Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Ошибка премьера. Была ли возможность избежать повышения цены на газ

451

В конце октября правительство преподнесло украинцам неприятную новость, повысив цены на газ для населения. Почему это произошло и был ли у Владимира ГРОЙСМАНА выбор?

«Я, что ли, хочу поднимать цену? Я руками и ногами борюсь с этим уже больше года. Но есть вещи, которые находятся за пределами моих возможностей», – с досадой в голосе говорил премьер-министр Владимир ГРОЙСМАН о решении правительство о повышении цены на газ на 23,5%. И это действительно так – цена газа согласно обязательствам правительства должна была вырасти в июле, потом – в августе, сентябре и октябре 2018 года. Однако Кабмин откладывал и откладывал это решение, и только когда его припёрли к стене, все же решился. В роли «злых парней», подвигнувших правительство на такой непопулярный шаг, оказались представители Международного валютного фонда. МВФ является одним из главных кредиторов Украины, поэтому не прислушиваться к его требованиям в правительстве просто не могли.

Дело в том, что в 2018-2020 гг. Украине предстоит вернуть кредиторам 21 млрд долл. Пик выплат припадает на 2019 г., за который необходимо вернуть 15 млрд долл. Без кредитов МВФ и связанных с ними кредитов от США и Европейского союза вернуть такую сумму Украина не сможет. Нынешнему правительству приходиться платить по счетам правительств Юлии ТИМОШЕНКО и Николая АЗАРОВА, занявших в 2018-2013 гг. около 50 млрд долл. Правительство Азарова также спустило на поддержку курса гривны в 2010-2013 гг. почти 20 млрд долл. золотовалютных резервов страны.

Но почему же представители МВФ так хотят повышения цен на газ? Дело в том, что МВФ настаивает на установлении единой цены на газ
для населения и промышленности на уровне среднеевропейских цен. По мнению экономистов МВФ, это окончательно убьёт коррупционные схемы в Украине и сбалансирует госбюджет. Разговоры о единой цене шли в Украине давно – впервые об этом заговорили ещё в 90-х годах ХХ века.

Промышленные предприятия всегда платили за газ больше, чем население, а разница между рыночной ценой и ценой реализации для населения покрывались прямыми субсидиями из госбюджета, которые шли в НАК «Нафтогаз». Все украинские правительства дистанцировались от установления одинаковой цены на газ, хотя на словах за это выступала даже Юлия ТИМОШЕНКО во время пребывания на посту премьер–министра в 2008-2010 гг. Действовавший на тот момент газовый «рынок» позволял зарабатывать на коррупционных схемах: как на махинациях с государственными субсидиями «Нафтогазу», так и на разнице «дешёвого» газа для населения и более дорогого – для промышленности. Больше всего на этом ещё со времён «Росукрэнерго» зарабатывал олигарх Дмитрий ФИРТАШ, но солидные куски доставалось и другим – таким, как беглый бизнесмен и экс-народный депутат Александр ОНИЩЕНКО.

К тому же любой политик, который бы решился на поднятие цен на газ, навсегда потерял бы поддержку избирателей. Реальность подтвердила эти предположения – рейтинг Арсения ЯЦЕНЮКА, правительство которого предложило иную схему распределения газа и подняло цены на него, обвалился с 22% до нуля и вряд ли когда-нибудь поднимется. Иная схема заключалась в политике «дорогого газа для всех» и введении субсидий для населения с низкими доходами. Таким образом большая часть старых коррупционных схем была разрушена, а граждане с высокими доходами вынуждены были платить больше, нежели бедные.

Такая схема была не идеальной – долги населения за жилищно-коммунальные услуги за последние годы выросли втрое – с 12 до 36 млрд грн., субсидии не всегда начисляются справедливо и т.д. Однако, понеся политические потери, правительства Яценюка и Гройсмана так и не решились установить единую цену на газ. До 17 октября 2018 г.
Кабмин пять раз продлевал «Нафтогазу» спецобязательства продавать населению газ по низкой цене. Даже после нынешнего повышения цена газа для населения далека от цены для промышленности. Ведь с 1 октября «Нафтогаз» поднял стоимость топлива для двух категории промышленных потребителей до 13,4 грн. за тыс. куб. м, для другой – до 14, 5 грн. за тыс. куб. м. Теперь цены на газ в Украине привязаны к цене «голубого топлива» в европейских газовых хабах, где она в последнее время растёт по многим причинам.

Был ли вариант у правительства не прислушиваться к требованиям МВФ? Владимир Гройсман утверждает, что в таком случае Украину ожидал бы дефолт по внешним платежам уже в начале 2019 года. И если кто-то думает, что дефолт не повлиял бы на жизнь рядовых граждан, то глубоко ошибается. Украина – импортозависимая страна, которая ввозит из-за рубежа 85% горючего, 90% потребительских товаров и одежды и т. д. и т. п. Скачкообразный рост курса валют по отношению к гривне в результате дефолта немедленно бы взвинтил цены на все товары – достаточно вспомнить, какая потребительская паника охватила украинцев в феврале 2015 г., когда курс кратковременно вырос до 42,5 грн./долл.

Конечно, у Владимира Гройсмана были и другие варианты, среди которых – за два года пребывания у власти запустить реальный газовый рынок для населения. Тогда бы цены на газ пришлось определять не правительству, а многочисленным операторам рынка. Безусловно, становлению реального рынка за эти 24 месяца мешали десятки факторов, но … дорогу осилит идущий. Пока же она не пройдена – и это главная ошибка.