Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

В темпе принтера штумпует законы новая ВР

105

Парламентское большинство, единолично сформированное пропрезидентской партией «Слуга народа» (СН), за первые три недели работы успело принять множество законов, которые потенциально могут изменить жизнь многих украинцев. Читайте о самом важном, за что проголосовали депутаты.

За минувшие с первого заседания Верховной Рады 17 дней народные избранники сумели рассмотреть около 200 вопросов повестки дня и проголосовать за почти сотню законопроектов. Многие наблюдатели даже провели аналогии такой работы с «бешеным», т.е. неисправным принтером, который с пулемётной скоростью выбрасывает из себя отпечатанные листки. Подобные ударные темпы объясняются просто – в большинство предложенных правительством и президентом законопроектов депутаты от СН и их союзники просто не вникают, речь о внесении существенных поправок не идёт. Таковы теперь неофициальные правила монобольшинства «слуг народа», установленные из Офиса президента Владимира ЗЕЛЕНСКОГО. Если отложить в сторону политическую оценку происходящего, то декларируемые ударные темпы реформ – это хорошо. Но неизбежные ошибки и казусы, возникающие при таком подходе, в итоге могут ухудшить, а не улучшить ситуацию в той или иной сфере, которую они регулируют, а также в стране в целом.

Пока большинство резонансных проектов проголосованы только в первом чтении, но с учётом сокращения сроков подготовки ко второму чтению до семи дней уже в сентябре-начале октября они могут стать законами.

Один из самых резонансных законопроектов о снятии неприкосновенности с народных депутатов был принят 3 сентября. Теперь правоохранительным органам не нужно согласие Верховной Рады на открытие против них криминального производства. Закон уже подписан президентом и вступит в действие с 1 января 2020 года. Правда, соответствующие изменения в целый ряд других профильных законов, регулирующих возможность следственных действий против парламентариев, депутаты не внесли – не хватило голосов. Так что точку в этом вопросе ставить рано.

О необходимости закона об импичменте президенту говорили последние 20 лет, однако дело до его принятия дошло только сейчас. Парламентарии ещё предыдущего созыва приняли законопроект о следственных комиссиях парламента, который фактически предусматривал процедуру импичмента президента. Однако Владимир Зеленский его не подписал, а в сентябре в парламент внесли новый законопроект об импичменте №1012. Большинство его проголосовало, а президент подписал его 23 сентября. Закон никаких новшеств не несёт, лишь уточняет соответствующие положения Конституции. Оппозиция раскритиковала президента за этот законопроект, поскольку его предвыборные обещания фактически предусматривали упрощение этой процедуры.

Многих украинцев коснётся законопроект №1231, позволяющий верифицировать все социальные выплаты – субсидии, помощь на детей и т.п.- граждан. Проще говоря, чиновники проверят ещё раз, насколько законно тот или иной гражданин получает их от государства. Правительство обещает, что проверка будут проходить безличностно, т.е. право гражданина на выплаты будут проверять на основе единой информационной платформы, которая будет использовать все существующие госреестры, в том числе и на право собственности.

Также 3 сентября депутаты проголосовали и направили в Конституционный суд (КС) семь законопроектов президента об изменениях в Основной закон.

Проект №1013 предусматривает отмену т.н. «адвокатской монополии», т. е. права только адвокатов представлять интересы гражданина в суде. Если проект одобрит КС и парламент во втором чтении, интересы гражданина сможет представлять тот, кому он посчитает нужным это доверить.

Законопроект №1014, также отправленный в КС, усиливает власть президента, в частности даёт ему право образовывать независимые регуляторные органы, назначать и увольнять глав ГБР и НАБУ. Оппозиция резко раскритиковала этот проект, поскольку считает усиление полномочий президента в парламентско-президентской республике недопустимым.

Законопроекты №1015 и 1017 призваны реализовать предвыборные обещания президента. Первый касается предоставления «народу» права законодательной инициативы, второй – уменьшение количества народных депутатов с 450 до 300.

Ещё три законопроекта, отправленные в КС, – №1016, 1027, 1028, – предусматривают расширение количества уполномоченных Верховной Рады, лишение нардепов мандата за прогулы и кнопкодавство и расширение штата консультативных, совещательных и других вспомогательных органов парламента.

Микрофинасовые учреждения, которые настойчиво предлагают свои кредиты где можно и где не можно, часто манипулируют информацией о величине процентов за кредит и других его условиях. Законопроект №1085-1, окончательно принятый ВР 20 сентября, защищает права потребителей таких кредитных учреждений на доступную и правдивую информацию об услугах.

Сергей Бондаренко
Панорама №39-2019