Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Обыкновенный необыкновенный человек

160

Евгения ЛИСИЦЫНА — одна из наиболее известных органистов-виртуозов Домского собора. Сыграла более тысячи концертов в разных городах бывшего Советского Союза, в большинстве стран Европы

Виктория Данченко

В нашем городе в дни «Бах-феста» Евгения Лисицына дала не один, а два концерта — по просьбе поклонников, которые, видимо, есть практически в каждом городе бывшего СССР. Перед концертом нам удалось ненадолго отвлечь гениальную органистку.

Досье

Евгения Лисицына родилась в подмосковном городе Ступино. Окончила Санкт-Петербургскую консерваторию им. Н. Римского-Корсакова по классу фортепиано (профессор В. Нильсен) и Латвийскую государственную консерваторию им. Я. Витолса по классу органа (профессор Н. Ванадзиньш). Записала более 20 долгоиграющих пластинок для фирмы «Мелодия», шесть СD. Ее записи признаны наиболее популярными.

Хобби вязать, придумывать концертные наряды
Любимый композитор И. С. Бах
Любимый инструмент орган
Любимые книги исторические

[q]r: Евгения Владимировна, считаете ли Вы свою профессию редкой? [/q]
Е.Л.: Раньше женщин-органистов было действительно мало. Сейчас органисты, в основном, именно женщины. Считаю, что физиологически женщина больше приспособлена к игре на органе.

[q]r: Каким образом Вы пришли к решению стать музыкантом? [/q]
Е.Л.: Наверное, моя судьба, как и у всех нас, была предопределена свыше. Я чувствую, что по жизни меня что-то ведет. Когда мне нужно было принимать какие-то важные решения, я не могу сказать, что я сильно переживала, ломала голову. У меня все происходило естественно. Где-то подсознательно я понимала, что нужно сделать именно так.

[q]r: Ваши родители имели отношение к музыке? [/q]
Е.Л.: Нет. Они были страстными любителями музыки. Я еще не родилась, а папа уже знал, что я стану музыкантом. Он очень любил оперетту. Я с папой ссорилась, возмущалась, ведь это легкий жанр. Позже поняла, что и в этом жанре есть прекрасные примеры, а в классике не всегда так все полноценно, как мы себе представляем.

[q]r: Ваши первые музыкальные впечатления? [/q]
Е.Л.: Первое мое воспоминание о знакомстве с органом произошло во время просмотра фильмов «Марите» и «Прелюдия славы». Помню кадры, когда показывают в церкви орган — эту барочную красоту. Меня как будто молния ударила, этот момент врезался в мою память. Я как будто захлебнулась от удовольствия, от того, что, оказывается, в этом мире существуют такие необыкновенные прелести. Мне было тогда 6–7 лет.

Евгения Лисицына считает свой характер нелегким: «Я — строптивая. Я всегда хотела знать свою профессию досконально»

[q]r: Каким было Ваше первое знакомство с органом в реальности? [/q]
Е.Л.: Первое, что потрясло, — совершенно другие принципы звукоизвлечения. Если держишь аккорд на фортепиано — звук постепенно угасает. У органа — пока держишь ноту, она будет звучать. Основное средство выразительности у него — время звучания ноты. Меня это поразило, я этого не ожидала.

[q]r: Как Вы оказались в Риге, в Домском соборе? [/q]
Е.Л.: Из-за всяческих сложностей я вынуждена была уехать в Ригу. В Петербурге не было условий для занятий, а в Риге я прошла весь курс обучения на органе за один год. Студенткой второго курса я сыграла первый сольный концерт в Домском соборе, который на долгие годы стал моим родным домом. В нем я выросла как музыкант. В Домском соборе находится уникальный инструмент, механизм которого не заменяли, он так и остался, к счастью, старинным.

[q]r: Вы вспоминаете своих учителей? [/q]
Е.Л.: У меня был очень мудрый, интеллигентный, образованный преподаватель. У него учились С. Прокофьев, М. Юдина. Он называл меня доченькой, всячески заботился обо мне. Его высказывания до сих пор помогают мне: «Каждый дефект имеет свой эффект» или «Кто нервничает, тот теряет». В 2002 году в честь 110-летия моего учителя я сыграла цикл концертов, посвященных его памяти.

[q]r: Вы целеустремленный человек? [/q]
Е.Л.: Я не могу так сказать. Просто у меня была страсть к музыке. Это как влюбленность: человек бессознательно поддается этому влечению. Мой учитель несколько раз видел меня за органом. Он спрашивал: «Вы что,здесь ночуете?»

[q]r: Вы исполняете все органные произведения Баха? Что значит для Вас его творчество? [/q]
Е.Л.: Бах вызывает удивление. Как человек мог такое создать?! Бах для меня еще и ученый. Он написал такие чудеса! Кажется, что эту гениальную музыку сочинил компьютер, а не живой человек.

[q]r: Встречи с какими людьми для Вас были важны? [/q]
Е.Л.: У меня их было очень много. Играла концерты с Е. Образцовой, З. Долухановой, М. Биешу, О. Коганом.

[q]r: Как Вам живется в Латвии? [/q]
Е.Л.: Был очень тяжелый период. В 1993 году нашу филармонию в Риге закрыли, на улице оказалось 400 человек. Было ощущение пустоты, я не знала, что делать. У меня не было никаких концертов. Мы просто выживали.

[q]r: Сейчас что-то изменилось? [/q]
Е.Л.: С присоединением к Европе многое стало меняться в лучшую сторону. Ведь важно одно — приносит ли пользу человек. Очень приятно, что сейчас меня снова приглашают на музыкальные фестивали в Латвии, в день моего рождения, 11 ноября, в мою честь в Доме латышского общества хор исполнил «Здравицу». В 1995 году мне присвоили звание почетного гражданина Латвии. Так приятно ощущать, что ты нужен. Ведь для меня Латвия стала родной страной.

[q]r: Что дает Вам силы? [/q]
Е.Л.: Музыка и дети. Один из моих сыновей по профессии юрист, другой — регент в монастыре в Звенигороде. На данный момент я еще воспитываю внука.

[q]r: Жизненный опыт изменил Вас? [/q]
Е.Л.: С возрастом по-другому на все смотришь: обостряются чувства, более бережно ко всему относишься.

[q]r: Нравится ли Вам современная органная музыка? [/q]
Е.Л.: Искусство должно согревать душу, воздействовать на человека. Есть музыка — конструкция, не вызывающая эмоций. Такую музыку исполнять в тягость. Много композиторов сочиняют произведения для органа, не зная досконально возможности инструмента. Много музыки, вызывающей смех. Некоторыми произведениями наслаждаюсь. Например, Барбер — «Адажио», «Токатта».

[q]r: Как относитесь к оперным экспериментам? [/q]
Е.Л.: Плохо. Я называю это «хулиганством». Театр стал искусственным, неживым. Пишите новую музыку, либретто, а не смешивайте с грязью Моцарта, Чайковского и других. Сейчас наблюдается падение нравов, вкусов. Нет благородства, возвышенности. Но я надеюсь, что это пройдет.

[q]r: Что Вас сейчас увлекают в творчестве? [/q]
Е.Л.: Для меня важно делать что-то свое, оригинальное. Очень заинтересовалась переложениями. Сделала Мусоргского «Картинки с выставки» сначала для трех органов, потом стала использовать колокола, теперь я это произведение играю с 14 ударными инструментами! Это неслыханно — орган с ударными!

[q]r: Вы счастливый человек? [/q]
Е.Л.: Совершенно. Я занимаюсь любимым делом. Бог дал мне энергию для этого.