Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Война против Сум

1,056

Родной город на глазах превращается в развалину: его разрушает власть, его разрушают жители, его разрушает безразличие

Наталия Гончарук, Татьяна Репина, Алексей Сикорский


Украина лихорадочно готовится к ЕВРО-2012: латает дыры на тротуарах, прикрывает рекламными растяжками обваливающиеся стены домов, превращая их в один гигантский билборд. Сумы тихо и сонно тоже ждут иностранных болельщиков, да и просто гостей, которые, возможно, к нам заглянут. Ждут их унылые серые заборы по ул. Ильинской и Харьковской, щербато улыбающиеся тротуары, пестро-попугайские фасады домов, обрисованные граффити и оклеенные всякого рода “информационными ресурсами”.
Принято считать, что мосты, тротуары и фасады – лицо любого города. Судя по нашим, сумским чертам, лицо получается, мягко говоря, неухоженное. Невзрачное. Корявое. Как у доисторического человека, обделенного всеми косметическими средствами и принадлежностями, присущими цивилизованному миру, и требующее немедленного вмешательства скальпеля пластического хирурга.
Журналисты газеты «Панорама» по роду деятельности много ходят и многое видят. Все мы — сумчане, любим наш город, и, чувствуя это, он ответил взаимностью, открывшись нам с самой незащищенной стороны. Представляем вашему вниманию три взгляда на город, пропущенные сквозь призму личного восприятия, и предлагаем посмотреть на центральные улицы города нашими глазами.

Венеция нам и не снилась
Изящные мосты и мостики Венеции ни в какое сравнение не идут с тем, что каждый день видят сумчане. Красота, чистота и порядок нам могут только сниться. Налицо – зияющие дыры, залатанные секции, выгоревшая краска, погнутые перегородки. Всего в городе 17 мостов и путепроводов. Два пешеходных моста с ограждениями значительных проблем не имеют. А вот разбитая плитка вызывает массу нареканий у прохожих. Касается это как пешеходного моста на «девятку», так и моста на ул. Прокофьева.
В номинации «самый голый мост» убедительную победу завоевал путепровод по ул. Харьковской в районе ул. Воеводина. Три чугунные секции этого моста разбиты и даже не залатаны металлическими прутьями. Переходя этот мост, вы серьезно рискуете: если поскользнетесь, падать придется прямо на рельсы с высоты более трех метров. Одна секция отсутствует на Курском путепроводе – по правую сторону дороги украли металлическое ограждение. Небольшой чугунной перегородки не хватает на путепроводе по ул. Привокзальной.
Не меньше пострадали от рук вандалов еще четыре сумских моста. Но, по крайней мере, дыры на них подлатали подручным материалом. Первые кражи были замечены на мосту по ул. 20 лет Победы – сегодня там не хватает восьми секций. Злачным местом для охотников за металлоломом стали мосты на ул. Троицкой, Белопольском шоссе и центральный мост на ул. Харьковской.
Сказать, что ждет сумские мосты в ближайшее время, пока сложно. Скорее всего, любоваться дырами сумчане будут минимум год. В городском бюджете есть деньги на ремонт городских дорог, куда включен и ремонт мостов. Вот только кто будет этим заниматься, когда и что будет сделано, решат тендеры. Первый состоялся 15 марта. «Городские мосты находятся на балансе городского управления жилищно-коммунального хозяйства. Оно занимается распределением средств и определяет предприятия-подрядчики. Сегодня коммунальное предприятие «Дорремстрой» не выиграло ни одного тендера, и ответственности на нас за зияющие дыры на мостах нет», – пояснил директор коммунального предприятия «Дорремстрой» Александр ВЕГЕРА.
А в управлении ЖКХ, на балансе которого находятся мосты, проведения тендеров предлагают еще подождать. Средства на мосты предусмотрены, но кем, как и когда они будут освоены, сумчане смогут увидеть ближе к лету.

Нанайская деревня или Пиза?
Что общего между Сумами и городом Пиза в Италии? Казалось бы, ничего. Ан нет. Забор по ул. Ильинской можно смело именовать «пизанским». Просто стоит он, покосившийся, под тем же градусом наклона, что и башня в славном итальянском городе.
Продолжаем прогулку по ул. Октябрьской, любуемся обновленным ТЮЗом и зданиями поблизости: там рушится фундамент, там дырка зияет, здесь балкон осыпался, вон краска вспучилась и лопнула. Дома здесь нуждаются не просто в косметическом ремонте, а в тотальной реконструкции!
За видимым благополучием центральных улиц – Соборной и Воскресенской – скрывается реальная действительность: запущенные дворы, обвалившиеся лестницы. Да и фасады, обращенные на улицу, не всегда выглядят лучше. После того как первые этажи зданий центра стали активно использоваться под коммерческую недвижимость, доминирующим стилем фасадов стал “кто в лес, кто по дрова”…
Кто отвечает за дизайн областного центра в целом? Сегодня, судя по облику города, каждый предприниматель обустраивает свой уголок на собственный лад. Дошли до того, что фасад дома разукрашивают в разные цвета – в зависимости от того, кто является собственником помещения. Причем первый этаж, где находится фирма, обычно отремонтирован, а второй — красуется серым пыльным цветом и полуразрушенным кирпичом. Почему нельзя отреставрировать фасад целиком? И никто не вмешивается в это бесчинство.
Каждое здание в городе должно иметь специальный паспорт фасадов, в котором четко прописаны рекомендуемые цвета фасадов и прочие элементы: кондиционеры, наличие наружной рекламы, вывесок. Но, как водится, нашим людям закон не писан. Поэтому нередко получается так, что одна часть здания выкрашена в желтый цвет, другая – в веселенький розовый, а чуть дальше по улице можно увидеть зеленую и фиолетовую «раскраску». Такая радуга, особенно в исторической части застройки города, совсем не радует глаз. Кроме того, выбранные цвета совершенно не соответствуют тем, которые здания имели изначально. Вдоволь полюбовавшись этими «достопримечательностями», просто грешно не зайти в городское управление архитектуры и не поинтересоваться: почему все именно так — пестро и убого, а не стильно и по-европейски.
«Конечно, объединяющий элемент при отделке фасадов быть должен – по стилистике и цветовой гамме, – согласился начальник городского управления архитектуры Владимир БЫКОВ. – Но, к сожалению, управление архитектуры не имеет рычагов влияния на собственников таких помещений. Это боль всей Украины и градостроителей в частности. У нас можно по пальцам пересчитать собственников, которые привели фасады своих зданий в порядок». Как только будет утвержден историко-опорный план с охранными зонами и проведена инвентаризация, халатное отношение к историческим памятникам будет считаться нарушением статьи ЗУ «Про історичну спадщину», т.е. за фасад в трещинах, несоответствующих цветов, со свисающей наружной рекламой собственник будет нести ответственность.
Г-н Быков также посетовал на то, что инспекция по охране культурного наследия официально существует только в областном управлении культуры, поэтому осуществлять надзор — непростая задача.
Еще Владимир Борисович сообщил, что в весенне-летний период будут разрабатываться требования к реконструкции фасадов. Кстати, в 2012 г. впервые была проведена инвентаризация памятников, и скоро на всех зданиях появятся таблички «Охраняется законом». Кстати, пока такая табличка красуется только на здании самого управления архитектуры.
Напоследок главный архитектор города высказал конструктивное предложение: «На каждом из этих фасадов я бы повесил фотографию арендатора и собственника, чтобы люди знали, кто позорит этот город». (От себя не менее конструктивно добавим: на каждом кривом заборе и МАФе нужно повесить два фото – главного архитектора и мэра. – Прим. ред.).

Декольте на тротуаре
Знаете ли вы сумские тротуары? Их нельзя не знать. Главная отличительная черта, замеченная нами и нашими читателями, – наличие тротуарной плитки самого разнообразного дизайна, однако уложенной пунктирно, на некоторых участках. По вечерам они, как правило, освещены рекламными неоновыми “кренделями”. Можно пройти несколько шагов по европейскому городу ХХІ века и неожиданно провалиться в средневековую грязь и мрак. Так выглядит лицо города Сумы без макияжа. Некоторым ценящим комфорт и эстетику жителям оно кажется недостаточно симпатичным.
Мы заметили, что тротуарная плитка присутствует на участках перед офисами разных фирм, магазинами или там, где стоит хотя бы какой-нибудь киоск. Т.е. там, где есть хозяин, можно увидеть и благоустройство небольшого участка городской территории. А есть ли хозяин у бездонных луж, обширных грязевых полей и “рэпаного” асфальта?
Мы еще раз обратились к начальнику городского управления архитектуры и градостроительства Владимиру Быкову. По его словам, действительно, хозяева или арендаторы городских объектов обязаны обеспечить благоустройство прилегающей территории, что включает в себя и укладку плитки на тротуарах. В управлении архитектуры есть проекты, которые уже согласованы во всех инстанциях. На вопрос о том, почему же участки тротуаров выглядят так эклектично и кто придумал укладывать плитку разных образцов, не заботясь о единстве стиля, наш собеседник ответил наотмашь: “Кугуты побеждают!”
Кого, интересно, имел в виду Владимир Быков – своих коллег, себя, мэрию или предпринимателей?
Мы побеседовали с арендатором помещения под магазин, которому пришлось «захотеть» благоустроить тротуар около своей торговой точки. Это вполне реальное лицо, хотя и не желающее “светиться” в таком контексте. Мужчина рассказал, что в свое время мэр лично “подсказывал” ему, где и какую именно плитку купить. Не ныне действующий мэр, а другой. Кто именно – наш “бизнес-Штирлиц” тоже просил не уточнять. Но акция по благоустройству закончилась тем, что практичный торговец сам нашел материалы и бригаду рабочих по более гуманным расценкам, нежели ему предлагала заботливая администрация. Как человека ни обзывай, заставить его пойти против собственных интересов да еще и победить сложно.
Ну а что касается “пунктирности” благоустройства тротуаров, то наш собеседник в качестве бонуса рассказал нам анекдот об одной “дуже шляхетній пані”, которая не любила ходить в баню, но никогда не забывала обрабатывать парфюмом участок своего корпуса, который открывало для обозрения модное декольте.
Ну а по поводу воды и грязи в промежутках между “зонами индивидуального благоустройства” Владимир Быков ответил так: “Есть горсовет, УКС, районные администрации. Это их вопросы”. Ничего себе!
Вспоминая нашу недавнюю публикацию о состоянии павильонов на троллейбусных остановках, мы не стали беспокоить вопросами работников перечисленных структур. Достаточно знать, что отвечающие за состояние города структуры есть. Это не всегда заметно, но они существуют.

Грубое обобщение
Кстати, читая текст, вы заметили, что когда чиновники отвечают на вопрос о том, когда будет сделано хоть что-нибудь, они отвечают только с помощью глаголов будущего времени? Или же заявляют, что данный вопрос не в их компетенции. Закончится весна, придет лето, но изменится ли хоть что-нибудь в облике города в лучшую сторону? Посмотрите внимательно вокруг свежим взглядом – очевидно, что городом просто никто не занимается, в городе нет ни главного архитектора, ни просто архитектора, ни любящего город руководителя. Это грустно, друзья.