Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Они не опускали рук

405

Эксперты признали Человеком года на Сумщине Орест Коваля. Все итоги рейтинга «ТОП 50 полезных людей и их дел», «Золотая», «Спортивная» и «Зеленая» десятки 2013 г.

Итоги седьмого (!) рейтинга «Сумщина ТОП 50» подведены. Кратко читатель может ознакомиться с ними здесь, в газете; более подробно, – традиционно в специальном журнале, который появится в свободной продаже в конце февраля, а всем подписчикам «Панорамы» его доставят вместе с газетой. Оргкомитет рейтинга поздравляет всех лауреатов, говорит им огромное спасибо и желает совершать свои полезные для страны и общества дела и в дальнейшем. Засим переходим непосредственно к нашим сегодняшним героям.

Барокко ХХI века

Человек-фестиваль, человек-музыка и легенда маленького города. Он уже не впервые номинируется в рейтингах газеты “Панорама” “ТОП-50″,”Золотая десятка” и “Человек года”. Ореста КОВАЛЯ знают все, так как фестивали классической музыки в Сумах и на Сумщине проходят регулярно с 1993 г. “Organum”, “Васh-fest” – эти названия у всех на слуху, а ведь были еще в истории сумских музыкальных фестивалей “Jaz-fest” и Международный фестиваль в Шостке, и Всеукраинский фестиваль “30 років органного мистецтва в Сумах”. И если посмотреть на все объективно, то все это стало реальным благодаря энергии одного человека. На самом деле ежегодные фестивали классической музыки прижились не во всем мире, а нашим небольшим, но любимым Сумам есть чем гордиться сегодня, помимо не такой уж древней истории, выдающихся граждан в роде семьи Харитоненко, очень частично сохранившегося архитектурного наследия и т. п. Музыкальные фестивали отличает то, что они создавались как феномен культурной истории города на наших глазах, участие в процессе Ореста Романовича несомненно и незаменимо. Позже обозначились желающие стать во главе, взять под патронат, а в самом начале все держалось на усилиях, нервах, вере и неожиданном для музыканта административном таланте одного человека. Конечно, трудился Орест Романович не один, но без него ничего не состоялось бы, это подтверждают многие соратники и сочувствующие.

Перейдем на личности

Родился Орест Романович во Львове, родители его встретились на территории оккупированной Польши – вот такая непростая судьба уроженца Западной Украины, поселившегося в Сумах. Орест Коваль учился во Львовской музыкальной школе, потом – в Киевской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, сначала – по классу фортепиано, а позже – по классу органа. Фортепиано очень любил, всегда старался добиться совершенства во владении этим инструментом, но потом в жизни появился орган – “король музыкальных инструментов”, как иногда характеризует его Орест Романович. В 90-х годах в стране стали открываться органные залы, появилась потребность в музыкантах. Появился орган и в Сумах, сначала в помещении Троицкого собора. Возник по этому поводу затяжной конфликт со служителями религии, но, слава Богу, все теперь позади, орган занял свое место в зале Областной филармонии. А ведь называли его “диавольским инструментом”! Орест Романович только вежливо недоумевал по поводу такого определения: “Як можна про музику Баха так говорити?!” Музыку эпохи барокко Орест Коваль считает вершиной, над которой только Тот, чье имя не упоминают всуе. По крайней мере, так он высказался в неконспектируемой беседе с нашим журналистом несколько лет назад… Орган монтировался, демонтировался, переносился. Все это время Орест Коваль находился в сердце событий, несколько раз пришлось побывать в гостях у изготовителей органа – на чешской фирме “Riger-Kloss”, изучать технологию производства. Орган – инструмент штучный, адаптированный к конкретному залу, а производство сериями – все-таки отступление от традиций…

Чудо-машина и вера в успех

Но продолжим по порядку о нашем герое. О своем жизненном пути Орест Коваль говорит: “Якби я відразу став органістом, то навряд чи домігся б того, чого досягнув сьогодні. А так я був поставлений перед потребою виживання, мусив багато чому вчитися. Загалом вважаю, що всі проблеми лише на користь людині, вони змушують її шукати нові шляхи, рухатись уперед”. А проблемы были и не только творческие. Орест Романович однажды рассказывал, как приходилось “таксовать” на своем стареньком москвиче. Забегая вперед, скажем, что если бы у всех музыкантов с мировыми именами, которых позже Орест Романович подвез на этом автомобиле от сумского вокзала до гостиницы, филармонии и обратно, взять автограф, если бы каждая знаменитость расписалась на капоте, то транспортное средство уже стало бы музейным экспонатом. По окончании филармонии самой насущной проблемой оказалось трудоустройство по специальности. В родном Львове это было невозможно и Орест Романович в стал преподавать в Сумском музыкальном училище по классу фортепиано. А с 1989 по 1991 г. г. был солистом Ровненской консерватории. Именно тогда появилась идея заняться концертно-фестивальной деятельностью. Орест Коваль сам организовывал свои концерты и сам же их вел. Поначалу присутствовало некоторое сценическое волнение, а потом почувствовал, что публика его воспринимает не только как музыканта, но и в качестве ведущего.Тогда и появилась мысль организовывать концерты не только для себя, но и для друзей. Так постепенно родилась идея фестивалей классической музыки. Теперь без него немыслим ни один классический фестиваль. А средства на первые фестивали искать было непросто. Пользуясь своим талантом общаться и убеждать, продюсер Орест Коваль находил в Сумах спонсоров. Музыкантам оплачивали дорогу, предоставляли жилье, обеспечивали питанием. И ни на одном концерте ведущий не забывал поблагодарить всех спонсоров поименно. Несколько раз на проведение фестивалей предоставлялись гранты от фонда “Відродження”, в последние годы стали поступать средства от области.

Фестивали обязаны жить

Все “фесты” стали регулярными и ожидаемыми публикой событиями. В начале 90-х очень многие представители интеллигенции оказались в роли продавцов на местных рынках. Но даже тогда можно было случайно подслушать не совсем базарные разговоры о том, какой сегодня вечером концерт, сколько стоит билет и какие из концертов фестиваля ни в коем случае нельзя пропустить. Не очень обеспеченным людям приходилось выбирать и они выбирали!

Работа по развитию музыкальной культуры на Сумщине ведется спокойно и целенаправленно. По словам Ореста Коваля, собрать к определенному сроку в Сумах музыкантов практически со всей Европы, или даже мира, не так то просто. У каждого из них составлено расписание выступлений на год вперед, но тем не менее, артисты находят “окна” для того, чтобы выступить в нашем не очень знаменитом городе. Тут, конечно, помогают личные контакты и электронная почта, но главное – энергия одного человека.

Еще одно из направлений деятельности нашего номинанта – поддержка молодых талантов, организация мастер-классов для молодых музыкантов с маститыми мастерами. Орест Коваль удостоен звания Заслуженного работника культуры Украины. На его творческом счету редактирование книги австрийского музыканта Н. Харнонкурта “Музика як мова”. При творческих встречах Орест Коваль часто использует фильмы и слайды, иллюстрирующие определенный культурный пласт. По нашему мнению он является одним из наиболее выдающихся деятелей культуры и не только в городском масштабе.

Браво, Орест Романович! Вы дали жизнь мировой классике в нашем не очень знаменитом городе, помогли сумчанам почувствовать себя гражданами мира и хозяевами Сум одновременно. Люди это ценят и помнят.