выполнять ремонты. Позвольте, если вы не ремонтируете жилой фонд, за что вы получаете деньги? Дворник и сантехник столько не стоят, при всем уважении к этому нелегкому труду.

Посмотрите на цифры в таблицах. Они говорят сами за себя. Делайте выводы, какой это бизнес. И кому он нужен.

Не будем лишний раз напоминать, что при всей дороговизне электроносителей за воду и газ, которые также транспортируются в наши квартиры, мы платим меньше, чем стоят эксплуатационные расходы. По-моему, эксплуатация жилья просто превращается в финансовую эксплуатацию населения. Без вариантов.

Обслуживающая организация должна вести Журнал учета результатов осмотра. Эти данные должны являться исходными для определения технического состояния домов, которое влияет на объемы текущего и капитального ремонтов. Спросите-ка у директора «своей» обслуживающей конторы о таком журнале. Когда я интересовалась у директора своего ЖЭКа, есть ли у них данные о том, что делалось в доме за последние десять лет, он мне сказал, что, когда менялся тот, кто этот жилой фонд должен обслуживать, такие документы не передавались. Думаю, аналогичная ситуация и в других ЖЭКах. Выходит, что кроме писулек ЖЭКов о метрах замененных сетей к тарифу ничего не приложишь. Домов много — поди найди, где именно эти сети меняли…

Вот и получается, что жэковской арифметике верить нельзя. Она вроде и есть, но любая цифра в ней очень сомнительна. Например, средняя зарплата в сумских обслуживающих организациях — 839,3 грн.: у административно-управленческого персонала — 1006 грн., у сотрудников — 772 грн. А почему-то заместитель губернатора Николай ДЕРКАЧ, курирующий коммуналку, на последней сессии облсовета сказал, что у некоторых директоров ЖЭКов зарплата больше, чем у мэра. Думаю, что ему можно верить. Особенно глядя на цифры из таблиц.

Мы пользовались легальным источником — таблицами, предоставленными городским управлением жилищной политики в качестве дополнений к решению исполкома, на основании данных о плановом и фактическом тарифе и объемах обслуживающего жилья. Цифры не совпали. По данным управления, за полгода все обслуживающие организации должны были собрать от 15,5 млн. грн. до 21 млн. грн. Когда же мы произвели несколько арифметических действий, оказалось, что ЖЭКи должны собрать от 19 млн. грн. до 23 млн. грн. Одно из двух: либо мы плохие математики, либо ЖЭКи — великие комбинаторы.

Мнения

Геннадий Минаев,
мэр города:

— Детальный анализ информации показывает, что на сегодняшний день (и я считаю, что это так и есть) большое количество предприятий, обслуживающих жилье, просто распылились в основном на админрасходы. Я считаю, это неправильно.
Если взять статистику по всем предприятиям, то сегодня среднесписочная численность работников всех обслуживающих предприятий — 942, из них 271 (более четверти!) так или иначе относится к АУП. Если мы представим одно предприятие, где столько же работающих, может ли быть административно-управленческого персонала больше четверти? В этом лежит определенная трудность в работе. Кроме того, чтобы делать бизнес, надо в него вкладывать… Так строится бизнес во всем мире: сначала инвестиция, потом прибыль. Просто так постоянная прибыль — такого не бывает… Конкурентную среду можно вести только конкуренцией. Лучшим выходом из ситуации считаю и намерен предлагать провести конкурс на обслуживание жилья на 7–8 районов… Может быть, это консорциумы, объединения предприятий, может быть, это новые предприятия. С точки зрения местной власти, мэра, считаю, что объявление прозрачного серьезного конкурса на обслуживание жилья — единственный выход из создавшегося положения. С заявленными намерениями предприятий.

Диана Рохманова,
депутат облсовета:

— Беда в том, что на рынок обслуживания жилья по конкурсу пришли те организации, которые не имеют ничего за спиной. Пришли единицы, которые имеют базы…

Сергей Слизкий,
учредитель ООО «Заречник»:

— Система обслуживания жилья в Сумах как раз проводится как в никаком другом городе Украины в соответствии с Постановлением Кабмина о реформировании системы ЖКХ. Есть плюсы, есть минусы. Бесспорно. Шлифуйте… Дорабатывайте, но не разрушайте то, что вами не создавалось! Будьте командой созидателей, а не разрушителей!

Валентин Костюк,
учредитель ЧРСП «Рембуд»:

— До 2000 года государство выделяло большие дотации на обслуживание жилья. Они прекратились с 2000 года… Всех взбудоражили слухи, домыслы, реалии, что будут созданы ДЭЗ на базе КП «Жилкомсервис»… Бизнес работает только тогда, когда есть перспектива”.