Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Режут по живому

774

Медицинская реформа: «Помогите! Они хотят, чтобы мы умирали!»

Возмущенные сумчане не могут взять в толк, почему поликлиники собираются закрывать, врачи переходят в другие медучреждения, а в амбулаториях вместо педиатра будет принимать человек, всю жизнь работавший невропатологом. Характерной особенностью начала медицинской реформы 2012 г. стало то, что к мнению пациентов и медиков – собственно, ключевых действующих фигур – никто и не думал прислушиваться. Направление преобразований определяли исключительно чиновники от здравоохранения. Краеугольными камнями «отреформированной» украинской медицины должны стать институт семейного врача и предоставление качественной неотложной помощи.
Цинизм чиновников при этом иллюстрирует фраза председателя аппарата Президента Украины Ирины АКИМОВОЙ, которую она обронила еще летом прошлого года: «Бесплатной медицины сегодня нет, но главное – откуда идет финансирование. Из бюджета выделяется 3,5% ВВП на нужды медицины. А еще примерно столько же составляют теневые платежи пациентов». И добавила, что государство тратит колоссальные средства на реформирование сферы, а украинцы продолжают «много и часто болеть». Экие несознательные граждане: им реформу на блюдечке, а они вредничают.
Информация о ходе медицинской реформы, которая поступает из пилотных регионов Украины (Винницкой, Донецкой, Днепропетровской областей и столицы) вызывает у людей панику. Что же ждет жителей Сумщины, к которым медреформа уже подобралась вплотную?

Они хотят, чтобы мы умирали

О медреформе сейчас не говорит только ленивый. Впрочем, информации о ней хоть и много, но вся она пугающе непонятна. Обеспокоенные пенсионеры, которые в принципе не любят перемен и на горьком опыте убедились, что любые реформы в нашей стране не сулят ничего хорошего обычным гражданам, толпами приходят в редакцию и начинают разговор с журналистом словами: «Помогите! Они хотят, чтобы мы умирали!»
«Мы уверены в одном: грядущая реорганизация не сделает нашу жизнь комфортнее», – уверена пенсионерка Валентина Дмитриевна, которая посещает врачей Сумской городской поликлиники №3. «В принципе, мы довольны работой врачей. В поликлинике есть лаборатория, рентген, УЗИ. Здесь можно получить квалифицированную помощь, и мы годами лечимся у одних и тех же докторов. Если перенесут эти службы, переведут врачей — узких специалистов, нам придется куда-то ездить», – возмущается она.
«На ул. Пролетарской расположено общежитие для глухих, и они относятся к району обслуживания поликлиники №3. Для общения с врачами таким людям нужен сурдопереводчик. В поликлинике №3 они получают помощь на протяжении многих лет, врачи привыкли и общаются с ними без посторонней помощи. В другом медучреждении такого не будет», – вторит ей другая пациентка поликлиники Людмила МОЛЧАНОВА.
Жители категоричны: раз власть хочет сделать, как лучше — пусть прислушивается к мнению самих пациентов.
«Насколько мы поняли, в поликлинике №3 теперь не будет возможности сдать анализы, сходить на процедуры, сделать рентген. Моя мама — диабетик, ей нужно постоянно сдавать анализы. Если лаборатория будет расположена в другом медучреждении, людям придется в четыре часа утра ехать туда и занимать очередь», – объясняет жительница Сум Виктория МАРЧЕНКО.
«Пожилым людям нужно платить пенсии, поэтому для власти нет смысла, чтобы они долго жили», – хором заключают все возмущенные пенсионеры.
Жильцы дома по ул. Ильинской, 10 написали письмо депутатам Сумского областного совета и Сумского городского совета, в котором выражают «обеспокоенность решением СМР от 29.05.2013 г. про создание в городе трех центров первичной медико-социальной помощи. В состав центра №1 войдут врачи-терапевты и медсестры поликлиники № 3. Нам стало известно, что медперсонал уже предупрежден и подписывает соответствующие заявления на увольнение с работы по предыдущему месту». Горожане уверены, что перевод врачей-терапевтов в другую структуру приведет к еще большей нагрузке медиков, что ухудшит качество медобслуживания.
Словом, вот с такими настроениями сумчане ожидают медреформы. У власти настроения другие, а Виктор Янукович уверен, что все идет как нельзя лучше, стратегия выбрана очень правильная. Как все должно быть в идеале?

Как должно быть

Изначально идею реформирования медицины можно считать здравой. В идеале она направлена на улучшение качества медобслуживания и доступность медицинских услуг для всего населения.
Итак, в чем же суть пресловутой медреформы?
По словам чиновников, медпомощь становится ближе к пациенту не только по специализации, но и территориально. Она делится на первичный, вторичный и третичный уровни. Первый этап реформы — это введение в действие института семейной медицины. Семейный доктор, в которого должен превратиться после соответствующих курсов сегодняшний терапевт, должен вести пациентов от рождения и до смерти (если сам, конечно, не умрет раньше пациента). Семейный доктор должен быть в курсе наследственных заболеваний, уметь не только ставить простые диагнозы, но даже делать мини-операции: вскрыть фурункул, например. Если же семейный врач считает, что необходима консультация узкопрофильного специалиста, он может выдать направление в диагностический центр на обследование. Так когда-то было в царской России, примерно сто лет назад, но таких врачей готовили целенаправленно.
Второй уровень — это больницы, стационары планового или экстренного лечения, хосписы и диагностические центры. Если больному не оказали помощь на первичном уровне и ему нужно хирургическое или иное вмешательство, его направляют к узкопрофильному специалисту.
Третий уровень — это научно-исследовательские центры, институты и академии, где делают операции по пересадке органов, операции на сердце. Сюда направляют на консультацию самых сложных пациентов. В туманной перспективе планируется введение страховой медицины. Но так далеко пока заглядывать не стоит.

Опыт «пилотных» регионов

А теперь — о том, как это выглядит на практике в пилотных регионах Украины. Смешение потоков пациентов, отсутствие кадров и неприятие реформы среди населения – основные проблемы во всех «пилотных» областях. Обычные граждане недовольны и возмущены многими ее аспектами. Во-первых, создание пунктов первичной медико-санитарной помощи, так называемых амбулаторий, повлекло за собой огромные очереди, в которых одновременно на прием к семейным врачам сидят все, от маленьких детей до стариков. И у каждого – свое заболевание. Далее, если кому-то надо сдать анализы, их заставляют бегать между амбулаториями и поликлиниками, где эти анализы берут. Пациенты «наматывают» километры туда-сюда вместо того, чтобы получить реальную медицинскую помощь на месте.
Кроме того, у населения есть огромное недоверие к семейным врачам. Понятно, что такое понятие как «семейный врач» у нас только зарождается, но люди сомневаются, что один специалист сможет всем оказать одинаково квалифицированную помощь, которую они привыкли получать у специалистов узкого профиля. А еще реформа предусматривает сокращение количества медучреждений и, соответственно, их персонала. Безусловно, больнее всего такое сокращение сказывается на жителях сельской местности.
Кстати, в Европе, которую украинцам все время ставят в пример, медреформы тоже не прижились. Аналитическая компания Case-Ukraine презентовала отчет о результатах медицинских реформ в странах Центральной и Восточной Европы. Согласно отчету, реформы в системе медицинского обслуживания в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) по внедрению системы семейной медицины начались намного раньше, чем в Украине, – в середине 90-х–начале 2000-х гг. И можно сделать выводы, что до сих пор намеченные результаты не достигнуты.
Всем без исключения странам ЦВЕ не удалось достичь смещения приоритетов в медицинском обслуживании от узкоспециализированного в сторону первичного звена.
Для всех стран ЦВЕ, как и для Украины, характерны схожие проблемы: дефицит семейных врачей, низкая оплата труда медработников, неудовлетворительная координация работы 1-го и 2-го уровней. Если страны ЦВЕ начали свои реформы 10-20 лет назад и, как оказалось, не достигли положительных результатов, то почему же Украина «наступает на те же грабли»? Зачем и кому это выгодно?
Впрочем, позитивные результаты подобных реформ все же есть – как указано в отчете, наиболее положительных результатов добились страны с более высоким уровнем экономического развития. Чего точно нельзя сказать об Украине.
Более того, ни в одной стране, кроме Украины, реформа не предполагает такого радикализма: во всех странах ЦВЕ, кроме Эстонии, на первичном уровне помимо семейного врача сохранились должности терапевтов и педиатров. В Чехии, Словении, Польше, Болгарии педиатрия полностью сохранена. В Литве работают на первичном уровне все: и семейники, и терапевты, и педиатры.
У нас же министр здравоохранения Раиса БОГАТЫРЕВА заявила, что Минздрав не закрывает медицинские учреждения в рамках реформы. По факту это так, а по сути?

Все не так уж плохо

О том, чего ждать от медреформы сумчанам и жителям области, рассказала заместитель начальника управления охраны здоровья по лечебно-профилактической работе Елена ЧУМАЧЕНКО.

r.: Население в панике. Никто не понимает, что происходит. Объясните, в чем заключается медреформа на Сумщине.

Е.Ч.: Неготовность наших людей отпускать старое и принимать новое без агрессии давно известна. Сумская область не попала в список пилотных, поэтому изменения будут происходить медленнее и с учетом негативного опыта регионов, где реформа действует уже давно. Решение сессии горсовета от 29 мая 2013 г. №2415-МР г. Сумы «Про створення комунального закладу «Центр первинної медико-санітарної допомоги № 1 м. Суми»», который так напугал сумчан, обслуживающихся в поликлинике №3, еще будет пересмотрен. Сразу хочу успокоить всех волнующихся: ни одно лечебное учреждение не поменяет места расположения. Никто не собирается увольнять врачей или закрывать поликлиники. Первый этап медреформы подразумевает создание центров первичной медико-санитарной помощи. В Сумах появятся три таких учреждения. В состав центров входят терапевтические отделения и отделения общей практики семейной медицины всех лечебных учреждений. Но фактически все отделения и все сотрудники будут находиться на своих рабочих местах и вести прием, как раньше. Единственное – теперь они будут подчинены администрации центров СМП.

Центр №1 будет обслуживать население, которое было закреплено за горбольницей №1 и поликлиникой №3. Центр №2 охватывает территорию обслуживания горбольницы №4 и третий — городской клинической больницы №5. Центры будут арендовать у поликлиник часть помещений. Стационары, лаборатории, диагностика — все остается на местах, мы просто выделяем первичную медицинскую помощь.

r.: Но ведь в «пилотных» регионах поликлиники закрываются или переезжают. Неужели у нас такого не будет?

Е.Ч.: Работа по реорганизации и оптимизации медучреждений будет проводиться на втором этапе медреформы, реализация которого запланирована на 2014-2016 гг. Но учитывая опыт пилотных регионов, мы стараемся не сделать тех ошибок, которые привели к недовольству населения в тех областях. Сейчас мы располагаем нормативной документацией только по первому этапу медреформы — оказанию первичной медико-санитарной помощи, а вторичный мы будем реформировать, когда появится законодательная база. На втором этапе планируется также открытие амбулаторий семейной медицины в отдаленных районах, таких как Барановка, Добровольная, Тимирязевка, Роменская.

r.: Как финансируется медреформа? Выделяются ли средства на ее проведение из государственного бюджета?

Е.Ч.: Все будет финансироваться из горбюджета. Деньги будут выделены на ремонт помещений и закупку оборудования. Государство обещает, но мы же не пилотный регион…

r.: Известно, что 1 августа люди должны будут выбрать себе семейного врача. Куда им обращаться и как это происходит?

Е.Ч.: Этот момент регламентирован Приказом Министерства здравоохранения № 756 от 4.11.2011 г. «Про затвердження порядку вибору та зміни лікаря первинної медичної та медико-соціальної допомоги». Каждый пациент и так наблюдается у определенного участкового врача. Пациент, недвольный обслуживанием, сможет заполнить соответствующую форму и поменять доктора. И в дальнейшем его можно сменить по желанию раз в год. Но и врач может отказаться от пациента, если он нарушает предписания врача или правила внутренней дисциплины медицинского учреждения.

r.: Не секрет, что в городе недостаток медицинских кадров…

Е.Ч.: Сейчас в городе работают 39 семейных врачей, а должно быть 181. Кроме того, работают 58 терапевтов и 38 педиатров, то есть всего 135 докторов. Первый этап медреформы будет продолжаться до 2020 г. То есть на идеальную модель центра первичной МСП мы должны выйти за семь лет. За это время терапевты, педиатры и другие специалисты по желанию смогут переучиться на семейных врачей и восполнить существующий дефицит кадров.

По секрету от медиков

Понятно, что у медреформы есть парадная сторона, о преимуществах которой браво отчитываются на заседаниях и «круглых столах», и «темная» сторона, о которой отваживаются говорить только на ушко. В неофициальных комментариях медики сходятся в одном: грядет катастрофа. Один из врачей, например, сообщил, что вновь созданные центры МСП будут финансировать за счет того, что заставят главврачей лечебных учреждений урезать свои расходы на 600-700 тыс. грн. и сэкономленные средства перераспределят между центрами. Уже известно, что денег на зарплаты врачам скорой помощи в районах нет. Жалуются медики и на медоборудование, которое закупают для них за бюджетные средства. Да и в целом медреформа, которая позволяет дерибанить бюджетные средства, выражается только в смене табличек на дверях.