Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Петр Бевза. Живописные просторы

674

Петр Бевза считает, что украинским художникам не хватает критики

Юлия Карпенко

Этой осенью известный украинский художник Петр Бевза привез в Сумы свою выставку «Теодозии», объединившую пейзажи юго-восточной части Крыма. Последнее десятилетие Петр Бевза много путешествует по Украине, открывая родину, как он говорит, заново.

Зал муниципальной галереи, в котором живописец представил свои картины, с трудом вместил желающих пообщаться с их автором. Петр с удовольствием выслушал мнения сумчан и обсудил волнующие их вопросы об искусстве. Ответил художник и на вопросы «r».

Досье

Петр Бевза родился 1 января 1963 г., живет и работает в Вишневом и в Киеве.
В 1985 г. закончил Киевский государственный художественный институт. С 1990 г. член Национального союза художников Украины.
Пишет о земле, природе, окружающей среде, есть у него и романтические работы. Его картины хранятся в частных коллекциях Украины, Франции, Германии, Люксембурга, Израиля, Швеции, США и других стран.
Петр Бевза — живописец. Работает в области ленд-арта и фотографии. Магия природы во всех ее проявлениях — суша и море, равнина и горы — основа творчества художника.
Автор многих статей о ленд-арте и его украинском измерении. Рассматривает природу и средства ее преобразования не только в качестве инструментов воплощения идеи, но и как носителей духовного замысла бытия. Ввел понятие «действия в окружающей среде», которое со временем стало визитной карточкой художника. Принимал участие в международных ленд-арт-симпозиумах «Открытый круг» (Курессааре, Эстония, 2001г.) и «Меловый период» (Могрица, Украина, 2002г.). В 2004 и 2006 гг. создавал объекты в рамках ленд-арт-программы фестиваля «Шешоры».

[q]r: В Интернете пишут, что, по семейной легенде, Вашей маме во время беременности приснился холст, поэтому Вы и стали художником. Это правда? [/q]
П.Б.: Не совсем. Мой дедушка всегда мечтал рисовать, свои работы никому не показывал, полотна хранились в сарае. Когда родилась мама, он хотел, чтоб она рисовала. С войны привез набор инструментов для художника. А мама, когда лежала в роддоме, увидела на потолке профиль Сталина и вдруг поняла, что родит мальчика и он станет художником.

[q]r: А какая связь со Сталиным? [/q]
П.Б.: То, что это был портрет. А идеология ни при чем.

[q]r: Помните, когда купили Вашу первую картину? [/q]
П.Б.: Да. Это бы 1988г., всесоюзная выставка. Министерство культуры производило закупки. Тогда я познакомился со своей будущей женой, привел ее на выставку, она мою работу раскритиковала в пух и прах, но Министерство ее купило. Таким образом мы получили деньги на свадебное путешествие.

[q]r: Вы можете не рисовать? [/q]
П.Б.: Пока еще нет. Но зарекаться не хочется.

[q]r: На какие выставки ходите с удовольствием? [/q]
П.Б.: На те, на которые заранее планирую. Например, когда-то ездил в Ригу на выставку художников. В СССР лучшие художники были именно в Риге. В этом году поехал, чтобы проследить развитие мастерства. Понравилось.

[q]r: Как Вы относитесь к критике? [/q]
П.Б.: В Украине, к сожалению, достойных критиков можно пересчитать на пальцах одной руки. Искусствоведы хорошие у нас есть, а вот настоящих критиков хотелось бы больше. Вот в Петербурге настоящая критика — читаешь, и хочется, чтоб о тебе так писали — профессионально, неравнодушно, показывая все изъяны, но не обижая.

Личный взгляд

[q]r: Как Вы относитесь к званиям — заслуженный, народный. Имеет ли это значение для художника? [/q]
П.Б.: По моим меркам, многие должны быть народными, но они даже не заслуженные. Дубовик, например. Многие же народные художники на самом деле малоизвестны и не очень интересны. С другой стороны, представьте: Пабло Пикассо — народный художник Испании. Просто смешно.

Работы живописца гармоничны и целостны, полны иронии, они уводят за поверхность полотна

[q]r: Недавно у нас проходила традиционная конференция «Художник в провинции». Ваше мнение по этому поводу? [/q]
П.Б.: Провинция — хитрая штука. Был украинский поэт (я считаю его лучшим из старшего поколения) Тарас МЕЛЬНИЧУК. Он жил, писал и умер в селе на Прикарпатье. Для художника нет провинции. Правда, этот вопрос актуален для молодежи. Я в свое время каждый месяц ездил в Москву, Ленинград. Идеология поддерживала молодых художников. Мы соревновались между собой. А сейчас, например, человек, который живет в провинции, сталкивается с трудностями — мало галерей, критиков. В Париже, к примеру, 300 галерей, в Берлине — 500.

Туманности для избранных

[q]r: Почему именно «Теодозии»? Что означает слово «туманности» в контексте экспозиции? [/q]
П.Б.: «Теодозии» в переводе означают «Богом данные». В 2002г. я попал на юго-восток Крыма, походил по тамошним склонам, прочувствовал. Когда я там был, с неба «пополз» туман. Название «туманности» от этого и пошло.

[q]r: Как выбирали людей, которым «Туманности» посвящены? [/q]
П.Б.: Вообще-то, выставка в Сумах посвящена Анне ГИДОРЕ (ей также посвящена одна из «Туманностей»), моему хорошему другу. Именно она была человеком, который постепенно и ненавязчиво вывел Могрицу на небосвод украинского ленд-арта. Там уже более десяти лет проходят симпозиумы. В Сумах я хорошо знаком и с художником Александром САДОВСКИМ. Работы, которые отобрал на выставку, посвящены людям, о которых мне приятно говорить. Например, посвящение моему дедушке, Анне Гидоре и тем художникам, которых могу в какой-то мере назвать своими учителями.

[q]r: Есть ли в экспозиции работа, к которой у Вас особое отношение? [/q]
П.Б.: Принято говорить, что все это мои дети, и я их люблю. Но здесь есть работа, посвященная молдавскому художнику. Мы никак не могли найти ей место в экспозиции. Она и нравится мне больше всего.

Муки творчества

[q]r: Начиная работу, Вы знаете, как будет выглядеть готовое полотно? [/q]
П.Б.: Обычно делаю эскизы. Пытаюсь воплотить все свои идеи. Сложно объяснить, как я это чувствую. Даже не знаю.

[q]r: Чем для Вас является искусство — стилем жизни, актом воли? Как Вы пишете? [/q]
П.Б.: Актом воли, но на месте отражения явлений. Акт воли невозможен без этого места. Думаю, что искусство — это больше дух места, который требует ответов на вызовы окружающей среды. То есть это и есть искусство, если есть вызов и нужен адекватный ответ. Я так думаю. И неважно, кино это или живопись — это может быть что угодно.

[q]r: У Вас есть любимые писатели, философы? [/q]
П.Б.: Художественную литературу читаю мало, в основном — специальную. Из философов импонирует Сергей КРЫМСКИЙ, мы давно общаемся.